Вообще, на этой неделе я планировал делать обзор либо на один фэнтезийный детектив, который прочёл аж год назад и всё никак не находил времени, чтобы написать про него, либо про гениальную игру гениального гения Кодзимы.
Но тут в стройные планы ворвалась маленькая девочка в белом платье и разрушила их все. Говоря проще, буквально вчера я закончил метроидванию EnderLilies и теперь прям очень-очень хочу поделиться впечатлениями.
А потому, планы немного меняются. Думаю, ничего страшного, верно же?
И раз уж так получилось, давайте начнём.
!!! Внимание, в тексте встречаются спойлеры, если страдаете от острых приступов спойлерной болезни - не читайте !!!
Капелька сюжета
Маленькая девочка проснулась посреди склепа. Её разбудил мёртвый рыцарь, закованный в броню. Он пообещал защищать её любой ценой и сообщил, что следует идти вперёд.
Он сказал, что девочка - белая жрица, смысл жизни которой очищать существ, заражённых скверной - страшной болезнью, дарующей обычному смертному неубиваемое тело, но уничтожающей разум, сводящей с ума, и неизбежно превращающей в кошмарного монстра, жаждущего убивать и забывшего своё прошлое. Впрочем, некоторые сохраняют какие-то остатки воспоминаний и это ещё хуже, потому что «жизнь» их превращается в череду нескончаемых мучений.
Все коридоры храма, в подвале которого спала девочка, были заполнены такими вот чудовищами.
И чем дальше шла героиня шла, тем хуже становилось. Сперва девочка встретила свою монахиню-телохранительницу, превратившуюся в чудовище, и была вынуждена победить её с помощью защитника, а после - очистить, заглянув в воспоминания несчастной и даровав той вечный покой. После - выйти наружу, туда, где в мёртвом мире непрерывно хлещет дождь, превращающей обычных людей в осквернённых. Хотя почему превращающий? Нет, уже превративший!
Помогать уже некому, все обитатели королевства мертвы, хуже чем мертвы! И единственное, что можно ещё сделать - это отыскать и спасти Белую Жрицу Источника.
И маленькая девочка, сопровождаемая бессмертными воителями, отправляется в поход…
Мир
Ender Lilies- это небольшая инди игра, созданная японскими разработчиками. Это определяет и формат подачи материала и особенности истории.
Создатели явно вдохновлялись играми серии Dark Souls, а также гениальной метроидванией
Hollow Knight, и это чувствуется не только в визуале, но и нарративе.
События подаются через записочки и воспоминания
Итак, действие игры разворачивается в Запределье - одном из королевств на континенте, которое в прошлом захватили люди, перебив абборигенов - неких Древних. Хотя из записок первого короля можно понять, что была попытка договориться, но
Запределье, как понятно из названия - это местная жопа мира. Самая северная часть отвоёванных земель. И тут долгое время сохранялись остатки побеждённого народа.
И всё бы ничего, но то ли в этих местах изначально водилась скверна, то ли она была порождена ненавистью и злобой Древних, но спокойной жизни завоевателям не было. С востока на них раз за разом начали накатываться волны изувеченных скверной чудовищ, бороться с которыми предстояло, собственно, Белой Жрице.
Последнее - самое ожесточённое - противостояние привело к тому, что лучшим королевским рыцарям пришлось принять скверну внутрь себя, дабы защищать мирных жителей, а на стенах крепости сражались вообще все, кто мог держать оружие, включая заключённых и магов-учёных.
И казалось бы, победа. Белая Жрица очистила алого Короля Скверны, орда распалась, всё хорошо.
Но хорошо не было. Жрица пропала, а с небес полил дождь скверны.
А потому, нам приходится перемещаться по мёртвым землям, где уже никого не спасти. Максимум, на что мы способны - это даровать покой страждущим.
Персонажи
Как ни странно, в игре есть персонажи и их даже немало.
Почему?
А потому, что каждый босс - это личность со своей историей и маленькой трагедией, но вот беда. Если я расскажу о них всех, то нырну в бездны спойлеров сверх всякой меры, а ведь выше и так разболтал многовато. Более того, я вообще ни словом не обмолвлюсь о рыцаре, разбудившем нашу героиню, потому как правда о нём становится известной лишь в конце игры.
А потому, давайте-ка ограничимся лишь главной героиней.
Итак, её зовут Лили и это маленькая девочка, рождённая, чтобы прийти на смену действующей Белой Жрице. Она проходит свой путь, принимая сложные решения, сталкиваясь с ужасами, способными сокрушить разум даже опытного воина, меняясь и взрослея. Делая свой выбор.
Геймплей
И как во всё это играть? В принципе, ничего особенно сложного.
У нас тут - метроидвания, а значит, бегаем по здоровенной карте, постоянно утыкаясь в тупики, находим артефакты, разные усилители, открываем секреты, валим боссов, получая новые способности и возвращаемся в недозачищенные локации, чтобы собрать пропущенное или открыть новый путь.
Тут ничего оригинального.
С артефактами тоже всё понятно - вот есть шмотки, у них разная «ёмкость», то есть - число слотов, занимаемое ими в активном инвентаре. Набираем на это значение предметов и радуемся.
Также в игре есть левел-апы. Каждый раз, когда героиня поглощает какое-то количество скверны, она зарабатывает уровень и становится капельку сильней.
Способности - стандартные. Тут есть и двойной прыжок, и разгон, и крюк-кошка, и возможность разбивать некоторые стены.
Пока, вроде, ничего особенного, верно?
Таки да, но это ерунда. Главная фишка игры заключается в боевой механике.
Как бы объяснить её в двух словах? О! Главная героиня, походу, из семьи Джостар, потому что в бою она призывает стэнды.
