В среде "особо любимых" мною людей очень часто можно натолкнуться миф, который, после очистки от политического мусора и обычной брани, будет звучать примерно так: "Россия отдала часть своих территорий", поэтому тема данной статьи и была выставлена на голосование, так как при первом беглом взгляде на вещи, очень многим нашим согражданам кажется, что нас с вами кому-то "продали". Это объясняется одной простой вещью, по уровню патриотизма в отношении своей страны русский народ не имеет себе равных в мире, и на этом, казалось бы самом, что ни на есть великом и чистом чувстве, спекулируют наши враги или граждане "преслеующие свои собственные, только им понятные цели". Да простят меня национальные меньшинства или нацболы (в простонародье "неофашисты"), но под словосочетанием русский народ, я подразумевал и подразумеваю весь наш великий и могучий народ России, который слит воедино вековыми культурными связями, победами, проблемами, достижениями и главное языком, ведь не даром И.С. Тургенев писал:
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
Июнь, 1882 г.
Вы после прочтения этого шедевра вы ощущаете величие языка или величие нашей нации? А ведь там ни слова про, отдельно, русских или татар, а каждый принимает эту прозу как что-то настолько близкое, настолько родное, настолько неотделимое от нашей с вами одной на всех души, что хочется взять в руки флаг и кричать "Ура!", по крайней мере у меня так.
Ну а теперь, ближе к делу. Текущая заметка будет состоять из компиляции работ нескольких блогеров и "отсебятины" автора.
Начнем с того, что территориальная политика современной России отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории нашего государства, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.
В данной заметке, мы с вами рассмотрим три очень важных решения, которые увидели свет в новом тысячелетии. А именно:
1) Урегулирование территориального спора с Китаем.
2) Урегулирование территориального спора с Норвегией.
3) И самое свежее и сладкое - Присвоение анклава в Охотском море.
Будем идти по порядку.
1) Урегулирование территориального спора с Китаем.
В 2008 году Россия передала Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский.
Почему это произошло? Либеральная общественность и часть наиболее эмоциональных патриотов подала и подает произошедшее как «одностороннюю» и «ничем не обоснованную» уступку со стороны нашей страны в отношении Китая
Лучший способ разобраться в ситуации - это обратиться к фактам.
Об этом, на данный момент, лучше всего рассказывает статья хабаровчанина
Артема Яковлевича Кривошеева, который постарался разобрать всю ситуацию, что называется, «по косточкам».
Почему Россия согласилась передать Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский? Действительно, сложно согласиться, что уступка 337 кв. км. российской территории это успех нашей дипломатии. Однако, господа журналисты, кричащие «о продаже интересов России», впрочем, как и всегда, действуют в конъюнктурных интересах и сильно упрощают проблему. Давайте попробуем разобраться, что заставило Российского Президента так поступить. А история вопроса берет начало в 1858 году…
До 1858 года современные Амурская область, Еврейская автономная область, Южная часть Хабаровского края и Приморский край по Нерчинскому договору России и Китая 1689 года являлись как бы «нейтральной территорией». Тогда это устраивало оба государства. Однако, с началом противостояния России и Англии (после Наполеоновских войн) ситуация со значимостью современной территории Приамурья начинает меняться. Нарастала опасность занятия этих территорий англичанами и французами и тогда, имея своеобразный «клин» вдающийся в континент, державы моря могли успешно развернуть борьбу против как континентального Китая, так и континентальной России.
Крымская война и продолжающиеся в Китае опиумные войны наглядно продемонстрировали, что если русским не занять Приамурье, то это сделают англичане или, в крайнем случае, идущие в кильватере их политики французы. Являясь талантливым политиком и имея полномочия от императора, генерал-губернатор Н. Н. Муравьев выступил инициатором заключения нового договора о границах с Китаем. Согласно Айгунскому договору от 16 мая 1858 года России отходил весь левый берег Амура вплоть до устья реки. Непосредственным дополнением к соглашению выступил Пекинский договор, заключенный между Россией и Китаем 2 (14) ноября 1860 года в рамках серии договоров между Китаем и европейскими странами в сожженном и разграбленном англичанами и французами Пекине. Граница между двумя странами была установлена по Амуру, Уссури и Сунгари, через оз. Ханка, до р. Тумыньдзян. Россия, таким образом, окончательно закрепила за собой Уссурийский край. Была закреплена также и западная граница между двумя странами. Договор предусматривал последующее определение границы на местности, как на восточном, так и на западном её участках.
