"ФАШИЗМ". БСЭ, 1936г. (часть 3.1)

Apr 29, 2015 13:37

III. Диктатура Ф. и угнетение масс.
Теория и практика корпоративного государства.
        Для осуществления своей террористической диктатуры Ф. Нуждается в сильном «целостном» государстве, С неограниченной центральной властью, могущей подавлять революционные массы. Но, уничтожая остатки буржуазной демократии, устраняя из политической системы все то учреждения, вокруг к-рых могли бы организоваться элементы, недовольные фашистским режимом, Ф. все же нуждается в известного рода «теоретическом» обосновании ликвидации парламентаризма. Фашистское государство идеологи фашизма лицемерно изображают как надклассовое, организующее сотрудничество всех граждан страны. Такое государство фашисты видят в «корпоративном» государстве, организованном по так называемому сословному или корпоративному принципу.
        «Существенные особенности фашистского государства,-пишет один из итал. «теоретиков» фашизма Панунцио,-это 1) политическая централизация, авторитарность и иерархизм, иначе говоря, властное государство в противоположность парламентарному государству, 2) организованное при содействии синдикатов государство, которое выполняет корпоративную функцию во взаимоотношениях синдиката и государства, синдикальное корпоративное государство, которое противопоставляется атомизированному, индивидуалистическому, либеральному государству, государство, базирующееся на национальной фашистской партии как на самом главном коренном учреждении,-партийное государство». Ф. принципиально отрицает и по возможности сводит на-нет роль как центральных представительных учреждений, так и местного самоуправления. В ближайшее же время после прихода к власти фашистов в той или иной стране оформляются права фашистского диктатора как воплотителя исполнительной власти. Муссолини в 1922 вынудил у парламента под угрозой разгона указ о чрезвычайных полномочиях, а в 1925 издал закон о правомочиях и прерогативах «главы правительства», ответственного (и то конечно формально) только перед королем. Фашистское правительство не ответственно перед парламентом, наоборот,-парламент подчинен главе правительства. Муссолини но устранил совершенно парламента, но лишил его какой бы то ни было фактической и юридической роли в системе гос.управления. Законодательные функции парламента сведены к нулю законом от 31/1 1926 о праве исполнительной власти издавать законодательные акты. По закону от 17/V 1928 о реформе политического представительства Палата и Сенат фактически превращены в назначенческие органы. Процедура укомплектования фашистского парламента состоит из трех стадий. В первой стадии принимают участие синдикаты, к-рые называют кандидатов по установленной в законе разверстке общим числом 800 чел.; 200 кандидатов выдвигаются другими фашистскими организациями. Составленный таким образом список в 1.000 кандидатов поступает на рассмотрение Большого совета фашизма, к-рый назначает из этого списка 400 депутатов и объявляет об этом в правительственной газете. После этого происходит голосование последующей формуле: «Утверждаете ли вы список депутатов, намеченных Большим сонетом фашизма?». Голосование происходит путем приписки внизу бюллютени «да» или «нет».
Большой совет фашизма, являющийся совещательным органом при главе правительства, к-рый в то же время-его председатель, увенчивает государственную систему итал. Ф. Секретарем Большого совета фашизма является генеральный секретарь фашистской партии. Фашистская партия монопольна и полиостью слита с государством. Сам устав фашистской партии утвержден королем по представлению Муссолини. Секретарь национальной фашистской партии назначается королевским декретом. Принцип «тотальности» фашистского государства выражен также и в ликвидации местного самоуправления, произведенной в 1928. Королевский префект в провинциях и правительственные комиссары-подеста-в селениях и городах сосредоточивают в своих руках всю полноту власти. Советы при них являются только совещательными органами.
