Кировский завод - как много в этом слове или окончательный диагноз петербургской промышленности

Mar 08, 2016 22:28

Оригинал взят у kr_maja79 в Кировский завод - как много в этом слове или окончательный диагноз петербургской промышленности

Кировский  (бывший Путиловский)  завод  всегда был одним из самых крупных и богатых предприятий Ленинграда-Санкт-Петербурга.


Сегодняшнее состояние Кировского   завода  далеко от славных традиций прошлого, хотя, казалось бы, все предпосылки для развития есть.  Так,  завод  занимает 200 га практически в центре Санкт-Петербурга (есть разветвленная сеть подъездных дорог, выход к заливу - береговая линия 2 км), а также территорию в пос. Горелово Ленинградской области (Гореловская площадка -  300  га). Здесь  ежегодно  выплавляется  300   тыс .  тонн  стали, производится около 700 тракторов и множество другой техники (передвижные сварочно-энергетические агрегаты, магнитные муфты, оборудование для нефтегазовой отрасли, традиционной и атомной энергетики, судостроения).

Кировский   завод , как и многие предприятия бывшего СССР, в начале 1990-х переживал тяжелые времена. Часть мощностей  Кировского  завода, занятых под оборонный заказ (знаменитые танки Т-80) оказалась не востребованной в условиях «дикого» капитализма. Да и спрос на  мощные трактора «Кировец» с развалом крупных сельскохозяйственных предприятий оказался изрядно подорванным. В этих условиях, ставка была сделана на металлургию (металлопрокат) и сдачу имущества завода в аренду (40% из 200 га территории предприятия во временном пользовании сторонних компаний). Кроме того, структура  Кировского  завода кардинально поменялась: в 1992 году он был акционирован (акции распределились среди рабочего коллектива и на чековом аукционе), а его имущество приватизировано, бывшие цеха стали дочерними компаниями  Кировского  завода. Это было сделано, в целях (и весьма успешно):



1) предотвращения банкротства головного предприятия, которому, в результате приватизации, практически перешло всё государственное имущество;

2) исключения "рейдерских" атак;  3)стремления руководства - генерального директора (на тот момент, Петра Семененко) «прибрать завод к рукам».

Кировский   завод " представляет собой головную (материнскую) компанию для группы дочерних предприятий (около 30 штук). Основными дочерними предприятиями являются:

завод  «Петросталь», Петербургский тракторный  завод  (производство тракторов), ЗАО « Завод  «Универсалмаш», ЗАО « Завод  «Киров-Энергомаш», ЗАО «Атомэнерго», ЗАО «Дворец культуры имени И.И.Газа», ЗАО «Кировец-ЛандТехник», ЗАО «Кировтелеком»,ЗАО «Локомотив», ЗАО «Пансионат Кировец», ЗАО «ПКБ «Автоматика», ЗАО «Санаторий «Белые ночи», ОАО «Синтез-Кировец» и т.д.

Группу контролирует семья генерального директора Георгия Семененко (сына погибшего красного директора- первого генерального директора  Кировского   завода  Петра Семененко), чьё состояние в 2010 году оценивалось примерно в 19,2 млрд. рублей.

А теперь, остановимся на том, что было и что стало с  Кировским   заводом , крупнейшим предприятием СССР в цифрах. Возьмем, кризисный, 1992 год:

К 1992-му году численность работников  завода  (включая Гореловскую площадку) составляла 58000 человек. Сейчас в группе компаний  Кировский   завод  (включая все дочерние компании) работает около 6000 (из них рабочих 3882) человек. В какой то степени, эти цифры можно сравнить с началом ХХ века (только вот, вроде, не было у нас в 90-х года ХХ века гражданской войны). Так, к началу I Мировой войны на тогда еще Путиловском  заводе  трудилось свыше 30 тысяч человек, а после революций и Гражданской войны численность рабочих не превышала 2 тысяч человек, а загрузка предприятия составляла 5% от 1913 года.

На Кировском   заводе  в 1992 год производилось около 5000 сельскохозяйственных тракторов  ежегодно . Причем, с 1985 по 1990 год было произведено более 100 000 всех видов тракторов. За 2010 год Петербургский тракторный  завод  («дочка»  Кировского   завода ) реализовал 410 единиц всех видов техники сельскохозяйственного и промышленного производства…. Виновато тут и отсутствие стабильного спроса на сельскохозяйственную технику данного уровня и «сборка ручная, производство штучное» этих самых тракторов «ломом и зубилом».  Практически, ПТЗ находится на грани банкротства.