Согласно договору, восточная граница между Россией и Китаем устанавливалась, начиная от слияния рек Шилка и Аргунь, вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Договор обходил стороной вопрос принадлежности островов. Однако, в рамках демаркационных работ российской стороной была составлена и приложена к договору карта масштабом 25 верст в дюйме, прилагаемая к тексту Пекинского договора. Указание на наличие подобной карты имеется в статье 1 текста договора, гласившей: «Сверх сего, во исполнение девятой же статьи Тяньцзинского договора, утверждается составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, обозначена красной чертой и направление ее показано буквами русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У.
Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств и скрепляется их печатями». Именно на этой карте граф Н. П. Игнатьев красным карандашом провел линию границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури, а в районе Хабаровска по протоке Казакевичева. Однако, при заключении Пекинского договора китайский представитель князь Гун отказался подписывать данную карту, а в 1861 - 1886 гг. было составлено описание линии границы лишь на ее участке от устья р. Уссури до устья р. Туманная, что серьезно запутало дело демаркации государственной границы по Амуру. Таким образом, Пекинским договором предусматривалась постепенная работа по демаркации границы. Эта работа была проведена в Приморье, Центральной Азии, на Аргуни, однако на Амуре вплоть до начала 1990-ых годов работ по демаркации государственной границы не проводилось, была зафиксирована лишь общая линия делимитации. Таким образом, хоть это и удивительно, но четкой границы на Амуре Россия и Китай не обозначили по различным причинам в течении более чем 100 лет - с 1860 по 1990 год.
Все это породило массу споров и сложностей. В Пекинском договоре ничего не говорилось о принадлежности островов, китайский представитель, согласно условиям договора, карту не подписал. Однако, император Китая утвердил указ вместе с картой. Кроме того, в договоре указывалось, что граница проходит вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Вставал вопрос, что считать впадением реки Уссури в Амур. Даже среди российских ученых не было единства по поводу того, что считать устьем р. Уссури: точки, расположенные в районе ст. Казакевичевой или в районе Хабаровска.
Однако, понимая стратегическое значение этих островов для тогда еще военного поста Хабаровка, Россия сразу установила контроль за островами Большой Уссурийский и Тарабаров. Чтобы избежать пограничных конфликтов вся деятельность на островах ограничилась сенокошением. Для фиксации линии государственной границы на местности российско-китайская демаркационная комиссия в 1861 г. на китайском берегу напротив станицы Казакевичевой установила деревянный столб с литерой «Е», имевший координаты 48º16'20" с.ш. и 152º37' в.д. В 1886 г. деревянный столб был заменен на каменный, установленный в том же месте. На изданных в России «Карте Китая и прибрежья реки Амура» (1859 г.) и «Карте Маньчжурии» (1897 г.) архипелаг был обозначен как территория России. Несмотря на это, китайская сторона неоднократно предъявляла претензии на архипелаг, обвиняя противную сторону в обмане и самовольном переносе демаркационного столба.
Однако, до начала Первой Мировой Войны демаркация государственной границы по Амуру так и не была проведена. Например, согласно указанию Министерства иностранных дел России, прибрежному населению в 1911 г. предложено было до окончания размежевания «пользоваться теми островами, которые они признают принадлежащими им, не обращая внимания на протесты китайцев». Кроме того, определение границы по главному фарватеру (по максимальной глубине русла) на Амуре и Уссури было весьма затруднительно. Дело в особенностях их течения. Эти реки несут очень много ила, тот постоянно оседает на дне - и, естественно, именно там, где идёт основной речной поток, то есть по фарватеру. В результате фарватер рек то и дело смещается.
На реках довольно много островов. Как правило, ил оседает с одной стороны острова, а с другой стороны в это же время донные отложения размываются течением. Поэтому фарватер то и дело переходит с одной стороны острова на другую. Таким образом, остров, ещё недавно считавшийся принадлежащим одной из сторон, по правилу фарватера оказывается принадлежащим другой.
Исходя из этого принципа возможность определить принадлежность островов Большой Уссурийский и Тарабаров вообще не представляется возможной. Так как не было четкого понимания, что же считать главным фарватером. Данная особенность рек Амура и Уссури была использована китайской стороной в проведении «ирригационных войн» в районе Большого Уссурийского и Тарабарова при серьезном обострении отношений с СССР при Хрущеве, а впоследствии и при Брежневе. Смысл был прост: китайцы топили в протоке Казакевичева баржи с песком, усиливая ее заиливание, что впоследствии вызывало уход фарватера на север и автоматическое присоединение спорных островов к Китайской территории. Соответственно мы проводили дноуглубительные работы. Доходило до курьезов: китайцы ночами засыпали протоку, а мы днем ее углубляли. Вот с таким багажом противоречий государственная граница существовала все годы Первой мировой, революции и гражданской войны в России. В 1929 году, воспользовавшись как поводом конфликтом на КВЖД, наши войска заняли остров Большой Уссурийский. Находясь в непосредственной близости от Хабаровска и до этого не контролируемый нашими войсками, остров мог быть использован для обстрела города, где начинала строиться промышленность. В 1931 году Манчжурия оказалась оккупирована японцами. В свете этих событий военное присутствие на островах было просто необходимо. Кроме того, СССР взял под контроль практически все острова на Амуре и Уссури. Собственно в таком положении граница оставалась до создания в 1949 году Китайской Народной Республики.
