Барбара Хэмбли роман «Драконья Погибель» или Believe, believe the Dragonborn comes.

Nov 22, 2023 18:44





Я не самый большой фанат книг Барбары Хэмбли. Её вампирский цикл вообще не трогал и не собираюсь, читал лишь «Хроники Дарвет», причём давно. Этот цикл, кстати, понравился, я даже обзор на него делал и могу смело рекомендовать к прочтению. Весьма любопытное попаданчество в магический постапокалипсис.

А в начале года ваш покорный слуга с какого-то перепуга решил заценить роман «Драконья погибель». Он, конечно, как бы тоже часть цикла… Вот только первая книга (которую я и читал) была написана в 1985-м году, а вторая в 1999-м, так что нет, я буду воспринимать роман исключительно как одиночную работу.

Ладно, закончили со вступлением, погнали…

Капелька сюжета

Всё началось, как в сказке. В королевство прилетел дракон, с которым не было никакого сладу и тогда принц, понимая, что сам не справится с такой тварью, решил отправиться на далёкий север, туда, где обитает легендарный драконоборец - единственный из ныне живущих воителей, кто сумел разобраться с огнедышащим монстром.

А где один, там и два, не так ли? Сложно что ли могучему воину прикончить ещё одну летающую ящерицу?

Увы, где-то здесь сказка закончилась, и началась суровая реальность.

Воин этот обитал на далёком севере в местах, которые… как бы это сказать помягче… королевство послало далеко и надолго, выведя оттуда гарнизоны и предоставив жителей самим себе.

Он уже не мальчик, а любящий муж и отец двух детей, женатый, хе-хе, на ведьме. Ну, буквально.

У него уже нет той юношеской силы и удали, да и зрение начало подводить.



Он следит за порядком в этом заброшенном краю и может не пожелать помогать тем, кто бросил его и его людей на произвол судьбы.

Впрочем… мы ведь все понимаем, что будет дальше, не так ли?

Ибо есть дракон, есть рыцарь, есть прекрасная дама, а значит, судьбы не избежать…

Мир

Действие книги разворачивается в нормальном таком фэнтезийном мире. Стало быть, на дворе высокое средневековье, рыцари там, чародеи, дварфы под горой и вот это вот всё.

Прописан мир, говоря честно, средненько.

У нас есть, значит, Northlands, в которых обитают главные герои (сюжет, если что, будет раскрываться преимущественно глазами жены драконоборца и его жены, в первую очередь - жены). Ну что это такое? Стандартный медвежий угол, на которой время от времени набегают кто-то там (то ли местные пикты, то ли местные орки, уже не помню). Тут обитает выродившийся маленький народец, от села до села можно ехать несколько дней, не встречая никого живого, а каждая деревня превращена в самую настоящую деревянную крепость.

Цивилизация покинула эти места, но те, кто выжил и приспособился, чувствуют себя неплохо. Хотя, конечно, не отказались бы от южных товаров.

Да вот только южанам они не особо интересны (кстати, вот этот момент я не до конца догнал - по идее, здесь должна водиться пушнина, которая в условном средневековом сеттинге ценится так, что дальше просто некуда).

На юге же… королевство. Блин, я даже и не знаю, что про него ещё сказать.

Есть, значит, король, при дворе которого пригрелась стервозная колдунья, явно замышляющая недоброе. Есть дварфы-беженцы, свалившие из своей Роковой Горы, когда туда прилетел дракон. Их теперь притесняют местные, потому как they took our jobs!

Есть, собственно, дракон, уже успевший закусить всеми, кто пытался вышвырнуть его прочь.

А, есть повстанцы, которым весь творящийся цирк встал поперёк горла и которые заперлись у себя и, возможно, хотят нехорошего. Или, наоборот, хорошего.

И, в целом, это всё.

Я тут недавно поругивал «Фрирен, провожающую в последний путь» за излишне штампованный мир, увы, у госпожи Хэмбли точно такая же картина.

Магия и боги

Про богов ничего не скажу. Как-то не отложилось в памяти. Вообще.

А с магией ситуация интересней.

Есть чародеи и чародейки, у них своя атмосфера. Читают книги, совершают ритуалы и непрерывно копят могущество, стараясь стать как можно сильнее.

Из-за этого колдуны крайне эгоистичны и самолюбивы, очень редко заводят семьи и посвящают себя исключительно магии. Запомните этот факт, он имеет серьёзное значение.

Своя магия есть у дварфов и они стерегут её пуще жизни!

Своя магия и у драконов. Она пронизана музыкой и прекрасна.

Автор уделяет много внимания колдовству и его особенностям и, в целом, оно получилось достаточно интересным. Я бы даже сказал, волшебным.

Но именно поэтому никакой конкретики вы от меня не добьётесь. Магия - важная часть сюжета книги и раскрывать её в обзоре недопустимо.

Персонажи

Героев в книге не очень много, зато они интересны.

Начнём с протагонистки. Итак, ведьма Дженни Уэйнест. Мать двоих детей, нежно любящая мужа и помогающая ему в нелёгком деле защиты севера.

Именно с её помощью он смог убить дракона (а всё потому, что яды - это охрененная тема).

Что можно сказать про Дженни? Умеет драться в рукопашную, достаточно умна и начитана, способна колдануть.

Увы, как магичка она не слишком сильна, да и не отличается прям какой-то сказочной красотой. Средненькая, чего уж там.