        В Германии аппарат фашистской власти построен в общем, как в Италии. Веймарская конституция с ее пресловутым 48-м параграфом, устранявшим в ряде случаев рейхстаг от законодательства, подготовила диктатуру Ф. Все мероприятия Брюнинга, фон Папена и Шлейхера по подавлению рабочего класса и по переложению тяжестей экономического кризиса на трудящиеся массы Германии были проведены правительственными постановлениями без обсуждения их в рейхстаге. Придя к власти, Гитлер распустил старый рейхстаг, а 24/III 1933 новый рейхстаг принял постановление о том, что все вообще государственные законы могут издаваться правительством империи, т. е. Гитлером и его министрами. Рейхстаг с тех пор превратился лишь в парадную трибуну, с к-рой Гитлер иногда в зависимости от требований политического момента, по преимуществу по соображениям международного порядка, произносит свои декларации. Рейхстаг ничего не обсуждает, а заслушивает лишь сообщении «фюрера».-После смерти Гинденбурга Гитлер сосредоточил в своих руках не только функции канцлера, но и функции президента. Постепенно были изгнаны из реихстига все депутаты, не принадлежащие к фракции национал-социалистов. 4/VII 1934 была произведена унификации рейхстага на основании закона, по к-рому депутат рейхстага теряет свой мандат, если он покинул ряды национал-социалистической партии или был исключен из нее. Преемника его назначает «вождь» национал-социалистической фракции рейхстага. «Вождь» фракции рейхстага не обязан считаться ни с территориальным расположением выборных округов ни с очередностью кандидатов, намеченных в выборном списке.- Аннулирование остатков буржуазной демократии сопровождалось обычной для фашистов демагогией, выражающейся по введении т. н. «народного голосования», инициатива к-рого может принадлежать исключительно правительству. В осуществление принципа тотальности была ликвидирована автономия союзных «земель» Германии. Гитлером были посланы в отдельные «земли» (Пруссию, Виварию, Вюртемберг и др.) наместники - «штатгальтеры», - сосредоточившие в своих руках политическую власть и подчинившие себе местные ландтаги. В начале 1934 был уничтожен рейхсрат, состоящий из представителей отдельных германских государств. Установлен принцип фюрерства в управлении общинами. Во главе общины стоит бургомистр, назначенный министром внутренних дел и находящийся под политическим руководством местного уполномоченного национал-социалистической партии.
        Подобно Италии национал-социалистическая партия объявлена в Германии государственной партией. По закону об обеспечении единства партии и государства от 1/XII 1933 объявлено, что национал-социалистическая партии является «носительницей германской государственной мысли» и неразрывно связана с государством. Заместитель Гитлера по руководству партией Гесс по этому закону является членом имперского правительства. Законом 14/VII 1933 запрещена всякая иная партия кроме национал-социалистической. Закон постановляет, что поддержка какой-либо другой политической партии или попытка создания новой политической партии будет наказываться, поскольку это не облагается по другим предписаниям более высокой карой, тюрьмой или каторгой до 3 лет. Создание режима полицейской казармы в Германии требовало пересмотра состава государственного аппарата. Надо было создать бюрократию, на 100% проверенную в отношении преданности фашистскому режиму. Закон от 7/IV 1933 предписал чистку всего чиновничьего аппарата от лиц, подозреваемых в симпатии к веймарскому режиму. Этот же закон впервые постановил удалить из гос. аппарата всех «неарийцев».
Основные черты фашистского государственного строя характерны и для нынешней Польши. 23/ III 1935 сейм принял новую конституцию Польской республики. Президент пО ЭТОЙ конституции-фактически самодержавный правитель, самодержавие которого лишь формально ограничено восьми условной выборностью. В этой конституции совершенно неожиданно для 20 в. выступает в качестве юридического субъекта... бог. Только перед ним да еще перед историей несет ответственность президент. Президенту подчинены все органы государства. О парламентской ответственности правитель­ства, о ратификации парламентом договоров и т. д. нет и речи. Президент республики решает вопрос о войне и мире; он имеет право вводить чрезвычайное положение в стране. Очень характерен порядок «выбора» президента. Кандидат в президенты назначается самим президентом, другой кандидат-коллегией из 80 выборщиков, причем большая часть коллегии выборщиков назначается тем же президентом. Если коллегия выборщиков согласна с кандидатом, выставленным президентом, то этот кандидат и считается избранным. В противном случае назначаются выборы.
