«Yes, Your Grace» или бремя короны

Feb 21, 2024 17:14







Сегодня я хочу рассказать про небольшую инди игрушку, которую купил летом прошлого года. Увы, но руки до неё дошли лишь сейчас, но что поделать - до кучи других проектов ваш покорный слуга даже не добрался.

Впрочем, это всё лирика и не имеет отношения к предмету разбора, а потому перейду к делу.

Итак, знакомьтесь, «Yes, Your Grace». Небольшая пиксельная игрушка, выполненная в весьма неожиданном жанре. У нас тут… что-то вроде симулятора короля.

Что это значит? Интересно ли это? Стоит ли вообще тратить время и деньги на эти ваши пиксели?

Что ж, попробуем разобраться.

Капелька сюжета



Жизнь короля Эрика - правителя небольшой феодальной страны - шла своим чередом. Дела в государстве спорились, лорды не бузили, хлеба колосились, войны обходили цветущий край стороной, дочки росли.

Все три.

Без наследника.

Казалось бы, что могло пойти не так, правда?

Не так пошло то, что когда старшей исполнилось тринадцать, наш правитель получил сообщение формата: «иду за обещанной невестой», а вслед за этим из-за гор начали появляться банды варваров-радовян. Причём всем сразу стало понятно, что это лишь авангард, а основные силы врагов будут позже.

Причина появиться у северян имелась. Король с королевой, путешествовавшие по молодости без охраны, в один прекрасный день попали в лапы разбойника, который силой выбил у них обещание отдать первую дочку ему в жёны. Чтобы спасти жизни, Эрик с супругой согласились, но, естественно, и не думали держать слово, взятое с ножом у горла.

Но кто же знал, что обычный бандит окажется во главе большого войска, в то время как у самого короля в его столице Гревно сидит от силы сотня мечей, да генерал?

Выход нашёлся сразу - женить старшенькую на принце соседнего королевства, получив в обмен за дочку трёхтысячное войско и надёжного союзника.

План надёжный, проверенный столетиями.

Казалось бы, что могло пойти не так, правда?

Не так всё пошло на свадьбе, когда этот самый король бы отравлен, и теперь его сын, занявший опустевший престол во всём винит Эрика.

А значит, нужно найти преступника, нужно призвать лордов под знамёна, нужно разобраться с личными делами, ну и ещё неплохо бы помочь просителям, которые приходят каждый божий день, и требуют, требуют, требуют…

Время пошло, дорогой король, тик-так, тик-так, тик-так…

И лучше бы тебе не опаздывать, иначе пожалеешь.

Мир



Итак, мир.

Действие происходит в период Высокого Средневековья, в псевдоевропейском сеттинге. А значит, рыцари, лорды, доспехи, принцессы, менестрели и прочие атрибуты времени.

Магия есть, но её влияние мизерно. Даже наша дворцовая колдунья - это в первую очередь женщина-учёный, а не повелительница сил тьмы.

У нас есть несколько королевств, занимающих плодородную долину. К северо-западу от них, за горами, обитают варвары. Ну как варвары, нормальные, в целом, люди, просто земля у них хреновая, а обычаи суровые.

Отмечу, что игровой мир буквально пронизан славянской эстетикой. Мифология, название чудовищ, топонимы, всё это так или иначе имеет восточноевропейский колорит.

Да что там, авторы умудрились воспроизвести знаменитую шутку про доблестного польского воина:

To nie sztuka

zabić kruka,

ale honor dla rycerza

gołą dupą zabić jeża.

И делали отсылки на пана нашего Анжея.

А ещё разработчики для написания саундтрека обратились к польской фолк-группе:

image Click to view



Самое забавное, что студия, делавшая игру, вообще-то родом из британии, а создателя вообще зовут Рафаль Брикс. Но при этом в проекте столь мощно ощущается влияние повелителей вантуза, не могущих в космос, но любящих бобров, что прямо-таки диву даёшься.

Нет, наверное, кто-то из братьев-славян всё же участвовал в написании сценария.

Надо сказать и пару слов о религии в игре, потому как она вызывает вопрос.

С одной стороны, в игре имеется задание, выдаваемое священником, который вместе с прихожанами ставит на рыночной площади коловрат, также в начале игры упоминается Сварог, если ничего не путаю. Это наводит на мысли о многобожии.