И если со вторым проблем особых нет, то первое - постоянный источник ментальных проблем. Извечное «а что, если бы?» для Дженни.

Нет, она любит детей и мужа, но что, если бы всю свою жизнь, всё свободное время, весь скромный талант вышло посвятить Искусству? Себе и только себе?

Этот вопрос красной нитью проходит через всю книгу и являет собой едва ли не главную тему произведения. И поверьте, Дженни ответит на него. Как? Ну, прочтёте, узнаете.

Теперь скажем пару слов про мужа.

Итак, драконоборец Джон Аверсин.

Мой любимый персонаж книги.

Кто он такой? Ну уж точно не рыцарь в сияющих доспехах! Нет, если что, он спокойно схлестнётся раз на раз и на мечах, и на топорах, и в конном строю. Причём сделает это так, что враг десять раз пожалеет о своей глупости.

Вот только весь этот балаган Джону до лампочки. Он любит читать, обожает собирать старые манускрипты, понимает, что свиньи - это охрененная тема, а потому любит разводить их (ну а что делать, кушать-то что-то надо, верно?).

А ещё в бою он не брезгует вообще никакими приёмами.

Использовать дротик, предварительно измазав его в смертельном колдовском яде? А чего б и нет-то? Хорошо ж получится, дайте два.

Нет, он не подлый негодяй, просто… прагматик до мозга костей. Серьёзно, какая честная драка может быть со здоровенной магической тварью, пуляющей огнём?

Эти его взгляды на жизнь вызывают мощнейший когнитивный диссонанс у принца Гарета Маглошелдона - мальчишки, не видевшего толком жизни, зато слушавшего слишком много баллад.

Пацан являет собой пример классического восторженного дурачка, пусть и получившего воспитание при дворе.

Этакий незамутнённый эльф, вот только не в фэнтезийном смысле.

Тем не менее, следить за ростом его личности интересно.

Ну и как же без стервозной стервы в романе, написанном женщиной, не правда ли? Эту почётную функцию в «Драконей погибели» играет леди Зиерн - обворожительная и могучая чародейка, очаровавшая короля и вертящая им по своему усмотрению.

Ну и напоследок, давайте упомянем дракона. Моркелеб. Большой-большой чёрный дракон с большим-большим черным… А не, не та сказка.

Что можно сказать про него? Великое и прекрасное существо, порождение магии, чувствующее истинную красоту этого мира. Беспощадный монстр, для которого люди - это муравьи, не стоящие даже внимания. Символ возможностей упущенных и нет.

Весьма любопытный, пусть и несколько шаблонный персонаж.

За и против

Что мне понравилось в книге?

Начну, пожалуй, с изрядной доли психологизма и обилия внутренних переживаний героев.

Да, сейчас никого таким не удивишь, но в 1985-м году, когда дженерик фэнтезя уже умирала и авторы искали новые пути, в принципе, это должно было смотреться хорошо. Даже сейчас оно заходит нормально.

Герои очень неплохи. Они меняются по мере развития сюжета, обладают индивидуальностью, внутренним миром. Наша Дженни постоянно задаётся вопросом: «а что если?», чему изрядно способствует встреча с красивой, могучей и успешной Зиерн (она ж ещё и чайлд-фри, стерва такая!) и находит для себя ответ.

Впрочем, вопросы задаёт не только она. И Джон, и Гарет, и даже Моркелб! Никто не уйдёт неотпсиоаналиченным!

Автор откровенно решила постебаться над канонами жанра, ну или слегка раздвинуть ставшие чересчур узкими границы. Получилось, как по мне, весьма недурственно.

Сама история, пусть и излишне простенькая, читается легко, без нудоты, и оставляет приятное послевкусие.

Опять же, нельзя не отметить достаточно неплохую систему магии, что важно для фэнтези, особенно - героического, в котором драконы, колдуны и вот это вот всё.

Мне понравилась главная мысль произведения и её реализация.

Короче говоря, читать было интересно.

Но!

Но у нас тут не шедевр на все времена.

Книга, как я уже сказал, чересчур проста. Этакая робкая попытка поиграться с дженериком и рыцарским романом. Это в те времена-то, когда Пратчетт уже издал «Цвет волшебства», а Кук - первый том «Чёрного отряда»!

Госпоже Хэмбли, возможно, стоило пойти дальше, не останавливаться на полпути.

Стервозная стерва ну совсем уж откровенно стервозна. Даже непонятно, это вот был такой авторский замысел, или кто-то просто очень не любит успешных молоденьких красоток? Впрочем, данный пункт можете считать вкусовщиной.

Мир книги, как я уже говорил, оставляет желать лучшего. Встречал я фэнтези и оригинальней, даже из числа написанных в те времена.

В принципе, на этом всё. Заканчиваем.

Заключение



Что можно сказать в итоге.

У нас тут, определённо не шедевр мировой литературы. Средняя книга с приятными персонажами и простенькой историей. У неё есть свои плюсы, есть минусы. Плохой я её не назову, но и отличной - тоже.

«Драконья погибель» в моей градации занял место где-то между категориями «середняк» и «выше среднего».

Не шедевр, но годное и хорошо написанное произведение родом из восьмидесятых. Если соскучились по нормальному фэнтези тех лет, вполне можете почитать, думаю, хуже не станет. Но если вы пройдете мимо, то, ИМХО, не потеряете ровным счётом ничего.

А на сегодня всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Всем до новых встреч!

рецензии, книги

Previous post Next post
Up