9 месяцев внутри, 9 месяцев снаружи

Sep 08, 2011 09:38


«Во время «ручного периода», когда малыш в основном находится на руках у мамы (от рождения до начала ползания), ребенок получает огромный жизненный опыт, который будет накладывать отпечаток на всю последующую жизнь этого человечка. Младенец живет в вечном «сейчас», у него еще не сформировано понятие времени и пространства. Когда его держат родные руки, он бесконечно счастлив, если нет - он впадает в состояние бесконечной пустоты и отчаяния. Разница между уютом материнского чрева и незнакомым ему внешним миром необыкновенно велика, но так задумано природой, и человек готов к этому шагу - переходу из чрева на руки матери. Именно на руки - для того, чтобы продолжить сформировавшуюся во время беременности прочную, неразрывную связь между матерью и ребенком. Для того, чтобы слышать звуки материнского сердца и ритм дыхания, чувствовать родной запах и привычный ритм шагов».Жан Ледлофф, "Принцип приемственности"




А теперь рассмотрим ношение на руках без романтики :). Сухо и по делу.

Понять необходимость ношения ребенка на руках или в слинге будет легче, если вы представите, что вынашивание ребенка длится восемнадцать месяцев - девять месяцев внутри и как минимум еще девять месяцев снаружи. Девять месяцев,  в утробе матери, все системы ребенка  регулируется автоматически. Рождение временно нарушает эту отлаженную систему. Однако ребёнку можно помочь в регулировке этих систем. Мать или отец, которые носят ребёнка в слинге обеспечивают внешнюю регуляторную систему, которая приводит в равновесие хаотичность и нерегулярность младенца. Представьте, как работает эта регулировочная система. Материнская ритмичная ходьба, к примеру (ритм которой ребёнок ощущал на протяжении девяти месяцев), напоминает ему о временах пребывания в матке. Этот знакомый ритм, отпечатавшийся в мозгу ребёнка еще в утробе, теперь снова появляется во «внешней матке» и успокаивает ребенка. Материнское сердцебиение, восхитительно ритмичное и знакомое, напоминает ребенку звуки, которые он слышал в матке, когда он прикладывает ухо к материнской груди. Как еще один биологический регулятор, ребенок чувствует материнское ритмичное дыхание, когда она носит его живот к животу, грудь к груди. Проще говоря, родительские регулярные ритмы оказывают стабилизирующее влияние на сбивчивые ритмы младенца.

При ношении на руках, происходит еще один вид регуляции, гормональная регуляция. Исследователи показали, что если мать и ребенок длительное время находятся неразлучно,  это способствует тому, что ребенок быстрее начинает различать день и ночь. Они считают, что присутствие матери оказывает регулирующее действие на выработку надпочечниками гормонов, которые вызывают сон ночью и обеспечивают бодрствование днем.

Материнский голос, который при ношении на руках или в слинге ребенок слышит постоянно, регулирует движения конечностей ребенка. В ходе исследования, проведенного в 1974 году, анализ видеозаписи движений тела ребенка, когда мать разговаривала с ним, показал, что ребенок двигался совершенно синхронно интонациям материнской речи, когда та говорила с ним на своем уникальном детском языке. Эти синхронные движения не возникали в ответ на чужой голос. В целом, материнские ритмичные движения и речь «учат» ребенка вносить в свои движения больше ритмичности, сдерживая обычные для новорожденных нерегулярность, отсутствие скоординированности и бесцельные движения.

Ношение на руках или в слинге оказывает благотворное влияние и на вестибулярный аппарат ребенка. Вестибулярный аппарат помогает человеку удерживать свое тело в равновесии. К примеру, если вы слишком сильно наклонитесь в одну сторону, вестибулярный аппарат просигнализирует вам, что вам следует отклониться в другую сторону, чтобы не потерять равновесие. Этот аппарат напоминает три крошечных уровня, которые используют в своей работе плотники, один из которых расположен так, чтобы контролировать боковое равновесие, другой - перемещения тела вверх и вниз, а третий - назад и вперед. Эти «уровни» функционируют вместе, чтобы удерживать тело в равновесии. Когда ребенка носят на руках или в слинге, он перемещается во всех трех плоскостях. Каждый раз, как положение тела ребенка меняется, жидкость, содержащаяся в этих  приборах, перемещается к крошечным, напоминающим волоски волокнам, которые вибрируют и посылают нервные импульсы мышцам ребенка, чтобы сохранить его тело в равновесии. До рождения ребенок имеет очень чувствительный вестибулярный аппарат, который постоянно стимулируется, поскольку плод находится в непрестанном движении. Ношение ребенка в слинге «напоминает» ему о движении и равновесии, которые доставляли ему удовольствие в матке, а также развивает вестибулярный аппарат.

Что может произойти, если ребенок не  имеет достатчоно продолжительный контакт с матерью и  проводит большую часть времени лежа горизонтально в кроватке и получает внимание, только когда его нужно покормить и успокоить, а затем опять остается без мамы? У младенца есть врожденное стремление к организованности, к тому, чтобы приспособиться к своему новому окружению. Если предоставить ребенка самому себе, без частого присутствия матери, у ребенка могут развиться неорганизованные модели поведения: колики, беспокойный плач, резкие дергающиеся движения, хаотичные попытки укачать себя самостоятельно, тревожное сосание пальца, нерегулярное дыхание и нарушения сна. Ребенок, который раньше времени вынужден регулировать все свои системы самостоятельно, тратит много энергии на самоуспокоение, расходуя ту ценную энергию, которая могла бы быть использована для роста и развития.

Младенцев не следует оставлять одних для того, чтобы они тренировались и становились сами себе успокоителями, как иногда советуют родителям. Этот отстраненный подход к осуществлению ухода за новорожденным противоречит и здравому смыслу, и опыту, и исследованиям. Исследования поведения многократно доказывали, что грудные дети ведут себя в отсутствие матери более нервно и неорганизованно. Хотя существует множество теорий воспитания ребенка, все исследователи  заботы  о ребёнке с любовью,  сходятся в одном: чтобы младенец развивался эмоционально, интеллектуально и физиологически оптимально хорошо, необходимо постоянное присутствие матери, как при ношении в слинге, осуществляющее необходимое регуляторное воздействие.

использованы

статья с http://www.medn.ru/

книга "Принцип приемственности ",  Жан Ледлофф

физиологический аспект ношения в слинге, психологический аспект ношения в слинге

Previous post Next post
Up