Около года назад я делал обзор на
первые три книги из цикла «Сага о Кае Эрлингссоне» за авторством уважаемой Натальи Бутырской. Книги мне действительно понравились, прочёл я их легко, быстро, с огромным удовольствием.
Прочёл и стал ждать продолжение. А точнее, пока этих самых продолжений накопится побольше. И вот, весной 24-го автор завершила шестой том, и ваш покорный слуга решил, что надо бы продолжить, узнать, как там дела у любимых героев?
Продолжил.
Узнал.
Спешу поделиться знанием.
!!! Внимание! Ввиду того, что в данном обзоре рассматриваются книги с порядковыми номерами четыре, пять и шесть, ниже обязательно станут проскакивать спойлеры. Если вы страдаете от острых приступов спойлерной болезни, не читайте !!!
Капелька сюжета
Итак, мы оставили нашего доблестного бешеного вьюноша на самом дне: корабль потерял, топор потерял, друзей потерял, сидит посреди леса, а психованный бритт набивает ему стильную татуху шрамами.
А тут ещё и ядрёная девка не даёт, предпочитая монаха-южанина.
Короче говоря, всё плохо, падать дальше некуда. А раз так, что, пожалуй, имеет смысл оттолкнуться от дна и переть наверх, благо, кризис - это время возможностей.
И наш герой, равно как и его друзья, этими возможностями пользуются на полную катушку. И не они одни!
А тут ещё дар Кая постепенно крепчает, становится сильней, но никак не даётся в полной мере! И нет бы потренироваться, подучиться, но времени нет - приходится сводить счёты, а после, хе-хе, познакомиться с местным путём из варяг в греки. Зачем?
Ну, быть может, сплавать в местный же Константинополь? Не исключено.
Но то ещё будет, а пока жизнь продолжит вбивать в чугунную башку Кая немножечко мозгов. С переменным успехом.
А её вечная подруга - богиня Западло - то и дело посещает маленький, но очень дружный коллектив на предмет изменения численности оного.
Но такова судьба доблестных воинов моря, жаждущих силы и славы, разве нет? А потому, вперёд, к новым открытиям и испытаниям, какими бы они ни были!
Мир, магия и боги
Мир книг стал шире. К местной Британии добавилась местная же Франция (или всё же Германия?), упомянутая вскользь, и местная же Русь.
Помимо этого, упоминается «Византия», а также - «Халифат», чей Пророк, кажется, решил сыграть партейку в Циву или Тотал Вар, если вы понимаете, о чём я.
К чисто географическим нюансам добавились и любопытные намёки по поводу Бездны, порождающей чудовищ. Даже интересно посмотреть, во что всё в итоге развернётся. Конкретики, увы, не будет, ибо не должно мужам достойным порождать спойлеры сверх меры.
Но в целом, сказать чисто по миру мне особо нечего, большая часть слов была произнесена в прошлом обзоре, а потому отсылаю к нему.
К богам же, описанным ранее, добавились и местные «славянские» ребята, которые как бы боги, но как бы и нет. Короче, там всё сложно.
По поводу магии сказать почти нечего. А потому, промолчу.
Персонажи
Ввиду того, что герои цикла есть величина переменная, поговорю лишь о трёх самых значимых из них. Тупо есть шанс, что они дотянут до конца, а значит, в следующем обзоре мне не придётся перелопачивать этот пункт.
Итак, начнём мы, конечно же, с протагониста. Кай Эрлингссон, он же Кай Безумец. По сравнению с первыми тремя романами заметно поумнел и возмужал. Такой же борзый сопляк, но внутри черепной коробки его время от времени даже всплывают здравые мысли.
Кай начинает понимать, что такое ответственность за других, за свою семью, осознаёт, что иногда лучше засунуть глубоко и надолго свой очень богатый внутренний мир и свою феерическую чОткость, дабы не создать новых проблем товарищам.
И да, одновременно с этим он становится сильней как воин, а вместе с ним крепчает и дар юного сына моря.
Следующим в списке станет хёвдинг Альрик Беззащитный. Человек с весьма строптивым даром, требующим выполнения весьма неприятного условия для того, чтобы получать новые руны, он, пожалуй, за прошедшие книги изменился сильней всего.
Причём изменения эти не то, чтобы так уж позитивны.
Не хочу залезать в дебри спойлеров, но отмечу, что хёвдингу предстоят очень непростые деньки, а выживаемость его, что бы я ни говорил выше, отнюдь не гарантирована.
Ну и нельзя не вспомнить о Тулле.
Приятель Кая изменился, пожалуй, сильнее всех. Настолько, что научился видеть незримые нити, связывающие живущих в мире, чувствовать Бездну, понимать непонимаемое и осязать неосязаемое.
И мне даже интересно, что будет с ним дальше.
За и против
Итак, настал черёд обсудить достоинства и недостатки романов с порядковыми номерами 4, 5 и 6, всё верно?
Всё.
Начнём с достоинств.
