«Октябрьская революция не молилась за врагов своих и не благословляла проклинающих ее, но она сделала реальные шаги к действительной солидарности большинства людей. Это была классовая нравственность, ибо, например, говоря о братстве народов, революция защищала прежде всего права угнетенных наций и национальных меньшинств. Это была нравственность, ибо Октябрьская революция осуществляла свои заповеди на деле и у себя дома, то есть обращала их на самое себя. Революционная Россия пошла на такие большие уступки народам, входившим в состав прежней царской империи, что, по словам Ленина, это могло показаться даже толстовством.
Революция создала невиданный на земле нравственный климат, требуя особой деликатности по отношению к национальным чувствам обиженных раньше народов, больших и малых. Это было что-то действительно новое, убеждающее, и такие исторические факты не проходят даром. Ничто не может стереть их в сердцах людей - ни клевета, ни грязная проповедь раздора и шовинизма. Без классовой нравственности Октября не могло быть и тех явлений национального сотрудничества, которые замечаются ныне во всем мире.
Другой нравственной заповедью Октябрьской революции стало отвращение к нетрудовому образу жизни. Прежде гордились возможностью жить без труда, пользуясь услугами других. Теперь начали стыдиться своих преимуществ и, по крайней мере, прятать их от других людей. Даже наивные с нашей нынешней точки зрения черты времени вытекали из убеждения в безнравственности всякого барства. Было неловко пользоваться трудом носильщика, официанта. Классовая мораль труда оказала большое влияние на все слои общества, и зажиточный крестьянин, как рассказывал Ленин в одной из своих речей, искренне не хотел, чтобы его считали буржуем».
Мих. Лифшиц, «Нравственное значение Октябрьской революции» (Собрание сочинений в трех томах. Том III. Москва, «Изобразительное искусство», 1988, С. 230 - 258).
Издавна известно, что одним из самых болезненных ударов по идеологическим противникам является осквернение и забвение священных дат. Праздничная годовщина - это не просто день воспоминаний о былом, это верность содержанию. Перестать чтить годовщину означает отступить от глубинного смысла явления, лишиться хорошей возможности для распространения основных идей и фактов исторической правды, стоящих за давним свершением наших предков.
Был в СССР важный государственный праздник - 7 ноября, который назывался «годовщина Великой Октябрьской социалистической революции». Когда-то в 1917 году в этот день (по старому стилю 25 октября) восставшие рабочие и солдаты Петрограда взяли штурмом Зимний Дворец, где тогда заседало Временное правительство. После этого глубокой ночью на II съезде Советов Ленин объявил Советскую власть.
Жизнь в стране на следующий день не стала сладкой и лёгкой. Вокруг голод, холод, саботаж буржуазии и чиновников. Организованным в революционные отряды и коллективы трудящимся нужно было сделать ещё очень многое, чтобы тяжесть и лишения отступили. Ещё только предстояло реализовать новые революционные проекты, позволившие серьёзно улучшить быт людей, создать лучшее в мире образование, мощную промышленность и науку, победить в Великой Отечественной войне, запустить космические корабли, отстроить современные города и посёлки. А самое главное - создать самое гуманное и справедливое общество. Совершенно очевидно, что именно после событий Октября всё перечисленное смогло стать реальностью.
По сути все грандиозные свершения советского народа явились следствием того штурма и того исторического съезда октября 1917 года. 7 ноября для советских людей - это праздник праздников, начало начал, историческая рубежная дата, делящая всю человеческую историю на до и после. На самом же деле события октября 1917 оказали влияние не только на советских людей, но и на весь мир, на каждую страну и каждого человека. Даже на тех, кто такой дремучий и необразованный, что про великую русскую революцию и не слышал. Советская Россия, а потом и СССР распространили и без того уже популярную идею пролетарской революции на весь мир, вдохновили коммунистов и рабочих на активную политическую деятельность. Советский опыт давал энергию профсоюзам, партиям, писателям, художникам и журналистам на всех континентах.
Классовая борьба рабочих многих стран после произошедшего в России Октября вышла на новый качественный уровень. Она уже не выглядела как безнадёжное и бесперспективное дело, в чём рабочих всегда старались убедить их наниматели. Деятельность пролетариата превратилась из выбивания минут рабочего времени и копеек заработной платы в требование повторения российского опыта, в борьбу за свой Октябрь.
