Этак историю Англии не по Дюма выучишь. Особенно впечатляет эпизод в начале 3-й серии, когда во время Великого пожара 1666 года король видит целый квартал домов, до которых огонь еще не добрался, и спрашивает - мол, почему они еще стоят, ведь мы могли бы помешать распространению пламени, если их разрушить? А бегущий навстречу чиновник говорит в ответ буквально следующее: «если снести дом, его владельцу причитается компенсация, кто платить будет?» И все, королю крыть нечем, ему даже в голову не приходит кулаком там стукнуть или что-нибудь про скрепы пробухтеть.
Актерский состав безусловно прекрасен - и неизменно обаятельный Руперт Грэйвз (Бэкингем), и Дайана Ригг в роли вдовствующей королевы Генриетты, одушевленной одним католическим фанатизмом, и Иэн Макдиармид (сэр Эдвард Хайд), которого так редко видишь не Императором, и Мартин Фримен (лорд Шефтсбери), и Ширли Хендерсон (королева Екатерина), которая уже не в первый раз оказывается партнершей Руфуса Сьюэлла (Карл II) . Кроме того, из-под парика выглядывает мучительно знакомый нахмуренный лоб и сморщенный нос Шона Дингуолла (папаша Розы, если кто забыл), а уж когда на экране появляется Дэвид Брэдли, ты встречаешь его просто как любимого двоюродного дедушку - вот одного вас здесь как раз и не хватало.
Я никогда не была поклонницей Хелен Маккрори (not my type at all - очень неприятный поджатогубый рот в сочетании с круглыми щечками-яблочками как воплощение типажа феетётки, которую забыли пригласить на праздник). К тому же она вечно играет каких-то неприятных персонажей - и графиня Каслмейн не исключение. Здесь она вполне соответствует наиболее распространенному представлению об историческом прототипе, но значительно «подержанней» и старше. Дешевая истеричная интриганка весьма потасканного вида. Любовь, говорите? Шутите, да?.. Прелестная де Керуаль (Мелани Тьерри), сочетающая простоту граблей и свежесть молодого редиса c беспардонностью проститутки, всегда разная несмотря на бледноватую внешность Энн Мари Дафф в роли сестры Карла, якобы отравленной Генриетты - одним словом, тетки вообще прекрасно прописаны, просто на загляденье.
Сцена с Титусом Оутсом (Эдди Марсан) хороша от начала до конца - судя по тому, что я читала, у него хватило бы наглости и отчаянности, чтобы водить короля по коридорам и галереям его собственного дворца, пытаясь указать место, где ему якобы посчастливилось подслушать папистских заговорщиков.
К слову, исторические акценты вообще немного смещены - Дэнби далеко не сочувствует заговору Оутса и добросовестно пытается вывести его на чистую воду, а вот Бэкингем, напротив, собирается половить рыбку в мутной воде, сойдясь с Шефтсбери, планировавшим в перспективе посадить на трон доброго протестанта Монмута… В конечном итоге, никто не будет спорить, что все это - чистая проекция из нашего времени, а не попытка воссоздать подлинную историческую реальность, но до чего же хороши актеры!
(По нашему телевидению сериал показывали в перемонтированной американцами версии под названием «Последний король». С таким же успехом можно было бы назвать и «Последняя любовь короля» или «Последняя попытка низложения короля» - смысла было бы ровно столько же).