Написано легким языком и очень легко читается. При этом следить за приключениями героя очень интересно - автор умело расставляет клиффхэнгеры, заманивая читателя в новые главы, заставляя быстрее проглатывать текст.
Нельзя не отметить и того, что герои книг развиваются, растут как личности, проходят через метаморфозы, не всегда приятные для них. Мир «Саги» жесток и беспощаден, он не прощает слабости, не даёт второго шанса тому, кто оступился. Удача тут - такой же ресурс, дарованный богами (как, собственно, было и у настоящих викингов в нашем мире), как и сила, красота или ум.
Мир расширяется, становится больше, полней, интересней.
Даже интересно поглядеть на местный Царьград, каков он будет.
Как и в первых трёх частях, тут всё весьма неплохо с жестокостью, хотя, конечно же, её следовало добавить больше. А то за три книги никому даже не организовали кровавого орла. Как так-то? Максимум - похоронили одного живьём, а ещё одного четвертовали. Ну и баб снасильничали немного, но на такие мелочи даже внимания обращать нет смысла.
Как-то мягенько. Местный Один точно будет недоволен!
Люто и бешено плюсую введение в повествование местной Руси. Да, герои тут оказались, что называется, проездом, и тем не менее, приятно. Ещё приятнее то, что автор не стала брать славянский пантеон и переносить его без изменений (эту ошибку она допустила ранее, когда описывала почитателей Туат де Даннан), а добавила кое-что своё.
Впрочем, не могу сказать, что в прочитанных книгах вашему покорному слуге понравилось всё.
Две проблемы вызвали вопросы. Первая - чистая вкусовщина, вторая же - более объективная.
Начнём, как и положено, со вкусовщины.
Итак, романы с четвёртого по шестой не хуже первых трёх, но и не лучше. По крайней мере, так показалось мне. Всё идёт ровно, гладко, чётко, на одном уровне, но ведь могло - и должно было! - стать лучше.
Можете соглашаться, можете не соглашаться, но свою точку зрения на этот вопрос я менять не собираюсь.
С вопросом номер айн разобрались, переходим к цваю.
Второй проблемой лично для меня стало ухудшившееся качество текста. Да, не критично, и тем не менее, проблема наличествует. Причём я говорю отнюдь не о грамматике и пунктуации - тут всё отлично (ну, может, стоит подправить пару опечаток, но на такую ерунду не вижу смысла даже обращать внимание).
Приведу пару примеров.
Да и просто боялись? Серьёзно? А как же поставить смысловую точку, дать мощное и ёмкое завершение абзаца? Припечатать читателя главным страхом беженцев? Нет? Не надо? Схавают и так?
Когда мы, нам ведь когда мы когда и мы в итоге когда. Высокая литература, да.
А что у нас тут? А тут у нас рассогласование времён, вопросы к парцелляции (точно ли она нужна, вот честно?). А ещё борода торчит из шлема, да. Я бы это нарисовал, если бы умел. Впрочем, искры из кольчуги тоже хороши.
Полный Вжух! Что тут ещё сказать?
К тому же я заметил неприятное упрощение текста ближе к концу романа. Да, не везде, не всегда, но это неправильно.
Вот пример:
Сложилось впечатление, что в некоторых главах Наталья торопилась, сокращая редактуру до предела, упрощая, лишь бы уложиться в срок.
Кто-то может сказать, что из-за такого не стоит особо бухтеть. И да, разбирай мы шЫдевр очередного АТ-шного писаки букв руками, я бы просто послал автора далеко и надолго и забыл о нём, но вот только «Сага о Кае Безумце» мне нравится, и я хочу, чтобы она становилась лучше том от тома.
Кажется (да и автор сама писала что-то подобное, если память не подводит), что госпожа Бутырская заметно так устала заниматься приключениями бешеного викинга.
Тем не менее, это не оправдывает упрощение и недоработки. Как-никак, Наталья - коммерческий автор, а не любитель, графоманящий в своё удовольствие.
Quod licet Iovi, non licet bovi!
Заключение
Итак, время подвести небольшой итог.
Лично на мой взгляд цикл слегка замедлился и даже в чём-то стал хуже. Пока что - ничего смертельного, но тренд начинает проглядываться и мне он не нравится. Впрочем, ваш покорный слуга вполне может и ошибаться.
Стоит ли читать все тома «Саги о Кае Безумце»? Отвечу так же, как и в прошлый раз - да, определённо! Книги Натальи выгодно отличаются от многих других, представленных на АТ, самобытным миром, интересными персонажами, годным языком (пускай к нему и есть пара претензий).
Тем не менее, не могу не обратить внимание и на негативную тенденцию. Быть может, автору нужно просто взять паузу, отдохнуть, переключиться на что-то новое, быть может, просто имеет смысл двигаться к завершению. Не знаю. Время покажет.
А в следующий раз мы поговорим про иные миры, сложность коммуникации, проблемы восприятия и тихое, медленное затухание.
А на сегодня у меня все. До новых встреч.