Жестовые игры для детей, или чем занять малыша в дороге

Aug 08, 2013 19:47



Поездка в транспорте может оказаться очень эффективной для развития коммуникативных навыков ребенка. Как? Очень просто: иcпользуйте жестовые игры. Ведь в дороге, в путешествие так много всего происходит и у мамы есть возможность все объяснять и показывать.

Стишков, потешек и пальчиковых игр существует огромное количество. Сложно представить, чтобы мама знала всю литературную классику наизусть. Да этого и не требуется. Маме достаточно запомнить 5-6 стишков - игр, в которые он готов играть очень долго в самолете, в поезде и в машине тоже.



Совсем маленькие дети обычно быстро укачиваются и спят в транспорте долго и крепко.
Малыши постарше уже спят значительно меньше, и с ними можно заниматься самыми разными вещами. В этом возрасте дети очень любят разглядывать окружающее пространство и все, что в нем происходит. Но происходит так много всего, вокруг все настолько ново и интересно, что у маленького человека глаза разбегаются, и мозг просто не может вместить в себя сразу знания обо всем. Поэтому мама может выделять из пространства определенные предметы, людей и события и обращать на них внимание малыша, «посмотри, какая у тети красивая сумка», «посмотри, какая интересная шторка на окне», «какие красивые облака за окном», «трактор едет - дыр, дыр». Можно придумать особые жесты и звуки, которые обозначают часто происходящие события или обозначают часто встречающиеся предметы.

Поезд едет - и мама с малышом говорит «Ту-Ту» или «Чух-Чух» и, поднимая правую руку вверх, сжимают и разжимают кулачок. Этот жест обозначает, что идет поезд, а из трубы у него идет дым.

В самолете, поезде, тем более машине всегда встречаются лампочки, которые, то зажигаются, то гаснут. Привлечь внимания ребенка к горящему огоньку просто. А, посмотрев на огоньки, можно вспомнить игру.

Кулачки как шарики
(держим руки вытянутыми перед собой, сжимаем ладошки в кулачки)
Шарики - фонарики
(крутим кулачками в разные стороны)
Покрутили шарики
(активно продолжаем крутить кулачками в разные стороны)
И зажглись фонарики.
(резко разжимаем и сжимаем кулачки)

После года дети начинают изучать свое тело, любят показывать, где у них ушки, где носик. Эта игра обычно заканчивается заливистым смехом ребенка, который может поднять настроение не только маме, но и другим пассажирам.
Стенка, стенка
(коснуться поочередно щечек)
потолок
(коснуться лба)
дверь
(коснуться губ)
окошки
(коснуться поочередно глазок)
дзинь - звонок
(коснуться носика)
Когда ребенок подрастет можно продолжить с вопросами:
- мама дома?
- да
- гармонь готова?
- да
- поиграем-поиграем
(начинаем щекотать ребенка).

Ожидая объявления посадки в аэропорту можно поиграть с ребенком в пилотов-самолетов.

Мы отважные пилоты,
Это наши самолеты -
Два крыла
(махнуть ручками),
одна кабина
(качнуть головой)
Сзади мощная трубина
(качнуть попой).
Разбежались и взлетели - полетели, полетели.
Там внизу остался дом - мы ему махнем крылом!
Выше облака и тучи, выше-выше, круче-круче!
По воздушным ямкам
(ныряем по воздуху)
Пристегните лямки!

А потом посмотреть внимательно на самолеты, находящиеся на взлетной полосе, и найти у него крылья, хвост, турбины, кабину с пилотом. Но если ребенок уже знаком с самолетами гражданской авиации по картинкам в книжках, то радость от знакомства с «самым настоящим» самолетом будет непередаваемой.

Дети начинают говорить, определяя знакомых животных на картинках подражательными звуками. Это игра поможет запомнить малышу «как говорят» разные птицы.
Наши уточки с утра кря-кря кря, кря-кря-кря,
наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га,
а индюк среди двора бал-бал-балды-балда.
наши гуленьки вверху гру-гру-гру, гру-гру-гру
наши курочки в окно ко-ко, ко-ко,
а наш Петя петушок рано, рано по утру прокричал Ку-карре-ку....

Игры с пальчиками малыша всегда увлекательны и удивительны, даже не вспоминая про их важность для развития ребенка.

У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове - рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой.(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)
Он глядит в свое окно.
(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)

Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)

***
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой )

Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)

Кушает листочки: Ам! Ам! Ам! Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам

Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)

Проснулась ( расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)

Полетела, полетела, полетела!
( махать перекрещенными ладонями как крыльями)

***
Забавная жестовая игра про квашенную капусту:

Это что еще за куст?
(руки перед грудью в «замке»)

Это что еще за хруст?
(руки соединены основаниями ладоней и кончиками пальцев)

- Как же мне без хруста,
(руки соединены только кончиками пальцев над головой)

Если я - капуста? Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения ребром ладони со смещением вправо)

Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложены щепоткой и «солят»)

Мы капусту мнем, мнем,
(Сжимаются и разжимаются кулаки)

А морковку трем, трем,
(ладони трутся друг об друга)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
(перемешивающие движения)

В бочки плотно набиваем
(уминающие движения)

И в подвалы составляем
Эх, вкусная капуста!
(погладить ладошкой себя по животу)

***
Строим стенку, Выше, выше,
(руки ладонями к груди, поочередно класть «нижнюю» ладонь на «верхнюю)

Добрались уже до крыши!
(соединить кончики пальцев, изобразим двускатную крышу)

Чья крыша выше? Выше, выше, выше!
(тянуть сложенную пальцами крышу все выше и выше)

Прорубили мы окошко,
(большими и указательными пальцами изобразить прямоугольник)

И дверку для кошки,
(сузить «окошко»)

И дырочку для мышки:
(соединить большой и указательный палец одной руки в кружочек)

Пи-пи-пи-пи-пи!

Все маленькие дети любят играть в прятки. Но ограниченное пространство самолета или поезда позволяет играть только в страусиные прятки. Как это?
Сначала мама своими руками закрывает себе глаза ладошкой. Потом весело говорит «Ку-ку» и отводит ладошки от лица. Малыш видит мамины глаза и радуется происходящему. Можно ладошками малыша закрыть ему глазки. И говорить «Ку-ку. Где мой мальчик? Ах, вот он» И малыш открывает лицо. Главное, чтобы игры радовали саму маму и вызывали у нее искреннюю улыбку.

на заметку мамам, полезное и интересное, игры в дорогу, путешествие

Previous post Next post
Up