Пара мыслей о «Смуте»

Apr 24, 2024 18:59





Итак, на прошлой я выложил обзор на шЫдевр отечественного игростроя - Лада Рейсинг Клаб 2«Смута».

И в комментариях к обзору пообещал поделиться мыслями на предмет того, что на мой взгляд надо было делать, дабы получить нечто… Ну не знаю… Похожее на игру?

Что ж, обещал - выполняю. Закрою этот гештальт, чтобы больше никогда не возвращаться к шЫдевру под названием «Смута», не вспоминать его, не писать о нём, не думать о нём.

Но перед тем, как начнём, важное замечание.

!!! Данная статья написана, исходя из предположения о том, что разработчики действительно хотели сделать нормальную игру. Что Cyberia Nova - это обычная, молодая, амбициозная, слегка криворукая, слегка неопытная, но нормальная контора. Что люди действительно горели идеей, пытались как лучше, а не подгоняли результат под заранее заданные метрики, дабы сытно и вкусно, чавкая, похрюкивая и расталкивая локтями конкурентов, присосаться к благословенной сиське госдотаций. Но ведь так оно и было, правда же? !!!

Идём от главного.

И если это так, то разработчикам в первую очередь нужно было понять, а что они вообще хотят? В том смысле, вокруг чего будет строиться игра. И - нет - это не красивые картинки.

Спойлер: в слове» геймплей» корень - «гейм».

Другими словами, основа любой игры - это геймплей, а не офигенная природа. Нет, я не спорю, картинки - это замечательно, сюжет - ещё лучше, но если вы собираетесь строить игру вокруг них, то должны делать геймплей под стать.



Например, вот есть у вас офигенный сценарист (а не та кодла макак с пишущими машинками, что изуродовали первоисточник, лежавший в основе «Смуты»), хотите вы, значит, раскрыть все глубины его таланта. Не проблем, создайте визуальную новеллу.

Возьмите, к примеру, отличную отечественную игру «Жизнь и страдания господина Бранте в эпоху падения блаженной империи Аркнов» (ни слова про японские исекаи с их километровыми названиями!!!), на которую я когда-нибудь обязательно сделаю обзор. Основа основ в ней - сюжет, и весь геймплей, о диво, строится вокруг него. Никто не добавляет ненужные аркадные пострелушки, или там платформинг. Или стелс.

А есть тот же «Atomic Heart», в который почему-то не стали пихать разветвлённую систему прокачки и пошаговые бои.

Вот и здесь так же. Что вы - дорогие разрабы - хотите? Экшен от третьего лица? Ну тогда организуйте соответствующую боёвку, чтобы с перекатами, парированием, кучей оружия и врагов.

Хотите историчности? Ну тогда «Hellish Quarter» вам в помощь. Изучайте все эти квинты, сексты и прочие страшные итальянские слова. Сделайте схватку до одной ошибки. Чтоб реализЬм, чтобы, словив удар сабелькой по горлу враг отправлялся в мир иной, чтобы пистолет нельзя было перезарядить ягодицами во время сражения.

Что, говорите играть не будут? В этот момент где-то дико заржали фанаты «Таркова» с его гиперболизированным реализмом и смертью от миллиона самых разных факторов.

Не хочется так? «Kingdom Come Deliverance» улыбается и машет. Тоже крайне годный пример.

А ведь ещё можно вспомнить и богоподобный «Mount and Blade 2», в котором боёвка не то, чтобы прям такая уж выдающаяся. Вот только от этой игры натурально не оторваться! Она затягивает похлеще той же Цивы!

Уже не хочется крутую боёвку, но нет желания создавать визуальную новеллу или песочницу?

Да без базара. «Hellblade» за номером раз выглядывает из-за угла. Кстати, игра делалась за сопоставимые деньги (бюджет её был что-то около 10 миллионов). Боевая часть в ней дрянь, геймплей вызывает вопросы, большую часть времени мы бегаем от локации к локации и решаем загадочки. Зато сюжет такой, что не оторваться!

И этого не хочется? Надо, шоб и открытый мир, и екшон, и сюжет? За два с половиной года? С топовым графоном?