         Теоретики Ф. видят особенность фашистского государства в т. п. корпоративности его. «Оригинальное творение фашистской революции,- говорит Муссолини,-это корпоративное государство, т. е. государство, которое координирует и приводит в гармонию хозяйственные силы, которые либерализм и социализм предоставляют взаимному уничтожению». Координация и гармония хозяйственных сил-иначе классовое сотрудничество вместо классовой борьбы. Идеологи Ф. видят идеал государства и общественной организации в средневековом общество с его цехами и сословиями. В цехе, в сословии общие интересы якобы превалируют над частными, целое в силу этого дает удовлетворение «законным» интересам входящих в его состав индивидов. Средние века поэтому не знали, по мнению фашистских теоретиков, социального вопроса. Корпоративный строй и есть, согласно концепции Ф., осуществление в современных условиях такого государства, прототипом для к-рого служит средневековое общество. Корпорации должны иметь все функции принудительного регулирования взаимоотношений в той сфере, к к-рой относится их деятельность. -Практически вся эта структура означает распыление рабочего класса в отдельных корпорациях, принудительное соединение в этих корпорациях синдикатов рабочих с синдикатами предпринимателей, устранение рабочего класса от какого бы то ни было влияния на государственную жизнь и общую политику. Средневековье плюс усовершенствованная военная техника для подавления возмущения масс - вот что под псевдонимом корпоративного государства несет рабочему классу фашизм.
         Под синдикатом или синдикальным союзом Ф. понимает как объединенных работодателей, так и объединенных рабочих и служащих. Перед теми и другими объединениями Ф. ставит кроме экономических задач моральное и патриотическое воспитание своих членов. В уставах синдикатов предусмотрена в качестве условия приема в члены их политическая благонадежность. Существовать могут лишь те профсоюзы (синдикаты), уставы коих утверждены королевским декретом. Синдикаты находятся под контролем местных префектов и специально созданного министерства корпорации. Запрещается под угрозой увольнения, потери чина и службы и других дисциплинарных взысканий вступление в профсоюзы офицерам и солдатам, а также большинству служащих государственных и общинных учреждений и учителям, обслуживание к-рых возложено на чисто партийные фашистские организации, т. н. ассоциации государственных рабочих и служащих. Фашистское законодательство установило принудительный арбитраж. Забастовки и локауты формально воспрещены. За локаут работодателям закон угрожает штрафом, за забастовку же помимо штрафа участники, главари и зачинщики подлежат тюремному заключению от 1 до 2 лет. Политическая забастовка карается еще более сурово: главари и зачинщики подвергаются заключению от 3 до 7 лет с пожизненным лишением права состоять на государственной службе, а их соучастники- от 1 до 3 лет.
        В развернутой форме принципы корпоративной организации производства изложены в итал. «хартии труда» в 1928. Важнейшие постановления хартии, к-рая под прикрытием демагогии юридически оформляет зверскую эксплуатацию масс, сводятся к следующему. Корпорации признаются законом государственными органами. Они имеют право издавать обязательные постановления в области регулирования производства. Но хартия подчеркивает значение частной собственности, которая освящается в качестве социальной функции, отправляемой собственником в интересах государства и нации. Корпоративное государство смотрит на частную инициативу в области производства как на наиболее действительное и наиболее полезное для интересов нации орудие. Так как частная организация производства является функцией национального значения, то организатор предприятия отвечает перед государством за ход производства. Из сотрудничества производителей якобы вытекает взаимность их прав и обязанностей. Всякий техник, служащий или рабочий является активным сотрудником предприятия, управление которым находится в руках работодателя, несущего за него ответственность. Хартия подчеркивает, что капиталист является полным хозяином и владыкой своего предприятия. Вмешательство государства в производство может иметь место лишь тогда, когда частная инициатива отсутствует или является недостаточной или когда этого требуют политические интересы государства. Муссолини подчеркивает, что «государство может вмешиваться лишь во вторую очередь». Государство также не регулирует заработной платы. Она регулируется исключительно соглашением сторон, что при наличии принудительного арбитража означает фактический произвол предпринимателя. Хартия указывает, что работники должны строго и неуклонно соблюдать расписание часов рабочего дня, об ограничении же рабочего времени не говорится ни слова. Работодателю предоставляется самое широкое право наложения дисциплинарных взысканий в виде штрафа, временного устранения от работы или окончательного увольнения без компенсации. -Так сформулировал итальянский Ф. свои программные положения по вопросу о сотрудничестве классов и корпоративном государстве, фактически еще более усилив буржуазную систему угнетения пролетариата. Эта программа являлась образцом для других фашистских партий и правительств. В частности гитлеровцы не постеснялись это принципиально признать и скопировать итальянскую хартию в своем законе о «национальном труде».
