о лтай 2015

Jun 17, 2015 14:05

Чокаво.

Ещё с того года думал, как бы так сходить в поход, чтобы с ребёнком. Не, оно, конечно, и с грудными вон ходят, достаточно на Кучерлинскую тропу прийти в высокий сезон, всякого насмотришься... Или вон в интернете, погуглить хотя бы "вокруг Аннапурны с годовасиком"... Но это имхо какие-то упоротые, мы ж не из тех, в самом-то деле. Нам бы чо попроще.
И в том же ещё году придумал, что надо сходить по Сарлык. Сарлык - эт гора такая там на Алтае есть, вот если едешь ты например по Чуйскому тракту и заехал такой на Семинский перевал (что само по себе может представляться некоторым людям подвигом), дык вот посмотришь налево - а там такая гора торчит круглая и о двух горбах - вот Сарлык и есть. 2507 метров в холке, высочайшая точка Семинского хребта.
Идти туда недалеко, километров восемь до подножья. Дорога идёт прям с перевала и по ней ездят автомобили: первые пару километров можно прокрасться и на пузотёрке, дальше нужны колёса побольше, с какого-то момента проедет только вездеход. Ну а мы пешком.
На гору водят однодневные экскурсии налегке, за день реально успеть дойти до подножья, слазить на гору и вернуться, но если с вами ребёнок трёх лет, навряд ли это получится. Поэтому однодневный вариант я даже и не рассматривал, сразу планировал ночёвку.
Ночёвка требует, помимо кучи дополнительного снаряжения с собой (как-то палатка, ковры, спальники, костровое и кухонное оборудование, дополнительные комплекты одежды) ещё и наличия на месте стоянки воды и дров. Этим требованиям местечко у подножья горы, обозначенное на карте как перевал, через которое на гору ходят все экскурсируемые, не удовлетворяет: дров, конечно, можно и из кустов наломать, но воды-то там нету. Поэтому идти планировалось не туда, а по обозначенной тропе левее, в долину речушки Алмерлю, а уж оттуда потом налегке сбегать на гору, буде возникнет желание и позволит время.

Трансфер на личном автомобиле, в ночь ездить не люблю, поэтому требовалось ещё где-то переночевать после приезда, чтобы с утреца выйти в поход. Решили отдохнуть с комфортом, забронировав нумера на турбазе "Динамо", что располагается там же, на Семинском, только по другую сторону от дороги. Там же и тачку бросить можно.

Стартап. 11 июня 2015 года.

В составе четырёх человек (я с семейством плюс мой коллега Иван) выехали на сереньком автомобиле в 8:20 из академа. Серенький автомобиль отлично едет, неплохо обгоняет и воздух в салоне кондиционирует, при этом потребляя подозрительно мало бензина для такого здорового и старого корыта.

Сростки, перекус.

Пробка на ремонтируемом участке дороги.

Общение с насекомыми.

Не особо торопясь, но и не тормозя по пустякам, за 9 часов проехали пресловутые 580 км. Заселились в нумера (довольно унылые, надо сказать, за запрошенные деньги) (но зато вайфай есть, причём весьма бодрый) и пошли погулять в оставшееся до вечера время.

тб Динамо

Пруд, вдалеке Сарлык.

Местная фауна.

Пошли погулять.

Опять вдалеке Сарлык.

Краснокнижная флора.

Эта тоже наверняка краснокнижная.

Ярик любит фотаться у стелы.

Все любят фотаться у стелы!

Всё рядом.

Небко по красоте.

На обратном пути человек подустал.

Остаток вечера посвятили упаковке рюкзаков.
Скудный быт нумера турбазы Динамо.

Треккинг. Начало. 12 июня 2015 года.

Солнечным утром праздничного дня будильник возвестил о наступлении 6 часов утра. Лёгкий завтрак, сбор и на тачке доезжаем до Семинского, отгоняю тачку обратно на базу. Возвращаюсь пешком, упаковываемся, обуваемся и выдвигаемся. 8:50, неплохое время для начала похода.

Гоу-гоу.

Изначально почему-то думали, что рюкзак с вещами тяжелее, чем рюкзак с ребёнком, поэтому поначалу тащил его я. Потом, однако, взвесив все аргументы, выяснилось, что детский рюкзак как-то подозрительно оттягивает Наташе плечи и вообще мешает жить. Поменялись, и ведь действительно, рюкзак с ребёнком оказался тяжелее. Пошли дальше в таком формате.

Болотина на плато.

Малец устал.

Утеплённый цветок.

Опять же изначально ещё выпускали Ярика идти самостоятельно. Однако идти ему быстро надоедало, он останавливался и начинал играть, то в лужу камушки кидает, то палкой по траве колотит. Движение это затрудняло, поэтому решили человека усадить в рюкзак и выпускать только во время плановых остановок.

Нас обогнала пачка туристов, на вид - матрасников, идущих на Сарлык с турбазы. Все дивятся наличию трёхлетки в составе нашей группы, спрашивают, попрём ли мы его на вершину. Конечно попрём, отвечаю я.

