Питер Хёг "Смилла и её чувство снега"

Dec 05, 2010 11:56


Неделю назад поздним вечером купила книгу небезызвестного Питера Хёга "Смилла и её чувство снега" и тут же начала читать. Наутро в Москве пошел снег... Я задумалась, уж не я ли вызвала снег своим приобретением, словно шаман, стучащий в бубен и вызывающий дождь на засушливую почву в период летнего зноя. Написала об этом mr_zheka в Омск, на что друг мне ответил, что в Омске той же ночью снег просто повалил.
Согласитесь, есть в снеге нечто медицинское, усыпляющее, похожее на анестезию. Так и «Смилла и её чувство снега». Вы знаете, это очень необычная книга, и мне совсем не хочется её глотать. Эта книга посвящена одиночеству. Изучение собственного одиночества сродни изучению снега, которым занимается главная героиня. Для одиночества, как и для снега, тоже есть сто тысяч миллионов разных названий - для каждой его разновидности, для одиночества в летний полдень, в осеннюю полночь, зимним утром, в магазине, на рынке, в метро, в собственном туалете. Это каталогизированные подвиды одиночества, узнаваемые по вкусу, цвету и запаху. Она обратила меня к настроению, некогда захватившему меня в средних классах при знакомстве с творчеством Габриэля Гарсиа Маркеса. Конечно, это был роман «Сто лет одиночества». Мне было 12. Что я могла тогда знать об одиночестве? Знать - немного, но могла чувствовать его дыхание в родительском доме, где мы жили большой разнородной семьей, каждый член которой был одинок по-своему. Тогда я выпивала роман залпом, как стакан прохладной воды в жаркий день; ела его по частям подобно размеренному поеданию канапе с креветкой и кусочками авокадо; читала рано утром, зарывшись теплое, еще хранящее сон одеяло, и по дороге в школу тоже. Тогда же составила генеалогическое древо семьи Буэндиа. Каждый из героев книги оставил тогда во мне какой-то след. Полковник Аурелиано Буэндиа стал моим самым близким другом - мы вместе предчувствовали неладное, а когда он стал совсем стар, я сидела подле него, когда он выплавлял своих золотых рыбок…
Повзрослев, я перечитывала «Сто лет одиночества» три раза. Но хорошо помню те настроения и чувства, что вызвала у меня эта книга при первом прочтении. И вот открываю роман Питера Хёга и некогда знакомая волна настигает снова - «Я чувствую себя так, как будто кто-то снял с меня крышку и прошелся вверх и вниз большим ершиком для мытья бутылок».
Я только начала читать и боюсь загадывать, чтобы не разочароваться. Но спасибо «Смилле» за настроение.
Пойду приму пару страниц перед сном.

чтиво

Previous post Next post
Up