Про разницу между маркетингом, пиаром и рекламой

May 21, 2012 13:09

Взято у goodnick в Про разницу между маркетингом, пиаром и рекламой

Многие думают, что маркетинг, реклама и пиар - это практически одно и то же. И что маркетолог, если нужно для дела, легко перевоплотится в пиарщика, а пиарщик - в рекламщика. Абсолютно неправильная точка зрения.

Маркетинг - это неотъемлемая часть самого товара. Все маркетинговые инструменты завязаны на свойства продукта и иначе не работают. Научный подход к маркетингу - это подход физика. В физике предмет изучения жестко задает рамки всего исследования. Также и в маркетинге.

Реклама, в отличие от маркетинга, это часть психологии. Все рекламные инструменты жестко обусловлены человеческим поведением и мышлением. Научный подход к рекламе - это подход биолога. Биолог должен понимать, что жираф ест листья на деревьях, а не траву, а корова - наоборот, питается травой, а не листьями. Постепенно становится возможно предсказывать такие вещи (например, идет следующий ход мыслей «у жирафа длинная шея, наверное, это имеет отражение и в питании»). Таким же путем должен идти и умный рекламщик.

Наконец, пиар. Пиар - это часть политики. В политике главное - цели и интересы. Научный подход к пиару - это подход историка. Перед историком сразу же лежат готовые факты - например, современные границы государств. И тут он берется домысливать, как они появились. Доказательство - это дело техники: в ход пойдут самые невероятные свидетельства. Главное, подобрать правильные ссылки на правильные источники.

Если про маркетолога и рекламщика многие видимо согласятся, то к моему определению пиарщика будут вопросы. Например, многим кажется, что пиарщик не занимается подделкой истории, а живет в настоящем. Я видел многих пиарщиков, и могу уверенно сказать, что именно в подделке истории и состоит их работа.

Например, пиарщик рассылает пресс-релиз о мероприятии, которое организует фирма. Коммерческий выхлоп от этой рассылки на самом деле очень небольшой. А если мы говорим не о бесплатном анонсе в газете, а о платной публикации, или даже ролике на ТВ, то здесь ROI вообще сомнительно. Потому что это - не реклама, это пиар. Т.е. политическая деятельность.

Все эти анонсы, рекламные плакаты, ролики на ютубе будут ценны не сейчас, а потом. И тыкать в нос ими будут не потребителям, а серьезным и часто высокопоставленным людям. С целью, например, получить какой-нибудь солидный подряд.

Обратите внимание на плакаты на улицах, статьи в газетах, ролики по радио. В основном это УГ, никаких клиентов так не получишь. Бессмысленный информационный шум. А на самом деле - совсем не бессмысленный. Просто это не реклама, а пиар. Для пиара этого достаточно. Пиар - это политическая дисциплина, притом вспомогательная, на первом месте - переговоры, дипломатия, интриги. Но и «идеологическая подоплека» будет не лишней, поэтому пиар и существует.

Выпускники факультетов политологии (социологии, истории, филологии, журналистики) очень легко становятся пиарщиками. По большому счету, это и есть их сфера. Но в рекламе им делать нечего, совершенно не на то заточены мозги. Придется долго переучиваться, читать книжки, поправлять себя на ходу.

И уж совсем смешно им ломиться в маркетинг. Маркетинг связан с продуктом, а не с политикой. Если товар - колбаса, нужно разбираться в колбасе, если товар - автомобили, то в автомобилях.

Реклама

Previous post Next post
Up