А знаете, выход есть…

Урезание осетра.

И заключается он в банальном ужимании собственных амбиций. В том смысле, что нафига делать игру на двадцать с хреном часов (а то и на все сорок), если можно сделать её, например, как прелестную «A Plague Tale: Innocence» - часиков на десять-двенадцать?

Гениальный рецепт от сонного хомяка: берём вступление, не меняем ничего, берём первую карту, ту, которая Нижний Новгород и окрестности, и-и-и-и-и… Всё. Вот на ней и станем приключаться.

Наполним карту всякими активностями, сундуками с сокровищами, случайными квестами (НОРМАЛЬНЫМИ КВЕСТАМИ!!!!!!!), уберём невидимые стены, сделаем под это всё вменяемую боёвку (никто же не просит чего-то особенного, блин, хватит и стандартной системы, встречавшейся в десятках игр!!!), и хватит.

Получится небольшая игра часов на семь-восемь, которую можно будет назвать как-нибудь в духе «Smyta. Episode One: Dawn of Miloslavski» или «Smyta. Prologue: Blood on Semen».

Да, шедевра не выйдет, зато удастся худо-бедно впихнуть главное: открытый мир, графон, сюжет и схватки в реальном времени (при условии, что их переделают, потому что то, что есть, недопустимо даже для небольшой игрушки).

А так как не нужно растягивать продолжительность проекта до уровня того же «Призрака Цусимы», освободившиеся ресурсы можно направить на превращение единственной карты во что-то… интересное, что ли?

Думаю, при таком раскладе игре простили бы и хреновый ИИ противников, и посредственную озвучку, и странные диалоги.

Вот только в этом случае, пришлось бы наступить на собственные…

Понты.

И сейчас я хочу сказать пару слов о ещё одной ошибке разработчиков (ну, если мы, конечно же, имеем в виду порядочных и сознательных людей, которые хотят как лучше, а не кодлу упырей, сознательно выбравших подобный способ продвижения).

Проблема это - амбиции и вылезшая из них маркетинговая стратегия.

Тут вот какая штука. Когда никому неизвестная контора начинает вякать на любимые сообществом священные коровы, у последнего (сообщества, сиречь) врубается крайне мерзотный и насквозь манипулятивный механизм защиты под названием: «сперва добейся». Типа, а кто вы такие, чтобы критиковать САМОГО ВЕДЬМАКА!!! При этом забывается, что в первой части похождений Геральта проблем было вагон и маленькая тележечка, да и ко второй имеются претензии (не у меня, я прошёл её дважды с огромным удовольствием).

Сюда же мы запишем и срач с двумя широко известными в интернетах белорусами. Как бы ни для кого не секрет, что Виталя с Мишей - это токсичные хайпожоры, которые не полезут за словом в карман, и на один удар ответят десятком, причём не сдерживаясь (привет всем фанатам «Старфилда», вы как там, уже вышли из окна или ещё ждёте раскрытия любимой игры?). Все знают, что будет, если возбУдить их внимание, например, посредством одной Даши Путешественницы (она же Даша Донатная Помойка, она же Даша Сиськи Навыкат) Островской.

Что будет? Правильно, отличнейший инфоповод! Охрененный скандал! Хайп! Море хайпа на весь рунет.

Другими ловами, авторы избрали путь раскрутки через чёрный пиар, который, как любят говорить, тоже пиар.

И вот это я считаю грубой ошибкой. Нет бы концентрироваться на позитиве. Ведь смогли же! Вон, наняли Крим Сэндвича, чтобы тот с Дэм Ю Рич-ем организовали серию отличнейших научно-популярных роликов про Смутное время. Сделали небольшой интерактивный продукт со всё тем же Кримом Сэндвичем. Подтянули Радиотапка, чтобы тот организовать клип на движке игры с его песней (которую, очень даже может быть, он написал по заказу разработчиков).

Ну вот и надо было на этом остановиться!

Но нет, как же, низя! Больше пиара богу пиара! А потому - скандалы, скандалы, скандалы.