С другой же стороны у соседей упоминается какой-то там «их бог».

Отсюда можно предположить, что местные пока что держатся за своих языческих богов, но процесс как бы «христианизации» уже запущен, и нужно только подождать.

И на этом с миром я предлагаю закончить.

Персонажи



Король и его домочадцы являются важнейшей частью этой игры, потому как, собственно говоря, она вся крутится вокруг них.

Конечно же, в «Yes, Your Grace» хватает и других персонажей, но я, во-первых, не хочу раздувать обзор, а во-вторых, не желаю спойлерить.

Поэтому ограничимся лишь семьёй его величества.

Итак, король Эрик. Любящий отец, добрый правитель, и просто довольно неплохой человек. Каждый день он вынужден решать многочисленные проблемы подданных и следить за тем, чтобы с королевством всё было в порядке.

Он уже не молод, здоровье начинает подводить, прожитые годы давят всё сильнее, но Эрик делает то, что должно и всегда борется до конца.

В этом ему помогает супруга Аврелия.

Она уже не столь юна, как раньше, но всё ещё красива и способна к деторождению. Аврелия - это элегантная и уточнённая леди, которая, как по мне, чересчур любит дорогие платья (кто играл, тот поймёт). К сожалению, про её прошлое ничего не известно, но у меня сложилось впечатление, что они с Эриком женились по любви, хотя в условиях феодализма это выглядит почти невероятным.

Любит мужа и дочерей. Строже к последним, нежели Эрик.

К слову о дочерях. Их, как я уже говорил, три. Это старшая Лорсулия, средняя Азалия и младшая Седани.

Лорсулия - это серьёзная и чуть отстранённая девушка, практически идеальная принцесса, отлично воспитанная и обученная.

Азалия - пацанка. Постоянно издевается над сёстрами, учится фехтованию, умудряется сбежать из замка на сельскую свадьбу и там набраться. А ещё она… Хм-м-м-м… Малолетняя экстремистка. Да, скажем так.

Седани - самая маленькая, но, возможно, самая разрушительная из тройки. Обожает животных и постоянно тащит в дом всякое, начиная от улитки и заканчивая… медведем.

Геймплей



Ладно, переходим к тому, как в это всё вообще играть.

В целом, ничего сложного.

У нас есть несколько локаций внутри замка, между которыми можно перемещаться для общения с другими персонажами и разными интерактивными объектами. Имеется четыре вида ресурсов (золото, продовольствие, количество воинов, счастье в королевстве), три из которых (еда, деньги, радость) никогда не должны опускаться ниже нуля.

Один ход равен одной неделе игрового времени. За это время мы должны выслушать просителей, которым вольны помочь или отказать.

Каждый выбор потребует либо траты ресурсов, либо отправки на решение вопроса агента (тот может пропадать от одной до трёх недель). В ответ же мы можем либо получить что-то хорошее (за выполнение), либо получить что-то плохое (за невыполнение). Под «плохим» чаще всего подразумевается ухудшение настроения в королевстве.

Агентов можно отправлять не только на помощь просителям, но и на точки интереса, размещённые на глобальной карте королевства. Какие-то необходимо посещать по заданию, какие-то - чтобы получить годноту, какие-то (во второй половине игры) - для вызова в тронный зал конкретного обитателя страны.



Также мы можем призвать одного из лордов (придёт на следующем ходу), чтобы пообщаться, выполнить его квест или купить/продать что-нибудь ценное.

Когда все просители закончились, а Эрик пообщался со всеми обитателями замка, доступными на этом ходу, мы нажимаем «end turn» и оказываемся в режиме отчёта.

Тут отмечается, какие улучшения можно приобрести, сколько ресурсов мы зарабатываем, а сколько вынуждены потратить ДО начала следующей недели (выплаты кредитов банку, зарплата агентов, прочие траты).

Кстати говоря, крайне не рекомендую класть болт на счастье. От величины этого показателя зависит количество выплачиваемых податей, что в какой-то момент может сыграть с нами злую шутку.

Разобравшись с отчётом, определив, какие агенты будут задействованы (и потратят наши деньги), а какие отдохнут, улучшив всё, что покажется нужным, мы сохраняем игру и начинаем новую неделю.

Вот, как бы, и всё.

Графика и звук.