В кризисный 1992 год было выплавлено  700  тыс .  тонн  стали (причем значительная ее часть пошла на нужды собственного производства). В настоящее время -  300   тыс .  тонн  стали (тем не менее, ее продажи составляют 44% выручки группы  Кировский   завод ).  Дальше вся сталь уходит в прокат, где изготавливаются длинные металлические колонны разной толщины. Это самый грубый вид обработки, но именно в таком виде Кировский завод продает 90% стали.

Одна из главных проблем завода - устаревшее оборудование (не обновляемое с советских времен), а также отсутствие руководящей воли, направленной на его модернизацию (новостийным хозяевам это просто не выгодно - они живут с эксплуатации все устаревающего имущества Кировского завода). Так, износ оборудования Кировского завода в машиностроении составляет 80%.

Технологии металлургического завода "Петросталь" полностью устарели еще в начале 1990-х годов. На нем все еще используется мартеновский способ выплавки стали (между прочем запущенный на тогда еще Путиловском заводе в начале 70-х годов ХIХ века).

Сегодня в мартеновских печах выплавляется не более 1% общего объема производства  металла  в мире, подавляющее большинство металлургических предприятий уже внедрило экономически и экологически более выгодное электросталеплавильное или конвертерное производство. К 2012-2014 годам использовать мартены будет просто невыгодно. Не надо забывать и следующий  аспект - металлургическое производство в центре Санкт-Петербурга негативнейшим образом влияет на экологическую ситуацию в городе. Все это приводит к низкой рентабельности на Кировском заводе: в металлургии она составляет 8%, в машиностроении - 6%. По данным же росстата, в России средняя рентабельность в металлургии сейчас 15-20%, в машиностроении - 10-12%.

Значительный рост долговой нагрузки (согласно данным 2011 г. кредитов и займов набрано на 6 017 890 000 рублей (в 2010 - 4 870 229 000), при стоимости оновных средств, включая здания, сооружения, землю, оборудование и т.д. на 5 633 491 000 рублей), при отстутсвии внятных и  значимых инвестиции ставит крест на развитии Кировского завода при текущем положении дел.

Если называть вещи своими именами - предприятие Кировский завод сегодня наглядно представляет собой пример тотальной эксплуатации все ветшающего трудового наследия советских времен (которому периодически пытаются сделать косметический ремонт). К сожалению, подобная картина  характерна не только для Кировского завода, но и для России в целом и звучит приговором для проводимой экономической политики, направленной не на развитие и модернизацию, а на хищническую эксплуатацию богатейших ресурсов страны.

Очередная "дочка" Кировского завода оказалась на грани банкротства.

Компания "Ижора-деталь" подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск о несостоятельности к ЗАО "Киров-энергомаш", которое входит в холдинг "Кировский завод". По словам представителя истца, банкротный иск является инструментом давления на поставщика, и он не настаивает на банкротстве "Киров-энергомаша"

Компания "Ижора-деталь" подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск о несостоятельности к ЗАО "Киров-энергомаш", которое входит в холдинг "Кировский завод". Истец требует от предприятия 13,5 млн рублей за поставку оборудования.

"Киров-энергомаш" заказал у "Ижора-детали" части двигательного модуля на сумму 17,9 млн рублей. После частичной оплаты долг заказчика составил 12,6 млн рублей. В апреле было подписано мировое соглашение, согласно которому "Киров-энергомаш" признал свой долг и обязался его выплатить до 10 июня этого года, но оно не было выполнено.
По словам представителя "Ижора-детали", банкротный иск является инструментом давления на поставщика, и истец не настаивает на банкротстве "Киров-энергомаша", планируя работать с ними дальше, как с поставщиком продукции, а не заказчиком.
Выручка "Киров-энергомаша" в 2014 году составила 664 млн рублей. Кредиторская задолженность по итогам прошлого года выросла до 2,3 млрд рублей. В ноябре прошлого года "Киров-Энергомаш" выиграл тендер ОАО "Адмиралтейские верфи" на поставку рам дизель-генератора для дизель-электрических подводных лодок. На данный момент три "дочки" Кировского завода находятся в разных стадиях банкротства. На ООО "Киров-трансмишн" введено наблюдение, на ООО "Петросталь" и ООО "Киров-станкомаш" идет процедура финансового оздоровления.

Промышленность

Previous post Next post
Up