        На деле из всех принципов корпоративного государства реализованы только те, к-рые обезвреживали профессиональные союзы. Другая задача, которую фашистские теоретики и агитаторы называли «интегральной корпорацией», до сих пор остается лишь агитационным блефом. Верхушечная организация корпоративной системы была образована только в 1930, и лишь в 1934 был издан закон о корпорациях. В настоящее время под личным председательством Муссолини создано бюрократическое учреждение -Национальный совет корпораций, к-рый включает не только представителей фашистских профсоюзов и предпринимателей, но и представителей от чисто партийных фашистских организаций и чиновников всевозможных ведомств. Этому совету предоставлено право регламентировать коллективные экономические отношения между различными категориями производства. Но всякое вмешательство может быть произведено только с согласия начальства, ибо закон предоставляет Национальному совету корпораций право заниматься этими вопросами только при наличии двух условий: во-первых, если этого попросят сами заинтересованные стороны, т. е. фактически предприниматели, и, во-вторых, с предварительного согласия главы правительства и при согласовании с ним решений. При этом даже своим через все сита пропущенным профсоюзным бюрократам фашисты не предоставили ни одного места в центральном корпоративном комитете. В настоящее время в Италии образованы 22 корпорации.
         Германский Ф., подобно итальянскому, в проведении корпоративной политики преследует цель, во-первых, полного разгрома профсоюзов и рабочих организаций и, во-вторых, боевой мобилизации всех капиталистических объединений промышленности. Для германского фашизма характерно обильное законодательство, посвященное вопросам регулирования хозяйства под углом зрения закрепления мощи предпринимательских объединений. Почти не проходит дня, чтобы не появилось какого-нибудь общего закона или административного распоряжении, трактующих о картелировании, о создании того или другого «наблюдательного бюро», о «регулировании» цен и т. п. На словах предпринимательские объединения упразднены, на деле же никогда и нигде еще классовые организации буржуазии не обладали такой принудительной властью, как в фашистской Германии, ибо за каждой такой организацией стоит бронированный кулак фашистской диктатуры. Статут какого-либо картеля-это не частный договор, не частное соглашение, а утверждаемый государством закон. Весь государственный аппарат предоставлен в непосредственное услужение финансовой олигархии. Закон 27/11 1934 «О подготовке органического переустройства немецкого хозяйства» формально предоставляет министру хозяйства широкие полномочия в регулировании промышленности. Но в Германии, как и в Италии, государственное регулирование народного хозяйства имеет своей целью лишь укрепление мощи организации буржуазии. Далее этого регулирование не идет, и предпринимателю предоставлена самая широкая свобода в эксплуатации рабочих и вообще в своей производственной деятельности.  Вышеупомянутый закон устанавливает рамки для деятельности министра хозяйства. Он исходит из признания уже сложившихся классовых экономических организаций буржуазии, которые и делаются исходным пунктом и опорой для всего «органического переустройства» германского хозяйства. Волею министра хозяйства они могут быть облечены государственно-правовыми функциями. Отдельный союз предпринимателей получает право и возможность односторонними актами распространять свою волю на всю отрасль хозяйства и на всех ее участников. При этом министр хозяйства Шмит оговаривает, что это ни в коем случае не означает посягательства на хозяйственную самостоятельность отдельного предпринимателя и не исключает конкуренции. Экономическая борьба должна остаться, ибо без конкуренции вообще жить нельзя, она должна лишь быть «честной конкуренцией». Судьей чести в этой конкурентной борьбе становится министр  хозяйства, верный слуга монополистического капитала.