И вот знаете, я, если честно, в какой-то момент перестал понимать, а что же это было - действительно ли хитрый расчёт, или банальное уязвлённое эго мамкиных атлантов? Может быть, они так преисполнились в собственном величии, что реально смертельно обиделись на тех, кто осмелился не целовать их пониже спины и задавать неприятные вопросы?

Вопрос интересный и сложный, у меня нет на него однозначного ответа. Увы, но в последние тридцать лет в стране сформировался настоящий культ успешного успеха любой ценой. Бабки сейчас, только это имеет значение, а после нас - хоть потоп! Если втюхал лохам - ты красава, а любой, кто мешает тебе - урод, и его нужно закопать.

Может быть, и авторы «Смуты» такие же?

Не знаю.

Важно другое. Если наши гипотетические разработчики, желающие хорошего, действительно жаждут выдать годный продукт, то скандалов, чёрного пиара, банов за вопрос: «а чё с геймплеем?», выступлений говорящих сисек голов, комментировать которые - только портить, быть не должно.

Иначе может получиться то, что получилось. Можно перегреть инфополе, зарядить сотни тысяч человек на покупку, а на выходе… жиденько обделаться, после чего, утонув во всеобщем хейте, подключить официальных лиц, которые, распушив гребень, начнут вещать: «Ко-ко-ко-ко, все, кому не понравилась «Смута» - релоканты и враги Великой России, кудах-тах-тах!».

Хотя, если цель была тупо срубить баблишка и протолкнуть финансирование на вторую часть, то, может, так и надо? Но чур меня, чур от крамольных мыслей! Никто ничего подобного не желал.

Люди просто ошиблись. Просто вошли не в ту дверь.

Заключение

И на этом я предлагаю поставить точку. Вопрос «Смуты» для меня закрыт навсегда, а создатели сего шЫдевра добавлены в специальный файлик с нецензурным названием, где им самое место.

Если «Смута 2» выйдет, я обязательно скачаю её с торрентов и поиграю, чтобы оценить масштаб работы над ошибками.

Просто обидно, что разработчики вполне могли, даже оказавшись в подобной ситуации (со сжатыми сроками и отсутствием опыта), сделать годный проект. Да, кривенький и косенький, но душевный, родной, небольшой, приятный. А после уже, получив вотум доверия от игроков, создавать вторую часть - более масштабную, амбициозную, крутую.

Но мы же хотим всё и сразу, да? Особенно мы хотим миллиард рублей от государства на безвозвратной основе, не так ли? Мы же этого достойны!

Как я уже писал ранее, меня дико бомбит от осознания той мысли, что те ребята и девчата из Morteshka, выпустившие «Чёрную книгу», а сейчас разрабатывающие «Лихо одноглазое», за такие деньги смогли бы создать по-настоящему выдающийся патриотический проект, прославляющий Россию, раскрывающий нашу культуру, уважающий историю. Они и так это сделали, причём за гроши (и с бесподобной озвучкой). Но им средства не положены. Им, и десяткам таких же, как они.

Деньги выделили (и похоже, выделят ещё) вот этим вот.

А после закономерного итога ещё и осмелились врубать damage control, спуская собак на игровое сообщество. Народец, видите ли, не опять тот, вашблаародие-с, выпороть бы их на конюшне-с.

Впрочем, не стоит отчаливаться. Отечественная игровая индустрия - настоящая, а не та, которая клепает бесконечные донатные помойки во славу бабла - оживает. Один за другим анонсируются новые проекты, тоже ИРИ, как я слышал, выделила куда меньшие средства, но на множество более вменяемых (надеюсь) проектов, а значит уже в этом десятилетии игры вроде «Атомного Сердца» имеют все шансы стать нормой. Будем верить в это.

А «Смута»? Ну что ж. Эксперимент, очевидно, неудачный.

Вот и пускай отправляется вместе со своими создателями туда, куда ему - эксперименту - самое место - в тихие воды Леты.

Пахомия на марше, будни дурдома, ИГОР, это капитализьм детка!

Previous post Next post
Up