Довольно бодренько таким образом освоили километров семь. Время было всего-то 11 и я предположил, что такими темпами мы к обеду уже дойдём до места стоянки и успеем ещё сегодня на гору сбегать. Однако после этого предположения дорога полезла во взгорок 2060 м перед подножьем Сарлыка, выйдя затем на плато и раздвоившись. Дорога прямо уходила, вероятно, вниз к перевалу у подножья горы, а направо шла как раз наша дорога к реке. Пошли по правой.

Нас обогнала компания на стареньком форде на мощной грязевой резине, спросили, идём ли мы на озёра. Ответили отрицательно.
Приличное время дорога шла по плоской вершине взгорья 2060 м, затем стала уходить вниз. Спутники мои уже подустали и начали роптать, мол, а чо мы в сторону от горы уходим. Разъяснив им план путешествия, решили остановиться на перекус. Время близилось к часу дня, а места стоянки пока что поблизости не наблюдалось.

Усталые странники.

Поемши колбасы возле снежника, пошли потихоньку дальше. Дорога пошла вниз, в ущелье речки, но самой речки пока на наблюдалось. Внизу на полянах паслись в большом количестве коровы, в их сторону мы и двигались.

Спустившись на поляну и преодолев несколько пересекающих дорогу грязноватых ручьёв, вышли, наконец, к речке. Коровы ходили тут же, ощущение скотного двора имело место. Но делать нечего, другого места стоянки найти навряд ли бы удалось, а тут оказалось более-менее ровное местечко под кедрой. Решили встать тут.

Дров поблизости полно, вода течёт, всё ок. Развели костёр, приготовили еду, разогнали любопытных коров.

Фая!

Вид лагеря со стороны реки.

После обеда подул ветер, закапал дождик. Скоренько спрятали вещи, что в палатку, что под кедр. Но дождь так толком и не пошёл, раздуло.
Время было 4 часа, до темноты далеко. Наташа с Яриком пошли спать, а мы с Ванькой решили выдвинуться в сторону перевала, посмотреть, есть ли тут обозначенная на карте тропа и можно ли будет по ней завтра выйти обратно.
Перешли речку и пошли вверх по ущелью. Тропы полноценной так и не нашлось, какие-то лошадиные следы, местами появлялась тропка, но потом терялась в каком-нибудь болоте.

Местность вообще заболоченная, ручьёв тоже пересекали много. В основном шли по азимуту, пытаясь обойти болотца, но не особо получалось.

Естественное укрытие для медведя под деревом.

В итоге пришлось забрать довольно высоко влево на склон ущелья, чтобы избежать всей этой моквы. Таким образом потихоньку добрели до перевала.

Гора какая-то.

Альпийские луга болота луга.

Издалека увидели группу, спускающуюся с Сарлыка - похоже, это были те самые утренние базовые матрасники. По их траектории движения определили местонахождение тропы. Например, на этот вот взгорок они поднимались по средней седловине, обходя снежник справа.

Вид на Сарлык с перевала.

Время 17:20, у меня всё-таки было желание попытаться полезть на гору. Ванька не пожелал, пошёл обратно в лагерь. Я решил лезть с оглядкой на время: если увижу, что не успеваю спуститься до темноты, поверну обратно.
На гору идёт поначалу хорошо просматриваемая тропа. Местами обозначена туриками (это не от слова "турист", а от слова "тур", кучка камней такая).

Забрался на первый эшелон.

Чуток подустал.

Начался курум, и с какого-то момента тропу я потерял. Лез сначала по интуиции, потом по азимуту.

В принципе, можно даже воду с собой не тащить в это время года, ручейки попадаются на всём пути.

Снежник.

Вид на перевал с подъёма.

Внезапно набрёл на тропу. С этой высоты пошёл сплошной курум и сыпуха, но тропа очень хорошо обозначена великим множеством туриков.
Красная ковровая дорожка к снежнику.

Турик у снежника.

Ворота.

Какие-то жалкие семьдесят минут - и я на вершине. Думал, дольше буду лезть. Набор высоты с перевала - примерно 550 метров.

Вершинные сооружения. Правое - геодезический пункт - сколочено из толстеньких таких брёвнышек. Каково их было сюда затаскивать, не представляю.

На вершине сплошной курумник, передвижение осуществляется с помощью перепрыгивания с камешка на камешек.

Обратная сторона горы обрывается скальником, внизу Туюкские озёра.

Дальние горы в дымке. В менее влажную погоду (в сентябре, например) отсюда будет видно даже Северо-Чуйский хребет.

Поторчал немного на вершине и пошёл обратно. На вершине же посеял чехол от фотоаппарата - уронил его где-то среди камней и забыл подобрать сразу, а потом не смог найти то место, где уронил %)

Уже почти спустился, хорошо видна тропинка от горы к перевалу.

В лагерь возвращался по конной тропе, идущей по правому склону ущелья Алмерлю. Тропа идёт прямо с перевала и траверсирует склон над ущельем прям до дороги, по которой мы спускались к броду Алмерлю.

