Армения. Солнце и камни

Sep 09, 2014 11:25

Если вы когда-нибудь ощущали себя запутавшимся в людских судьбах, бесчисленных смыслах жизни или вовсе бессмысленно ждущим какое-то предзнаменование с неба, то любой бродяга уверенно скажет вам: «Старик, тебе просто пора куда-нибудь поехать». Да, он будет прав, конечно, но стоит добавить, что не куда-нибудь, а туда, где ты можешь увидеть множество людей, которые жили, живут и будут жить в другой реальности, чем ты.
В этот раз, меня позвала древность страны Армении.
Немного насмотревшись исторических фильмов и начитавших отзывов ещё до отправления туда всё стало смешиваться и превратилось в какой-то ком. Поэтому я решил: будь как будет, что увижу, что впитаю в себя - значит то есть реальность этой страны.
В чём-то я оказался прав. Но историю этой страны нельзя не впитать через людей, остатки древних сооружений и просто находясь там...

Часть 1. Солнце и камни

Самый лучший вид. Церковь Сурб Аствацацин (святой Богородицы) (1321 г.). Арени. Вайоц-Дзор



Армения. Страна, где столько солнца, что люди привыкли делиться им с окружающими. Там, где на земле, оскудевшей от тысячелетнего труда, взращивают полные солнцем виноградные кисти, персики, помидоры, орехи и другие плоды труда и щедрой земли. Когда солнце встает повыше, чтобы достать все отдаленные уголки этой страны, жизнь замирает в предчувствии вечера. Лишь родниковая вода, без цели и формы течет среди людей и горных пейзажей в самых чудных местах…

Вид на старый Горис. Горис - некогда лучший город в Армении (при СССР)


Каждый день под вечер горячий, а потом теплый божественный ветер спускается с гор, чтобы усмирить свой нрав о людские тела, стремящиеся к отдыху после знойной работы. Лето со своей жарой становится пыткой, как только солнце вступает в свои права. Однако вокруг можно заметить столько воды, которая сочится, казалось бы, из каждого камня, из стен, из-под асфальта городов, дремля в канавах и ущельях. Вода знает как она нужна здесь.

Окрестности "богатого и успешного села" Гарни


Камни святы для армян. Вернее, камень. Облагораживая его, можно оставить след о себе во славу бога - так рассуждают они.



Так появились хачкары. Для меня Армения теперь навсегда проявлена хачкарами. Хачкар - камень-крест, вобравший в себя древние традиции изображений символов щедрости земли и неба (гранатовые плоды, виноградные кисти и лозы, памяти и святых существ).
Но сегодня хачкары вместо старых могильных камней лишь ставят на могилах, завершая круг последней данью человека - богу.

Кладбище при подъезде к Сисиану. За ним - Сисианское водохранилище


Хотя раньше было множество форм для облагораживания места последнего пристанища

Старый могильный камень с символическим изображением животного. Ослик, что ли? Татевский монастырь


Хачкар в лишайнике. монастырь Айриванк. Севан


Хачкар на фоне озера Севан


Меня всегда дивила искусность армянских каменщиков. Такого мастерства я ещё нигде не видел. При чём такие камни сохраняются века. Когда на Руси ещё не было христианства, здесь уже чтили традиции христианских предков.

Современный хачкар. Дилижан


В центре креста, под ажурной сеткой камня искусно вырезано женское лицо. Как это сделано я до сих пор не понимаю. На этом хачкаре видны все атрибуты радости жизни: виноградные кисти, солнце-плод граната и даже пшеничные колоски.



Во имя духовных потребностей камни использовали для творения храмов. Для армян в храмах камень мог выразить всё, что только ему будет ниспослано через человека. И поэтому армянские церкви так красивы.
Впоследствии старые хачкары стали использовать в качестве святых строительных камней при сооружении храмов. Так они обретали новую жизнь, а обители духа приобретали ещё большую святость.

