Жизнь с ребенком - 2

Mar 02, 2009 16:39


Не думаю, что я смогу помочь вам в плане обилия практических рекомендаций как жить с ребенком, чтобы никто не сошел с ума и не завыл от скуки, но постараюсь изложить вам свое понимание сути проблемы.

Человек - существо социальное. Люди издревле жили большими группами, общинами, семьями, деревнями, индустриализация и последующее расселение людей в городах и превращение семьи в какую-то абсолюно нуклеарную и замкнутую на себе систему - явление очень новое (в сравнении со временем эволюции человека как биологического вида), и в целом базовым потребностям личности не отвечающее (очень подробно этот вопрос рассматривает моя любимая Жан Ледлофф в книге "Как вырастить ребенка счастливым") в принципе, а уж молодая мать одна с маленьким ребенком в 4-х стенях большую часть суток - это вообще из серии паранормальных явлений. Во-первых, потому что у человека переразвита кора головного мозга, и из этого следует, что человек слабо полагается на свои инстинкты и гораздо больше - на обучение, т.е. он мало чего в жизни делает инстинктивно, в особенности материнское поведение (а следовательно и выживание вида) лежит не в сфере интуиции и инстинктов, а этому нужно обучаться. Обучаться соответственно у более опытных женщин, у мамы, старших сестер и т.п., которые поддерживают молодую мать, помогают советами и делом. Соответственно если этого всего нет - то женщина оказывается изначально в травмирующей ситуации, потому что уверенности в правильности своих действий у нее мало (опыта-то нет), подсказать некому, спросить не у кого, похвалить никто не похвалит (или что хуже - покрутят пальцем у виска и скажут "ну и дура"). А тут еще и ребенок со своими потребностями - он видите ли тоже имеет генетическую память об общинной жизни, и ему стимулы подавай, скучно ему в 4-х стенах и хочет он движения и жизни, ему хорошо, когда вокруг много людей, и все что-то делают, и есть за кем понаблюдать, и все они свои, родные, а не бесконечно меняющиеся лица, которых ребенок упомнить не успевает...
В общем, по мере возможности, надо искать себе возможность социализироваться. Прежде всего чтобы это было интересно для мамы (а для мам первый год жизни в основном интересны другие мамы с детьми и общими взглядами на воспитание, все остальное их мало интересует как-то %)) - т.е. ищите хорошую компанию для себя. Ходите в гости, зовите к себе, встречайтесь в кафешках, ходите гулять вместе в хорошую погоду, на шоппинг, пирожки печь - все это отличные занятия. Ребенку месяцев до 6-8 вообще больше особо ничего не надо, была бы мама, сися, пососать, поспать, чистая и сухая попа :))) и посмотреть что в мире интересного происходит, чем больше интересного - тем лучше :) после 6-8 конечно надо уже учитывать при организации своих походов-прогулок, что он теперь пытается сам что-то делать и надо его периодически "на волю, в пампасы" выпускать , т.е. надо планировать походы тщательнее и учитывать чем занять ребенка. Ребенок до года особо не склонен к самостоятельным занятиям, т.е. может конечно что-то поделать, но это из серии минут 10-15 и он тут же переключается, если видит у вас что-то более интересное. Он очень тяготеет к занятиям взрослых, очень хочет во всем участвовать, мамины кастрюли и поварешки куда интереснее, чем музыкальный мобиль и т.п. Можно этим пользоваться, когда вы заняты домашними делами, а на игрушки переключаться только когда вы уже ничего не делаете и собственно собираетесь повозиться с ребенком, иначе он быстро теряет к ним интерес, если вы пытаетесь развлекать его игрушками пока делаете свои дела. Общение ребенку до года с другими детьми не слишком нужно, но ему интересно наблюдать за детьми, особенно детьми постарше - они для ребенка являются "ориентиром", к чему тянуться и на что равняться. Взрослые - это какая-то запредельная реальность, маленький ребенок себя со взрослыми не сравнивает, а вот детки постарше - это интересно, у них он учится всему, пытается иммитировать их действия. Часто после такого наблюдения у ребенка "вдруг" происходит скачок в развитии - он вдруг сел, вдруг пополз, вдруг встал, вдруг пошел, вдруг начал забивать шарики в игрушку и т.п., увидев как это делают другие дети. Также, когда мама не сидит все время дома одна и общается с другими людьми, ребенок не чувствует себя исключительно пупом земли и ему самому лучше от того, что на нем мир не сошелся клином для мамы. Т.е. ребенку внимание уделять нужно, но не бесконечно :)

Теперь немного про капризы и потребности. В целом существует довольно простое правило - если вы не удовлетворили потребность ребенка, то он будет очень долго вам рассказывать, что вы не правы, даже когда ситуация уже вроде в прошлом, а если это был каприз - то он конечно тоже может очень натурально и громко плакать, но как правило быстро переключается на что-то более интересное, если видит, что рев все равно не заставил маму передумать насчет дать потрогать кипящую кастрюльку %) Тут есть еще такой момент, как различить потребность, которая лежит в корне каприза ребенка и которая может быть действительно не была удовлетворена, и вопросы снимаются, когда вы именно эту потребность нащупываете и удовлетворяете, а не просто идете на поводу у поверхностного желания. На эту тему (опять-таки попиарю %))лучше почитать "Дети с небес" Джона Грея, он очень хорошо и подробно, и главное понятно этот вопрос разбирает.
Так вот, потребность в общении и обществе у ребенка есть, и это именно потребность, благодаря удовлетворению которой ребенок получает достаточно переживаний, впечатлений, эмоций, информации для развития. Если эта потребность не удовлетворяется, ребенок ощущает недостаток этих самых эмоций и информации, и может быть очень капризным. Причем довольно рано, у нас в 3 месяца это было остро прочувствовано. Поэтому если вы сидите дома с ребенком целый день, папа утром как ясное солнышко и вечером после работы, итого 2 часа в день - то конечно он будет ныть и киснуть. Тут или мама активно включается, изображая из себя племя в кол-ве 40 человек, постоянно двигаясь, что-то делая, напевая, разговаривая, комментируя свои действия и т.п. и тогда ребенок более-менее удовлетворяет свою потребность, или все начинают лезть на стенку, ибо маме и самой тошно дома сидеть (такое тоже бывает). Сюда обычно начинают подписывать всякие кризисы такой-то и такой-то недели или такого-то месяца, и большинство людей на этом успокаивается - у всех так было, значит у нас все нормально. При этом проблема ребенка в нехватке впечатлений (которую не компенсируют развивающие игрушки, ибо являются виртуальными симуляторами реальности, так сказать) как правило все же не решается, и кризисы множатся. Рецепт опять тот же - искать возможность общаться, социализироваться, быть в группе мам и детей, иметь разнообразную деятельность.

Как вы понимаете, тут универсальных рецептов быть не может - кто-то будет просто ходить гулять на площадку и на шоппинг в моллы и этого будет всем достаточно, кому-то надо общаться в группе с утра до ночи, а кому-то и не каждый день, кто-то хочет печь пирожки, кто-то крутить суши, кто-то валять игрушки из войлока, кто-то будет с детьми целый день совершенно счастлив складывать пирамидки. Все эти варианты (и многие другие) совершенно хороши, если они соответствуют вашим потребностям.

Так, пришел муж устанавливать принтер - делаю паузу до вечера. Может еще что полезное вспомню, попутно ответив на комментарии.

лекции по естественному воспитанию LMamm

Previous post Next post
Up