сильные патриотические чувства для меня вообще не свойственны, да
НО когда я еду с дачи...
не хочется впадать в стилистику школьных сочинений "Что для меня Украина". очень. но для меня Украина - это не Юля, не ТГШевченко, не ИЯФранко, не гетьман Хмельницкий, не Таисия Повалий, не Динамо, не козаки, не шаровары, не галушки, не борщ-сало-варэныкы. кстати, по мере приближения деликатных тем я всегда начинаю удвоенно пытаться острить, часто неудачно. это такая самозащита.
я смотрю в окно автомобиля. автомобиль едет к киеву со стороны чернигова. по обе стороны дороги налеплены села. там сады. там густая мохнатая зелень, комковатая и буйная. там разноцветные поля, в которые хочется бежать, в которых даже можно когда-нибудь умереть, как Гладиатор. там чувствуется, о чем писали дяди, из которых состояла школьная программа по украинской литературе. там чувствуется _земля_. богатая, щедрая до одури, наивная земля. та, которая бывает _матушка_. а если притормозить у рыночка, там сидят женщины. в основном - морщинистые бабушки, высушенные, уютные и естественные, как свежеиспеченный хлебушек. иногда попадаются женщины помоложе, с простыми лицами, какими-то детскими глазами и манерой очень серьезно отвечать на любой вопрос - они готовы рассказать все про свою помидорку, смородинку, укропчик. они не попытаются обвесить или обмануть. а деньги им отдавать легко, потому что как-то не возникает сомнения в том, что они их _заработали_.
а по улицам ходят, а также ездят на велосипедах, повозках и лошадках мужички. в них нет ничего того, что могло бы ассоциироваться с "хохлом" - юрким, хитрым, ленивым персонажем из русских анекдотов. это небольшого роста, сухонькие, крепенькие мужички, с немного припухшими глазами от водочки - а как же, не без нее. но глаза у них простые, прямые, меткие. частенько мужички бывают очень интересны в беседе. частенько усаты, темноволосы и темнокожи от солнца. они похожи на черносливины. и у них очень часто _очень_ красивые глаза.
и каждый раз, когда я еду с дачи, смотрю на вечернее небо, медленно затапливаемые сумерками села, туманы над заливными лугами, аистов на фонарных столбах, мне становится жаль до ужаса, что я не имею никакой кровной связи с этой землей, что у меня нет бабушки в таком вот селе, что я не провела детства в одном из этих домиков возле реки с красивым названием Любич, что впадает в Десну, что впадает в Днепр, что мой украинский - выученный, а не _врожденный_.
я со своей смесью из мордвы, армянских князей и русских дворян, со своими родителями, чисто случайно оказавшимися в этой стране, любить это все могу только со стороны.