Первые же законы, принимаемые и воплощаемые революционной властью, говорят о том, что в мире произошло нечто необыкновенное. В разгар мировой войны, развязанной олигархами и капиталистами ведущих держав, Советы призывали к миру и к отмене власти богатеев:
«Советская власть предложит немедленный демократический мир всем народам и немедленное перемирие на всех фронтах. Она обеспечит безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, отстоит права солдата, проведя полную демократизацию армии, установит рабочий контроль над производством, обеспечит своевременный созыв Учредительного собрания, озаботится доставкой хлеба в города и предметов первой необходимости в деревню, обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение» .
(Обращение II Всероссийского съезда Советов от 26.10.1917 «Рабочим, солдатам и крестьянам!»)
Принятые II съездом Советов декреты «О мире», «О земле» советские дети изучали с первого класса школы. Один из первых документов, принятых творцами революции, стал переломным в судьбе всех рабочих мира, борющихся за уменьшение длины рабочего дня. Впрочем, для капиталистов, стремящихся выжать из работников больше прибавочной стоимости, этот документ тоже стал переломным.
«ДЕКРЕТ
от 29 октября 1917 года
О ВОСЬМИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ
1. Рабочим временем или числом рабочих часов в сутки считается то время, в течение которого, согласно договору найма (ст. ст. 48, 60, 96, 98 и 103 Уст. о Пром. Труде), рабочий обязан находиться в промышленном предприятии в распоряжении заведующего оным, для исполнения работ.
Примечание 1. При подземных работах время, употребляемое на спуск в рудник и подъем из оного, считается рабочим временем.
Примечание 2. Рабочее время рабочих, командируемых для исполнения каких-либо работ за пределы промышленного предприятия, устанавливается по особому соглашению с командируемыми рабочими.
2. Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий (п. 1 ст. 103 Уст. о Пром. Труде - нормальное рабочее время), не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения»…
(Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне»)
Позже в СССР рабочий день и рабочая неделя были ещё сокращены, к тридцатым годам какое-то время существовал даже семичасовой рабочий день. События октября 1917 стали для этого движения переломной датой.
Кровью и потом обходилась пролетариям до русской революции борьба за сокращение рабочего дня. Трудовой день в восемнадцать, шестнадцать, двенадцать часов считался когда-то нормой. Лишь путём забастовок, демонстраций и вооружённых восстаний добивались трудящиеся редких послаблений. В Англии и Германии путём напряжённой классовой борьбы рабочим удавалось выбить десятичасовой и даже девятичасовой рабочий день. Лишь в отдельных исключительных случаях (например, в Австралии) рабочие добивались восьмичасового рабочего дня. Но здесь одним из первых декретов новая власть превращала в реальность мечту трудящихся, причём в масштабах большой промышленно-развитой страны. Принятие восьмичасового рабочего дня, этот прецедент мирового масштаба, созданный в новой Советской России, сразу стал примером для рабочих других стран. Борьба за сокращение рабочего времени смогла развернуться с новой силой. Капиталисты всех стран вынуждены были пойти на уступки рабочим. По сути, все мы, ныне имеющие по закону восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю, должны быть благодарны творцам Октября. И, кроме того, в этом направлении ещё есть куда двигаться.
В общем, у советских людей были серьёзные причины для того, чтобы устраивать 7 ноября демонстрации, торжественные собрания и военные парады. В 1927 году вышел документ, закрепляющий статус праздника:
«ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1927 года
О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА
Учитывая потребность трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании дней годовщины октябрьской революции и связанных с нею достижений на пути социалистического строительства - Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. Годовщина октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней - 7 и 8 ноября.
Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР (за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в которых работа должна производиться беспрерывно).
2. Особые дни отдыха устанавливаются, начиная с 1928 года, в числе семи в год, в порядке, определяемом кодексами законов о труде союзных республик.
3. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается согласовать законодательство союзных республик с настоящим постановлением.
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ»
(источник)
Один из самых известных парадов, проведённый в честь годовщины Великого Октября прошёл в Москве 7 ноября 1941 года. Авангарды фашистских колонн в бинокль рассматривали Кремль, но по Красной площади всё равно проехали советские танки, прошла пехота, а верховный главнокомандующий Сталин произнёс вдохновляющую речь. Прямо с парада войска отправились на фронт, а сам факт празднования годовщины Октября даже в такой сложный период войны показал всем борющимся с фашизмом людям, что адепты пролетарской революции способны развернуться в этой войне в полную силу.
В мирные годы строительства социализма в советских семьях в день Октябрьской революции было принято накрывать стол, принимать гостей, произносить тосты.
