(no subject)

Mar 31, 2009 01:12

у меня сегодня упало давление, и я чтобы успешно искупать младенца, напилась кофе,
поэтому использую бодряк и напишу про хорошую книжку, которую сейчас изучаю

Часто, когда речь идёт о естественном родительстве, читаю "так делали в деревнях", "представьте себе первобытную мать" и прочее "никто не станет варить еду для ребёнка отдельно".

Ну и в этом свете для лучшего и углубленного понимания вопроса я заказала в подарок прекрасную книгу "Русские дети: основы народной педагогики".
Подготовил книгу Русский этнографический музей, так что более авторитетного источника сложно придумать.



Напишу то интересное, что успела прочитать. К счастью часть материалов (видоизменённых) выложена на сайте музея
http://www.ethnomuseum.ru/section66/126.htm
Там есть также материалы, которых нет в энциклопедии.

Прикорм

"В русской традиции ребенка рано начинали докармливать и прикармливать. Это было вызвано не столько недостатком молока у матери, сколько убеждением в его недостаточности для младенца и верой в раннее привыкание к твердой пище. Среди рациональных причин раннего докармливания ведущую роль играла занятость женщины во время полевых работ. Чаще всего в качестве докорма выступало сырое, кипяченое или топленое в печи коровье молоко, разбавленное водой или крупяным отваром, а также чай, квас. Наряду с ними вводились добавки к питанию, восполнявшие недостаток микроэлементов в коровьем молоке. Их ребенок получал из соски с жидкими овощами (моченым яблоком, свеклой, моркови и др.), хлебом, манной или гречневой кашей.

Для искусственного вскармливания использовали рожок, выдолбленный из коровьего, реже бараньего рога или выкованный из меди и серебра. Чтобы изготовить рожок, отец брал свежесрезанный рог, выколачивал из него содержимое и делал на конце желобок или утолщение для натягивания "титьки" - соска коровьего вымени, предварительно тщательно вымоченного в соленой воде. После того, как края рога высыхали и становились твердыми, их полировали и привязывали к готовому рожку. В начале XX века начали распространяться стеклянные бутылочки с резиновой соской. В качестве средства вскармливания и успокоения рожок начинали использовать почти с рождения, но чаще с двух-трех недельного возраста.

Введение густой пищи начинали с жидких молочных каш из пшена, манки, крупчатки, а также тюри из хлеба, баранок, кренделей, которые предварительно пережевывались матерью.. На 5-6 месяце молочная каша становилась непременной частью младенческого рациона. Для грудничков (реже вплоть до трех лет) ее варили в специальных маленьких горшочках - "кашниках", "махотках", "молочниках". Переставали это делать, как только у ребенка появлялись зубы или он начинал ходить. Нередко кроме каши в полгода ребенок уже ел хлеб, картошку, капусту, грибы, лук, огурцы, не считалось вредным покормить его щами.

Окончательный переход на взрослую пищу происходил к 2-3 годам.Часто пограничным моментом становился ритуал отлучения от груди, хотя в некоторых местах ребенка сажали за общий стол и начинали кормить тем, что сами едят вскоре после того, как он начинал сидеть и ходить.

...
С 3-4 лет ребенок уже ел все, но еще не подчинялся распорядку в приеме пищи: ел вместе со взрослыми, но, заигравшись на улице, мог пропустить одну из трапез, а затем перекусить во вне урочное время, когда захочет, или получив от матери краюшку хлеба, опять убежать на улицу.

Как только ребенок начинал обедать со взрослыми, ему прививали правила поведения за столом. Разъясняли, что грех садиться за завтрак не умывшись, есть, не помыв руки, кидать хлеб на пол, макать хлеб в солонку, смеяться во время еды, болтать ногами под столом, вставать ногами, садиться или ложиться на стол, пить из ведра без помощи ковша, принимать пищу ночью".

про грудные кормления
"Строго режима вскармливания не придерживались. Младенца прикладывали к груди по первому требованию, при малейшем плаче: "если плачет, значит оно голодно". Но, существовало поверье, что если слишком часто давать грудь, ребенок вырастет вором".
Ещё интересно, что правило кормления в течение трёх великих постов было установлено церковью.

