Jul 14, 2012 12:53
Добавим, что только в середине XX в. термин был заново открыт и использован как вполне законное понятие отечественным ученым и реформатором буддизма Б. Д. Дандароном. Последний на себе испытал все негативные последствия коллективной или, как он ее называл, "общественной" кармы, о чем можно убедиться, читая его биографию, труды и письма.
Буддизм, как и вся восточная философия, впоследствии безоговорочно принял и впитал этот термин, сделал его ключевым, и это совсем не случайно, если проанализировать его этимологию в историческом аспекте.
Карма в представлении наших великих предков была исключительно индивидуальной, и это понятно, поскольку несмотря на утверждаемый многими эзотерическими доктринами закон связи всего и со всем физически человечество было раздробленным на отдельные изолированные одна от другой группы. А поэтому ответственность за результат ложилась не на всю вселенную и даже не на человеческое сообщество, а только лишь на породившего эту мысль, желание или действие конкретного человека. Отсюда карма с далекой древности и до недавних дней понималась как индивидуалистический закон личной ответственности. И только в последнее столетие в связи с осознаванием и действительным усилением взаимосвязей отдельного человека с другими людьми и всем социумом в целом роль коллективной кармы стала пониматься как вполне реальная сила.