Массовые торжественные мероприятия 7 ноября проводили в Советском Союзе вплоть до 1990 года, когда состоялся последний парад на Красной площади, посвящённый Октябрю.
Когда произошли контрреволюция и распад СССР, отмечать 7 ноября с прежним размахом со стороны новых правящих групп стало не модно. Однако капиталистической власти не удалось уничтожить левую оппозицию. Даже несмотря на то, что в 1996 году Ельцин своим указом переименовал праздник в позорный «День согласия и примирения», коммунисты и боевые профсоюзы продолжали выходить в этот день на площади с красными флагами, проводили митинги и праздничные шествия.
И вот в конце 2004 года со стороны олигархического депутатского корпуса появляется новая «законотворческая инициатива». Однажды три депутата ГД: В.Н. Богомолов («Единая Россия»), О.В. Еремеев («Единая Россия») и В.В. Жириновский («ЛДПР») внесли на рассмотрение парламента проект федерального закона «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». В пояснительной записке в частности говорилось: «7 ноября - Годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения - связан с советским периодом российской истории и в той или иной мере является источником напряжения в обществе. Взамен данного праздника предлагается 4 ноября отмечать День народного единства - годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 г.). Введение данного праздника будет своего рода данью уважения к российской истории в период до 1917 года». Проект, конечно же, прошёл все необходимые по протоколу процедуры и, в конце концов, был принят под номером 201-ФЗ от 29 декабря 2004 г.
С тех пор 7 ноября официально не выходной день, а лишь «памятная дата» по случаю героического парада 1941 года. Даже как-то странно получается: парад 1941 года чтим, а то событие, в честь которого тот парад проводился, вроде как уже стараемся забыть.
Не стоит думать, что депутатское рацпредложение - это только их затея. Даже авторы законопроекта сами открыто заявляют, что беспокоятся об общественном благе и действуют от имени «народа». Какой именно народ они представляют? Современное российское общество разделено на классы, чьи интересы не просто разные, а прямо противоположные. И господствует сейчас класс капиталистов. Выступать по любому поводу находясь во власти, означает выступать от имени правящего класса. Группа олигархов и дельцов раскручивает известные политические партии, например «Единую Россию» и «ЛДПР». А уж те не остаются в долгу и по полной программе отражают интересы своих спонсоров в органах власти. Такой вот классический способ осуществлять диктатуру через буржуазную демократию.
Капиталисты злопамятны. Они знают, что 7 ноября является важной вехой в истории нашей страны и почитается значительной частью населения. Но капиталисты знают также, что праздник этот классовый, пролетарский и антикапиталистический. Когда-то, в далеком 1917 году все олигархи, заводовладельцы и прочие надменные господа с треском проиграли ключевой исторический раунд. Эксплуататоры до сих пор сильно переживают по поводу произошедшего и подозревают, что история обязательно и в недалеком будущем снова даст им пинка. При этом действующий в России режим приложил огромные усилия, к тому, чтобы не только отменить символическую сторону Октябрьской революции и предать забвению её дату, но и в первую очередь к тому, чтобы уничтожить все содержательные достижения Октября. В результате перестройки, которая по сути своей была контрреволюционным переворотом, свернули социализм. И промышленность и образование и наука оказались за период новейшей капитализации частично угроблены, частично переформатированы на обслуживание ныне господствующего класса. Озверевшие от отсутствия адекватного сопротивления со стороны нынешнего пролетариата «элитарии» подбираются и к восьмичасовому рабочему дню. Например, олигарх Прохоров предлагает узаконить шестидесятичасовую рабочую неделю.
Что бы ни говорили всяческие платные идеологи, существование классовой борьбы сами капиталисты своими же действиями явно признают. Отношение буржуазного режима РФ ко дню триумфа российского пролетариата - лучшее доказательство тотальной очевидности разворачивающегося классового противостояния.
Если господствующий класс чего-то сильно хочет, то он будет поручать воплощение этого желания своим ответственным представителям. Так произошло и с отменой красного дня календаря 7 ноября. Враг обратил внимание на историческую дату потому, что она имеет огромное значение. Их режим будет сопротивляться возвращению праздника. Выходной день в годовщину Октября привлечёт к себе внимание всего общества. Люди станут задавать вопросы. Что отмечаем? Что произошло в далёком 1917 году? Многие узнают, что празднуем мы национализацию промышленности и банков, рабочий контроль, торжество рабочей Советской власти. Все левые получат прекрасный информационный повод для антикапиталистической и коммунистической пропаганды. Свободные от работы люди массово смогут принимать участие в праздничных мероприятиях, где с неизбежностью получат порцию антибуржуазных аргументов и революционного драйва. Даже медийные корпорации будут вынуждены освещать событие без негативных красок, раз уж это государственный праздник. Телевизионщикам придётся крутить полузабытые советские революционные фильмы с такой же необходимостью, как военное кино к 9 мая.