Графика… Н-да…

Пиксели вы мои пиксели, никуда от вас, родимых не деться.

Что можно сказать. Пикселявинько, прямо как в великолепных «Children of Morta», и это неизбежно оттолкнёт часть аудитории. Тут нет никаких сомнений.

Тем не менее есть пиксели и есть пиксели. В «Yes, YourGrace» лично на мой взгляд авторы сделали всё хорошо. Картинка яркая, приятная глазу. Не вызывает острого желания убиться башкой об стену, чтобы больше не видеть эту бесконечную, однотипную, убогую индюшачью пикселявость, пихаемую последние годы куда надо и не надо.

Да, простенько, но со вкусом.

Музыка же хороша. Авторы договорились с весьма неплохим польским фолк-метал коллективом, который выдал крайне приятный саундтрек.

Занятно был решён вопрос нехватки денег (как мне кажется) на актёров озвучания.

Когда персонажи разговаривают, то произносят что-то вроде:

image Click to view



Такое озвучание легко могут организовать и профессиональные программисты.

В целом, конечно, я бы с удовольствием послушал диалоги, а ещё лучше, если бы они были выполнены на уровне «Cyberpunk 2077», но и так сойдёт.

За и против



Что бы мне добавить в плюсы игры?

Начну, пожалуй, геймплея. Вроде бы, ничего особенного - сидишь, выбираешь, как ответить, продолжаешь сидеть. Но как же оно затягивает! Не успеваешь понять, как вечер подходит к концу и надо ложиться спать, но тут врубается знаменитое «ещё ходик и пойду», и вот уже три ночи.

И вот именно это я считаю главным достоинством проекта.

Следом за ним сразу же идёт второе достоинство, почти столь же важное, как и первое. «Yes,Your Grace» короткая. У нас всего пятьдесят недель. Девять-десять часов реального времени при первом прохождении. Последующие, естественно, займут меньше, потому что не придётся перечитывать каждый диалог.

И - да - игру можно (ИМХО, нужно) перепроходить в том случае, если вы вышли на плохую концовку. Да-да, тут можно всё запороть, не только обанкротившись, или выбесив подданных. Некоторые наши решения, принятые по ходу игры, могут повлиять на финал, сделав его лучше или хуже.

И то, что авторы не стали раздувать проект - это абсолютно правильное решение!

Мне очень понравилась история. Да, она не блещет новизной, но такая ламповая…

Нельзя не отметить также и то, что наши действия имеют последствия, некоторые из которых скажутся далеко не сразу. Тут реально приходится нести ответственность за поступки, как и положено персоне, облечённой властью, и это здорово.

Следующий плюс - обилие годного юмора. Не сортирных шутеек, а реально смешных и хороших гэгов. И это при том, что история, рассказанная в игре, в общем-то, достаточно мрачная.

Кстати, это - ещё одно достоинство игры.

Но что я всё о хорошем, да о хорошем. Давайте-как обсудим проблемы, которые, безусловно, есть.

Во-первых, я бы отметил весьма спорный интерфейс. Получилось не слишком удобно, громоздко, не функционально. Кстати говоря, мне кажется, что разработчики и сами поняли это, потому как в трейлере сиквела интерфейс выглядит куда интересней.

Во-вторых, я бы отметил слишком малое количество локаций.

Да, понимаю, что у нас тут игра про короля, который сидит во дворце, но мест, где происходит действие, откровенно не хватало. По крайней мере мне.

И в-третьих, не могу не упомянуть вездесущую повет очку, чуть-чуть по касательной задевшую игру. Вот нафиг она тут не нужна была, честно.

И пожалуй, на этом я закончу.

Заключение



«Yes, Your Grace» - это отличный пример того, как нужно делать небольшие инди проекты. Если не путаю, деньги на игру автор собирал на Кикстартере, а после угробил чуть ли не семь лет на доведение своего творения до приемлимого вида.

Что ж, можно его поздравить, время не было потрачено впустую. Игра отлично продалась и в этом году я жду продолжение, которое, надеюсь, не будет перенесено.

Играть в «Yes, Your Grace» интересно, героям сопереживаешь, история захватывает, несмотря на свою простоту, незначительные проблемы не портят впечатление.

К прохождению строго рекомендована!

А на сегодня всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Всем до новых встреч!

рецензии, ИГОР

Previous post Next post
Up