Звериные мосты.

May 02, 2017 21:51



Среди 380-ти мостов Санкт-Петербурга есть три интереснейших «звериных» сооружения переправы. Все три изначально строились и украшались одними авторами - В. Треттером и П. Соколовым. Все три были цепными, два пешеходными и один транспортным. Последний - Египетский после крушения восстанавливали другие инженеры, но скульптуры сфинксов по окончании и реставрации все же вернули на место.

Львиный и Банковские мосты строились почти одновременно. Первый украшают фигуры львов, а второй - грифоны.
Львиный мост расположен на самом большом изгибе канала Грибоедова в районе Подъяческих улиц. Его длина 28 метров, а ширина 2,5м. Это пешеходный подвесной цепной мост, строившийся в 1825/26 гг.

Известно, что в день открытия по Львиному мосту прошло около 3 тыс. горожан, привлеченных огромными 2-хметровыми фигурами львов, сидящих на четырех углах моста и держащих в пасти подвесные цепи. По задумке авторов эти львы были не простой экзотической «декорацией» строения, их мощные фигуры призваны были скрывать механизмы и крепления моста. Отливались эти «зверушки» из чугуна и состоят из двух половинок корпуса, на спинах и груди можно разглядеть соединительный шов. При всем своем монументальном виде эти «цари зверей» полые внутри, что требовалось для исполнения их функций «держателей» моста. Кроме того, видимая монументальность и грандиозность фигур нарочито противопоставлялась скульптором П. Соколовым общей легкости и изящности самой конструкции Львиного моста, украшенного небольшой ажурной, узорчатой оградой-решеткой.

Решетка и 6-тигранные фонари были сняты в 19 веке и заменены на обычную железную ограду. Прежними и львы и мост стали лишь в 1954 году, когда решетка и фонари были восстановлены, львы снова были выкрашены в белый цвет и отремонтирован настил конструкции. Сейчас Львиный мост - любимое место горожан и туристов, количество романтиков, гулящих по нему сегодня намного больше первых тысяч любознательных петербуржцев.

«...Крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя».
Д. Бобышев.

Банковый или Банковский мост того же В. Треттера и П. Соколова также расположен на канале Грибоедова рядом с Университетом экономики и финансов. Свое «денежное» название этот мост (1825/26 гг.) «унаследовал» от соседства с Ассигнационным банком. От этого соседства произошел и внешний сказочно-мифологический облик всего моста. А именно, Банковый мост украшен 4-мя фигурами грифонов - зверей с телом льва и головой и крыльями орла, что было должно символизировать единство силы и ума. В античной Греции наездником грифона был сам Аполлон, эти «звери-птицы» впрягались еще и в колесницу Немезиды - богини возмездия и даже вращали колесо судьбы. По легендам грифон - самый лучший страж, он охраняет и пути спасения, и сокровища, и тайное знание. Так что лучшего символического украшения моста, располагающегося рядом с финансовым учреждением столицы, сложно было и придумать.

Могучие фигуры высотой в 2,85м. в день открытия собрали уже 9 тыс. горожан, которые с любопытством разглядывали чудесных «зверушек», над головами которых крепились шары-фонари, позолоченные вместе с крыльями грифонов червонным золотом. В реконструкции прошлого века позолота была сменена на сусальную, а также восстановлена утерянная ограда. Интересно, что когда дошло дело до реставрации самих «стражей» (2008) в их также полых фигурах был найден клад, монеты, которые оставляли туристы и горожане, и записки с разными просьбами. Как ни странно, но волшебство мифологического создания грифона сказывалось и на наших современников, считавших этих «зверо-птиц» символом удачи и везения.

«Грифоны Банковского моста
У полукружия стены
Встают виденьем Ариосто
И видят сумрачные сны».
В. Рождественский.

Третьим «звериным» мостом северной столицы является Египетский мост (1825/26 гг.), он раскинулся через Фонтанку и украшен и вовсе восточными чудовищами - сфинксами. Только на сей раз 4 фигуры этих «зверушек» «не работают», т.е. ничего не держат и не скрывают, а просто встречают вас при входе на мост - они развернуты от реки. Появление этих необычных в российской культуре «животных» - своеобразная дань тогдашней моде на повальное увлечение в конце 19 века мистикой древнего Египта. Тем более, что сами сфинксы здесь мало похожи на своих чудищ-прародителей - суровых каменных изваяний.

Египетский мост украшают мягкие, изящные «дамские» фигуры, их отстраненная красота более схожа с подражанием, нежели с «классическим» воплощением образа. Египетский мост того времени включал в себя монументальные ворота с колоннами и карнизом. С карниза свисали фонари, а колонны делили пролет моста на проезжую часть и пешеходные тротуары. Ворота были украшены узором в виде диковинных знаков и животных, которые должны были имитировать египетские иероглифы.

Однако история Египетского моста знает драматический эпизод обрушения, случившегося в 1905 году во время проезда по нему эскадрона военных. Что именно было причиной обрушения до конца неизвестно, говорят и об ошибках в конструкции, и о качестве материала, но существует версия, что классический пример команды солдатам идти «не в ногу» при прохождении моста вошел в физику именно после этого случая. При крушении Египетского моста жертв среди людей не было, но многие были травмированы, а вот 4 лошади погибли. Этот эпизод на полвека вычеркнул Египетский мост из списка строений-переправ Санкт-Петербурга. Только в советское время в 1956 году его восстановили, но уже в совсем другой конструкции и конфигурации. От прежнего сохранились лишь эти самые чудища сфинксы.

Печальна и судьба главного автора всех этих «звериных» мостов Вильгельма фон Треттера. Лишь 16 лет проработал он в России, спроектировав 8 крупных мостов и несколько мелких, после конфликта на службе был вынужден уйти в отставку и оставить нашу страну в 1830 году.

В данный момент грифоны с Банковского моста находятся на реставрации.
Специалисты объявили, что обновлённые грифоны готовы и к началу летнего сезона будут радовать глаз горожан и туристов на прежнем месте.

мосты, спб

Previous post Next post
Up