Левые, порознь собирающие каждый год на 7 ноября небольшие группы единомышленников, могли бы уже осознать, что борьба за годовщину Октября могла бы стать объединяющим фактором. Да, в стане коммунистов и социалистов ныне много разногласий. Но те, кто понимают значение Октябрьской революции, пока не выносят требование вернуть праздник как государственный в число своих основных лозунгов. Для многих это какая-то второстепенная задача. А между тем, стоит вспомнить, как в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века социалисты и рабочие с огромным упорством проводили празднование Первомая, даже в условиях запретов и репрессий.
От дня солидарности трудящихся мы не отступим, но стоит признать, его капиталисты сумели причесать в свою пользу. Пролетарскую же революцию, Октябрь, им завуалировать гораздо труднее. Отсюда все эти глупые придумки с переименованием в «день согласия и примирения» и в «памятную дату о параде 1941 года».
Необходимо поднять лозунг с требованием объявления государственным праздничным днём 7 ноября. И назвать его только годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. В борьбе за легализацию праздника заодно можно было бы провести отсев всяких левоватых от истинно левых: вы за Октябрь или против?
Капиталисты хорошо понимают только язык силы, если они увидят силу, они подчинятся или, по крайней мере, начнут приспосабливаться. Лозунг «Великий Октябрь - всенародный праздник!» многократно тиражируемый на каждом митинге и любом массовом, организуемом левыми мероприятии, мог бы воплотиться в реальность. Это как про Карфаген, который должен быть разрушен. Господа буржуазные политики боятся источников социального напряжения в обществе, но при этом легализуют «день националиста» 4 ноября. Врут они про напряжённость, они и сами готовы её создавать, если речь идёт об их классовых интересах. Разговоры о возможном грядущем повышении порога пенсионного возраста - тоже источник социального напряжения. Но эту идею время от времени вбрасывают в общество - только для того, чтобы потом было легче её воплотить.
Исполняющие волю капиталистов депутаты по-военному точно подобрали момент для того, чтобы отменить празднование 7 ноября. Российский пролетариат в 2005 году не оказал сопротивление и проглотил этот удар по своей святыне, как проглотил другие последние удары: реформирование трудового законодательства, лишение доступного жилья, общее сокращение прав трудящихся. К тому же в 2005 году трудящиеся были заняты оборонительными акциями протеста против монетизации льгот для пенсионеров и отмена праздника «прокатила под шумок».
В те месяцы, когда правительство продавливало отмену льгот пенсионерам, только тех регионах России удалось сгладить тяжесть резкого перехода, где трудящиеся смогли организоваться и показать капиталистическим властям зубы. У чиновников и олигархов от этих зубов дрожат поджилки даже тогда, когда имеется в наличии подавляющее превосходство в силах. Когда режим встретится с народной волей, он пойдёт на уступки. Именно таким способом можно продавить возврат важнейшего советского праздника 7 ноября. Это будет маленькой победой. Такие победы нужны левым, чтобы поверить в свои силы.
Вячеслав Сычёв
От редакции: Нельзя не согласиться с автором в основной мысли статьи. Власти действительно прилагают все усилия к тому, чтобы вымарать из общественного сознания значение Октябрьской революции и её годовщины. Правда забывается, на её место приходит ложь и вымысел… Но нам хотелось бы подчеркнуть, что не только Кремль повинен в историческом забвении 7 Ноября. Коммунистическая партия Российской Федерации - партия «официальных коммунистов» - сделала немало для того, чтобы выхолостить революционное значение этого праздника. Ежегодные митинги КПРФ в Москве и многих других городах, проводимые в день 7 Ноября, напоминают что угодно: праздник «народного единства», гуляния, ритуальщину - только не акцию последователей революционного учения. Истошные крики «ура», поздравления, песни и пляски - всё это оставляет ощущение пира во время чумы. А содержание речей Зюганова таково, что революционные матросы Октября наверняка поставили бы его к стенке…
Власть использует немало инструментов для того, чтобы похоронить годовщину Октября, предать память о ней забвению. И один из таких инструментов - придворные «коммунисты».
http://www.rotfront.su/?p=7283