Оригинал взят у
uta_kryakva в
Бывает ли рай симбиотическим?Как-то случайно, благодаря какому-то комментарию, я наткнулась на свою старую запись о негативной терапевтической реакции:
http://uta-kryakva.livejournal.com/90271.html?view=4398495#t4398495. И мне стало понятно, что в ней не хватает чего-то очень важного:)
Когда и у каких людей возникает потребность отреагировать свои чувства к другим через себя? Какие люди и в каких случаях не находят иных способов мести как причинение вреда самим себе? каким людям может быть настолько страшно отделяться и чувствовать себя отдельными от своего внутреннего объекта? Что и вызывает в конечном итоге негативную терапевтическую реакцию.
Итак, мы имеем человека, который решив мстить, например, за использование его матерью, вместо этого наносит ущерб самому себе. Лишая себя какого-то хорошего результата, удовольствия или возможности, разрушая неосознанно, конечно, плоды своего труда. То есть подобно той самой матери сам использует себя как орудие мести.
Всем наверное знакома та самая фраза, которую часто употребляют, чтобы показать неадекватность попыток мести или злости, "назло маме отморожу уши". А ведь и вправду, если ее говорит маленький ребенок, то маме как минимум вместо удовольствия от общения с ним придется лечить ему уши. Так что, конечно, доля истины в такой "мести" есть. Как стать невкусным ибо только такая возможность есть у ребенка, причаленного его матерью и отвергну того ей как личность.
Такие люди, склонные причинить вред самим себе выросли в симбиотических отношениях, где никаких границ и разниц между людьми не было. Где все чувства, желания и прочее словно принадлежали всем сразу и никому в отдельности. Многие даже мечтают вернуться в такой "симбиотический рай", воспринимая послание из семей, как "мы одно целое". В то время как оборотная сторона этого - глубокое отвержением - у нас тут только одно место, или вливайся или ты не нужен. И ребенок разумеется вливается, теряя при этом (точнее не обретая) возможности расти и развиваться собственной личности. Ведь рост возможен лишь в каком-то безопасном и принижающем пространстве, которое симбиотическая личность никак не сможет предоставить. Несепарированные люди в итоге начинают пугаться и сопротивляться возможной автономии, не в силах пережить и переработать свою сепаративную тревогу. В этом случае им приходится стать нечувствительным к их боли, которую им причиняет невозможность отдалиться от внутренней негативной матери и продолжение боли от отношения к себе, копирующего их мать в ее худших проявлениях.
В итоге во внутреннем мире таких людей хранятся сырые "неперевареные" образы матери, так как в симбиотических отношениях у ребенка есть лишь возможность полной идентификации с матерью и не появляется никакого шанса развивать и узнавать собственную личность. В итоге, при таких идентификациях, человек лишь с большим трудом осознает, что огромная часть его занята копией его матери.
Как говорят аналитики, самость не отделена от объекта. А в таких случаях у самость нет возможности развиваться. Например Ф. Саммерс называет такую самость "хрупкой", описывая таких людей как глубоко непонимающих собственно самих себя и имеющих огромные куски личности, выходящие за пределы осознанного "я" и пользующихся очень ранними ранними защитами, одной из которых несомненно является бессознательная идентификация с негативной стороной матери (не путать с матерью как отдельной личностью).