Бросаю последний взгляд на Сарлык.

По пути с горы у меня вдруг начал звонить телефон. Оказывается, звонил Ванька: я утащил с собой спички и он спрашивал, нет ли других. Другие были, но оказались старыми и не хотели гореть. Так что ребятам в лагере пришлось ждать моего возвращения без огня и еды.

(Да, практически на всём протяжении пути от Семинского до Сарлыка и на самом Сарлыке есть связь и мобильный интернет. Связи не было только в нашем лагере у Алмерлю, так как там низина, Ваньке, чтобы дозвониться до меня, пришлось подняться по склону и залезть на дерево)

Спуск с вершины до перевала занял у меня 50 минут, ещё около 40 шёл с перевала до лагеря. Вернулся уже в сумерках, но до темноты успел.

Ужин решили не готовить, есть особо никто не хотел. Накипятили чаю, перекусили бутерами и сладостями.
Часов в 10 уже спать собрались.

Треккинг. Возвращение. 13 июня 2015 года.

В 5:40 солнце нагрело палатку. Ярик проснулся и разбудил всех остальных.
Развели костёр, сварили воду.

Питательный завтрак.

Утренний сбор.

Потихоньку собрались, вышли в типичные 8:50.

Сарлык и Алмерлю. Почему-то нет ни одной приличной фотки Алмерлю, хотя речушка симпатичная.

Первый участок нашего сегодняшнего пути - трёхсотметровый набор высоты в предсарлыкский пригорок.
Первую ходку шли час, сели отдохнуть у того же самого снежника.

С утра припекало солнце, все напугались и обмазались солнцезащитным кремом (т.к. вчера знатно и смешно (полосками и клочками) пообгорели). Однако уже к выходу на плато набежали тучки и стал намечаться какой-то дождь.
Прошли ещё одну часовую ходку. Встретили по пути заблудившихся матрасников, сообщили им, что они проскочили поворот на тропу к Сарлыку и что им надо вернуться. Вернуться они, однако, не пожелали, и несмотря на моё замечание, что напрямки тут не пройти, ломанулись таки напрямки. Безумству храбрых поём мы песню про то, как хватят ребятушки лиха на заваленных снегом скалах.

Пока шли, мелкий срубился.

Сегодня по плану ещё в Нск успеть уехать, если всё нормально будет. Пока вроде норм идём.

Потом к нам пришёл дождь. Сначала вроде так себе, а потом даже с градом ливанул. Упаковали Ярика в тёплую одежду и два дождевика.

О, а вот и фотки кончились. В общем дошли до Семинского в 12:50, всего за 4 часа. Я сразу пошёл на турбазу забирать тачку, остальные участники пока занялись добычей еды и перекомпоновкой вещей. На Семинском есть беседка с крышей возле стелы (на фотках со старта похода её видно), это очень приятное обстоятельство для пеших туристов под дождём. Впрочем, дождь нас не побеспокоил уже до отъезда.
Подогнал машину, утолкали шмурдяк, параллельно поедая беляши, чебуреки и пирожки с ягодой. В 13:50 поехали.

После Шебалино пошёл дождь, а после Усть-Семы нас накрыло мощнейшим ливнем, на дороге даже пробка образовалась, настолько пришлось снижать скорость. Вообще по Горному Алтаю какой-то интенсивный в субботу трафик, но после Маймы стало посвободней. В Майме останавливались набрать камушков под мостом через одноимённую речку.
В Сростках тормознули перекусить, драник с мясом всё такой же огромный, как и в прежние времена, но уже почему-то не такой вкусный.
Дальше ехали без остановок, машин на дороге после Бийска стало поменьше, ехали быстро до въезда в Новосибирскую область. А тут везде типа ремонт дороги и типа ограничение 70, старался не нарушать сильно, так что поехали помедленнее. Тем не менее, в 21:50 уже закатили в академ, доехав обратно на час быстрее, чем туда.

Резюмюя вышесказанное.
0) Да просто в поход сходили - и то радость. Я вот люблю горы, например, и стараюсь по возможности по ним полазить.
1) Первый опыт детского пешего похода считаю позитивным, в принципе, для трёхлетки ПВД имхо оптимум, что-то более длительное более утомительно и рискованно.
2) Идти в поход с мелким ребёнком надо минимум тремя взрослыми, иначе нереально всё это тащить.
3) Спичек надо брать побольше %) Вообще несколько наплевательски отнеслись в этот раз к снаряге: фонарик один налобный еле светил, второго вообще не было; спички какие-то древние и сырые, зажигалку забыли; нож из машины не взял свой, хорошо, у Ваньки был; растяжки для палатки куда-то просохатились, а ветрище иной раз её так и норовил завалить... Учесть и принять меры впредь.
4) Вполне реально уложить Сарлык в три дня, как у нас и получилось. День запасной хорошо, конечно, но не обязательно.

Треки позаписывал.
Рыжий: переход пер. Семинский - р. Алмерлю, синий: спуск с г. Сарлык и возвращение в лагерь на р. Алмерлю.