больше про кормление тут http://www.ethnomuseum.ru/section66/126/4520.htm

Что ещё интересного прочитала...
Про колыбель. Оказывается, она подвешивалась на верёвке и качалась вверх-вниз. верёвка заканчивалась петлёй, которую мать надевала себе на ногу.
на работы в поле колыбель брали с собой и подвешивали на берёзу.

совместный сон не практиковался. только в некоторых местах в случаях болезни или в первые сорок дней жизни ребёнка.

Был обычай называть незаконнорожденных Богданом.

Ну и напоследок жутковатые статьи про соску и рожок.

соска "Разжёванная пища, завёрнутя в редкую тряпочку маленьким узелком; деревянная палочка с привязанным к ней соском коровьего вымени; в качестве С. использовался также коровий сосок или резиновая пустышка. Наполенителем для С., называвшимся "жеванина" ("жвака"), чаще всего был разжёваный ("чавканный") ржаной хлеб с добавлением сахара или соли. В Череповецком у. Новгородской губ. о необходимости давать ребёнку с самого рождения С. из хлеба говорили: "Надеть его [ребёнка] захлебить, чтобы на хлеб пошёд" (т.е. чтобы выжил). В других местах ржаную начику закладывали в С. начиная с четырёх месяцев, а младенческой пищей считаолись прежде всего баранки, кренделя и пряники. Кроме того, в тряпочку... заворачивали гречневую и манную кашу, месиво из пшеничной или ржаной муки на молоке, сырую свёклу, морковь или мочёное яблоко. Прежде чем засунуть узелок с пищей в ротик новорождённому, его обычно "обсасывали". С. начинали давать вскоре после рождения. В тех местах, где считалось грехом кормить грудью некрещённого ребёнка, в течение одного или двух дней до крещения С. составяла основу его питания. В других местах определяющим для её использования было желание успокоить и занять дитятю, не дать ему долго и надрывно кричать; это диктовалось представлением о том, что силный плач вреден для здоровья и может стать причиной грыжи... Частое использование С. оправдывалось убеждением, что одного материнского молока ребёнку недостаточно и что С. гораздо питательнее его. При этом она не только служила для кормления младенца, но и считалась профилактическим, лекарственным средством. Для "крепости и здоровья" вжёваный хлеб добавляли соль, считалось, что такая С. "крепит желудочек" и является хорошим средством от колик ("грызи в кишках"), с которыми, по народным представлениям, рождался каждый младенец. Существующее мнение о необходимости очистить желудок новорожденного до начала грудного вскармливания послужило основой обычая добавлять в С. из баранок грецкий орех (Орловская губ.), делать её из моркови и свёклы (вятская губ.) или давать в первые три часа жизки С., сжёванную из зелёного яблока с морковью (или их зелёных конопей с ржаным хлебом), чтобы желудок "обтерпелся" и не страдал "грызью". В Ярославской, Орловской и Смоленской губ. С. из свёклы или моркови, иногда запечённой на углях, давали младенцц, страдающему от молочницы. БЕспокойному, "блажному" ребёнку к "жванине" могли добавить немного водки или отвара маковых головок".

рожок "Сосуд для искусственного вскармливания младенца, выдолбленный из коровьего, реже бараньего рога или выкованный из меди и серебра. Чтобы изготовить Р., отец брал свежесрезанный рог, выколачивал из него содержимое и делал на конце желобок или утолщение для натягивания "титьки" - соска коровьего вымени, предварительно тщательно вымоченного в солёной воде... В начале ХХ века стали распространяться стеклянные бутылочки с резиновой соской. В качестве средства вскармливания и средства успокоения Р. использовали с рождеия ребёнка, а чаще - с двух-трёх недель. В него наливали прокипячённое или сырое коровье молоко, разбавленное водой, при отсутствии молока - квас или чай. Жидкость вливалась в рожок ложкой, а иногда пямо изо рта, куда её набирал, чтобы согреть. Мыли рожок раз в несколько дней, и свежее молоко часто наливалось прямо в старое или поверх створоженного, оставшегося на стенках. В Калужской губ., пока ребёнок был маленьким, рожок часто привязывали к обругу колыбели, чтоб он мог сосать самостоятельно. Иногда это делалось "от сглаза". Кормили "в рожке" обычно до полутора лет".

к сожалению, пока что ничего не встретила про подол )

педагогический прикорм, литература, сон ребенка, совместный сон, гигиена ребенка, грудное вскармливание

Previous post Next post
Up