Ну, в смысле, духи очищенных ею могучих воинов, каждый из которых обладает своим оружием и способностями и помогает девочке наносить lots ofdamage осквернённым. Самих их при этом повредить нельзя, что логично - каждый из спутников Лили уже мёртв. Причём совсем мёртв. Вообще. С концами. Без вариантов.
Всего в бою можно использовать максимум шесть скиллов. Три в первой раскладке, три - во второй.
Менять их, равно как и усиливать способности, подбирать артефакты и путешествовать местным фаст-тревелом можно лишь усевшись на лавочку. Да-да, в этом мире где-то явно обитает жук в маске.
В какой-то момент мы начнём использовать полоску «ярости», накопив которую сумеем активировать «ульту» конкретного активного рыцаря-спутника.
И вот, в принципе, всё, что можно рассказать про геймплей. Он стандартный, но не лишён изюминки, и это хорошо.
Графика и звук.
Музыка в игре неоднозначная. Ясен пень, что у небольшой студии нет бабла на какую-нибудь оркестровку или запись целого альбома силами известной группы, а потому болшая часть композиций, звучащих в игре, не особо запоминаются.
Минорные нежные мелодии, сыгранные на пианино, и как бы всё на этом.
Но есть несколько очень удачных мотивов.
Мой любимый - вот этот:
Click to view
Графика же мне очень понравилась. Картинка в меру мрачная, в меру грустная, локации разнообразны и отличаются цветовыми решениями, работающими на их репрезентацию. Сама Лили по мере накопления скверны меняется и это отражается на её модельке.
Анимированные вставочки с историей падших рыцарей просты, но выполнены со вкусом.
Короче говоря, разработчики, ИМХО, выжали всё, что было можно из картинки, а вот с музыкой недожали.
За и против
Ну и раз уж мы начали тут обсуждать плюсы и минусы игры, предлагаю отправиться в соответствующий раздел обзора.
Давайте сразу отметим графон, потому что он отлично работает на погружение и очень, очень уместен.
Следующим, что мне понравилось, будет общий настрой повествования.
Тут всё уже не плохо. Тут всё уже того - кончилось. Живых нет. Спасать некого. Хэппи энд не планируется. Королевство мертво и нужно оборвать мучения бедолаг, запертых в бессмертных телах, ну и найти нашу мать - Белую Жрицу Истока.
И не факт, что после этого у героини будет какое-нибудь будущее.
Меня зацепила атмосфера упадка и бесконечной необратимости. А ещё - удивил общий христианский мотив, красной нитью идущий через произведение. Как-то несвойственен он японцам, в целом отрицающим концепцию искупления.
Ну, тем лучше получилось в итоге, как по мне.
Сама история тоже относится к плюсам игры. Да, получилось банальненько, простенько и анимешненько, но камон, я смотрю оняме уже почти два десятка лет, а потому не имею ничего против японского подхода к нарративу.
А потому история про маленькую лолю девочку, фактически принимающую на себя грехи заблудших и сбившихся с пути и пытающуюся отыскать маму, показалась этому хомяку донельзя трогательной и приятной.
Крайне зашла вашему покорному слуге, и система боя с необходимостью подбирать конкретных мёртвых слуг под конкретную ситуацию и комбинировать их. Есть, конечно, и достаточно бесполезные бойцы (для меня таковым стал, например, рыцарь, защищающий нас от одной вражеской атаки), тем не менее, играться с разными сборками было интересно.
Хочу также сказать пару тёплых слов создателям карты. У неё есть проблемы, например - ограниченная информативность - но зато имеется одно неоспоримое достоинство - полностью зачищенная локация на карте меняет цвет. И это прям крутота-крутотенюшка.
Но увы, к игре есть за что докопаться.
И начнём мы, пожалуй, с прыгающей сложности боссов.
Потому как если Ветеран Гельрод, Чёрная Ведьма Илейн и Безумный Рыцарь Ульф натурально дали вашему покорному слуге знатно так просраться (грёбанного Ульва я, наверное, минут сорок валил, зубря паттерны атак на каждой из трёх фаз и молясь всем богам, чтобы только не словить лишнюю плюху и сохранить хотя бы пару хилок для завершающего этапа), то те же последние два босса проходились со второго-третьего захода, а Стража Бездны Хэнира я запинал, вообще не почувствовав его «боссовости».
Это вот как?
Сюда же идут и вопросы к левел-дизайну последнего биома.
Нет, серьёзно, нафига было делать завершающий этап таким душным (во всех смыслах)? Постоянный ДоТ урон, куча жирных врагов, огромные локи и куча запутаных развилок отбили лично у меня желание пылесосить его, собирая всё. И при этом - повторюсь! - в столь сложной и душной локакции сидят ущербные недобоссы, убиваемые вообще без напряга!
Не надо так, ребята.
Историю мира следовало бы раскрыть получше, как по мне. Возможно, это вкусовщина, но записочек вашему покорному слуге не хватило, да и в тех, что есть можно было бы добавить больше интересного.
Музыка могла бы быть поразнообразней, но это уже, повторюсь, совсем докапывание до столба.
Заключение
И что же можно сказать по итогу.
Перед нами - крайне годная метроидвания. Может быть и не шедевр, но очень, очень добротно сделанный (но при этом - не перегруженный) проект, который с легкостью может затянуть фаната жанра.
Простая, но цепляющая история, милая протагонистка, отличная атмосфера упадка и запустения, постепенно раскрывающаяся карта со множеством тайн, секретов и головоломок.
Что ещё нужно для радости и приятного времяпрепровождения?
Я прошёл Ender Lilies где-то за четыре-пять больших таких забегов, когда садился и на несколько часов буквально растворялся в игре, не в силах от неё оторваться.
Получилось отлично! Строго рекомендую к прохождению!