        Закон от 15/V1I 1934 об утверждении принудительных картелей предусматривает и непосредственное «государственное вмешательство» в хозяйственную деятельность предпринимателей. Это вмешательство не является чем-то новым для капиталистического хозяйства Германии. И довоенная и послевоенная Германия до прихода к власти национал-социалистов практиковала оба эти метода как вполне отвечающие интеросам крупного промышленного и финансового капитала. Разница между прежними и теперешними методами заключается в ближайших целях, которые стоят перед государственным вмешательством в хозяйство. В проводимых теперь мерах все больше выступают наружу задачи подготовки к войне, мобилизации сырья, осуществления автаркистских планов в целях обеспечения сырьевого и продовольственного тыла. При этом законодательные мотивы обильно сдабриваются социальной демагогией, заявлениями о борьбе с безработицей и т. п. Но даже эта демагогическая фразеология обязательно снабжается оговорками о том, что частная собственность и частная инициатива остаются и впредь краеугольным камнем общественного строя. - Для выяснения сущности государственного регулирования хозяйства в фашистской Германии характерно в частности постановление от 16/V 1934 «против увеличения цен». Но цены на продовольствие изъяты из этого широковещательного закона. Закон регулирует исключительно картелированные цены, отказываясь притом от изменения уже установленных картелями цен, официально закрепляя их. Немецкие аграрии за два года, несмотря на всю декламацию о борьбе против дороговизны и спекуляции, на одном повышении цен на с.-х. продукты получили 1,8 млрд. марок. При этом Гитлер снизил помещикам ежегодные платежи процентов на 320 млн. марок, предоставил дешевую рабочую силу путем установления принудительной трудовой с.-х. повинности для рабочей молодежи минимум на 6 месяцев. Эта натуральная помощь должна быть оценена но меньше чем в 200 млн. марок. Снижение налогов с помещиков и кулаков дало эа 2 года но меньше 140 млн. марок. Наконец введение всеобщей воинской повинности означает дополнительную перекачку государственных средств в карманы юнкеров- аграриев и кулаков, т. к. командный состав армии составляют как-раз выходцы из этого класса.-Корпоративизм применяет и польский Ф. Фашистские синдикаты здесь именуются «палатами», к-рым, как и в других странах, приданы функции государственной «общественной» службы. Конституция предусматривает следующие палаты: сельскохозяйственные, промышленно-торговые, ремесленные, труда и свободных профессий.
Часть 1 - I. Классовая сущность фашизма.
Часть 2.1 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти.
Часть 2.2 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Италия).
Часть2.3 - II. Фашизм до прихода к власти и Ф. у власти (Германия).l
Часть3.1 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Теория и практика корпоративного государства.
Часть3.2 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Трудовая политика.
Часть3.3 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Аграрная политика.
Часть3.4 - III. Диктатура Ф. и угнетение масс. Фашистское «право».
Часть4.1 - IV. Идеология фашизма. Ф. и наука.
Часть4.2 - IV. Идеология фашизма. Философия Ф.
Часть4.3 - IV. Идеология фашизма. Шовинизм и расовые теории Ф.
Часть4.4 - IV. Идеология фашизма. Милитаризм и культ войны. Философия порабощения масс. Фашизация воспитания.
Часть5 - V. Единый фронт и задачи борьбы с Ф.

Фашизм

Previous post Next post
Up