Стена церкви в Татевском монастыре


Монастырь Севанаванк. Севан


Монастырь Айриванк. Севан


В Армении часто кажется, что эти храмы и целые монастыри появились здесь вместе с земным ликом: они кажутся сросшимися с окружающим их безмолвным миром природы.

Монастырь Ованаванк, возвышающийся над каньоном р. Касах




Вы уже обратили внимание, что цвет армянских культовых сооружений (как впрочем и обычных жилых домов) имеет розовый оттенок? Неотъемлемый розовый, оранжевый, бежевый, песочный, красный цвета всегда им сопутствуют. Повсюду горы сложены туфами - магматическими породами, сложенными из вулканического пепла. Хотя, конечно, хачкары и камни, слагающие дома, могут иметь даже зеленый, серый, черный цвета. Это цвет армянской жизни. Не даром, цвета армянского флага - оранжевый, красный и синий (цвет неба, хотя он между ними, так что это скорее всего озеро Севан).

От самых простых монашеских и прихожанских отметин до произведений искусства скрывают в себе камни монастырей. Монастырь Нораванк. Вайоц-Дзор




Тимпан церкви Сурб Карапет. Монастырь Нораванк. Вайоц-Дзор. (чтобы достичь эффекта выпуклости добавил обрамление)


Терра росса, как говорят итальянцы. Окрестности Нораванка.


Одной из традиций являлась аскетичность в храмах. Здесь не может быть ничего, кроме тебя и бога. Поэтому камень лишь отражал стремления людей скрыться от непогод жизни и природы, чтобы принести самые сокровенные мысли. И только свет обычно падает на места особого сосредоточения людей.

В храмы проникает лишь естественный свет. Татевский монастырь


Местность Вайоц-Дзор я бы назвал сердцем каменной жизни Армении. Она изобилует различными каньонами, разломами, горными цепями и пещерами. С давних пор здесь люди наблюдали за естеством камней и создавали свои творения. В 2008 году в местечке Арени (сердце армянского виноделия) в этих пещерах была обнаружена самая древняя человеческая обувь (3-3,5 тысяч лет до н.э.). Следы древних людей говорят о том, что человек уже тогда здесь занимался виноделием. В этих пещерах человек нашёл приют. Камень оберегал его. Так сберег, что много тысячелетий (!) спустя мы находим его следы.

Пещеры Арени


Люди превращали камень не только в предметы обихода, памятные знаки, объекты поклонения. Камни служили им даже предвестниками бед. Качающийся столб Татевского монастыря предупреждал монахов и жителей о землетрясениях (а говорят и о приближающемся войске). Он был поставлен в шахту на шарнир и качался при вздрагивании земли. Немного не дожив до наших дней он рухнул в 1931 году. Восстановленный, он выглядит не менее впечатляюще до сих пор.

Качающийся столб («гавазан» - рус. «посох») Татевского монастыря




Природа сама по себе может являть своё прекрасное величие. Люди изначально стремятся ей подражать. Потом пытаются дополнить. Так Камень исходит из Камня, Земля поддерживает как человеческое, так и естественное, природное.

Природный «орган» на котором скорее всего играл сам дядя Зевс в античном городке Гарни


Типичная вулканическая структура. Такой даже на Фиоленте есть. Но здесь он приобретает собственный смысл, спускаясь вниз эти столбы тянутся к реке Азат, на берегах которой древние армяне создавали храмы богу солнца (Михре).

Атланты до сих пор и снова держат уже падавшие колонны храма Михры. Гарни. Восстановлен в 1976 году


Люди Армении поразили меня не меньше, чем камень. Когда я увидел их каменные произведения, я подумал о их схожести с гномами мира Средиземья Толкиена. Однако, их доброта и щедрость были прямой противоположностью гномьим. Камень закалил их, но не ожесточил. Пожалуй, этому стоит учиться у этого крепкого и гордого народа.



PS
Про наши скитания более подробно смотрите у Сашульки velosiped45

лето, проза, Армения

Previous post Next post
Up