Молодое государство было обязано СССР многим, кроме того общая идеология, грамотная политика в отношении Китая сталинского СССР не давали повода разгореться пограничной проблеме. КНР и СССР выступали единым фронтом по борьбе с общим врагом - англосаксонскими державами. 14 февраля 1950г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный, по словам И.В. Сталина «служить делу обеспечения мира на Дальнем Востоке против всех и всяких агрессоров и поджигателей войны».
Проблемы начались со смертью Сталина и приходом к власти Хрущева. По этому примеру наглядно можно узнать последствия непонимания руководителем страны канонов геополитики. Данный «прожектер» умудрился за несколько лет сдать ряд позиций англосаксонским державам и сильно испортить отношения союзным Китаем. Однако, вплоть до 1960 года территориальные претензии Китаем не выдвигались. Именно в этом году начинает подниматься застарелый и не урегулированный территориальный вопрос, как отражение общего резкого ухудшения отношения между странами. В чьих интересах? В интересах США, разумеется.
В 1960 году СССР неожиданно отзывает советских специалистов из Китая и почти одновременно произошел первый эпизод на границе, который показал наличие разногласий между СССР и Китаем в вопросе о линии прохождения границы и принадлежности тех или иных участков. Речь идет об инциденте 1960 г., когда китайские скотоводы производили выпас скота на территории находящейся под советской юрисдикцией (в районе перевала Буз-Айгыр в Киргизии). Когда прибыли советские пограничники пастухи заявили, что находятся на территории Китайской Народной Республики. Позже выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции. По этому поводу министерства иностранных дел Китая и СССР направили друг другу несколько нот и сделали устные заявления, в которых впервые со времени образования КНР на официальном, дипломатическом уровне обнаружилось различное понимание линии прохождения границы с Советским Союзом. Но в 1964 году Хрущёв и Мао Цзэдун договорились о размежевании территорий, однако при этом они подвесили в воздухе вопрос о нескольких островах на реке Амур.
Китайцы воспользовались этим, и заявили свои права на остров Даманский, который находится с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в 1969 году вооружённый военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих.
По итогам конфликта, в октябре 1969 года, главы правительств Китая и СССР пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров при этом фактически контролировали китайцы.
Итак, запомним - инициировал пограничную проблему Хрущев, который облил грязью Сталина, бывшего для Мао Дзедуна непререкаемым авторитетом и совершил еще ряд недружественных действий в отношении Китая. Результатом недальновидной политики Хрущева стали боевые действия на острове Даманском, а также в Казахстане и, что самое главное, разворот Китая от дружбы и сотрудничества с СССР к США. Что во многом, определило наше геополитическое поражение в начале 1990-ых. Пограничный вопрос выступил следствием этой политики.
Далее события развивались следующим образом.
В 1991 году Горбачёв подписал с Китаем пограничный договор, согласно которому границу провели по фарватеру Амура. Остров Даманский при этом окончательно перешёл Китаю. Ирригационная война вокруг острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова продолжилась.
Теперь вопрос. Кто-нибудь помнит гневные статьи либералов о том, что Горбачев торгует родиной и отдал Китаю сразу несколько десятков «исконно русских островов»? Тем не менее, здесь Михаил Сергеевич со своей страстью к односторонним уступкам все-таки помог разрешению многолетней приграничной проблемы, во многом инициированной политикой Хрущева.
Однако, данное соглашение обходило стороной решение приграничной проблемы у островов в районе Хабаровска. И причину вы можете увидеть на карте внизу. Самая южная протока между Китаем и островами Тарабаров и Большой Уссурийский - это протока Казакевича. Если считать ее впадением Уссури в Амур, то все острова являются российской территорией. А если считать впадением Уссури в Амур место севернее Большого Уссурийского острова, то тогда острова полностью являются Китайской территорией. И этот вариант для России неприемлем, так как тогда граница будет проходить прямо в непосредственной близости от Хабаровска (левый берег будет Китайским, а на правом находится Хабаровск).
По сути - это был последний не урегулированный территориальный спор с Китаем (вместе с островом Абагайтуй на Аргуни). И вот, наконец, в октябре 2004 года Путин подписал с Ху Цзиньтао окончательное соглашение, по которому спорная территория двух островов в 380 квадратных километров делилась между странами поровну. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам.
По итогам раздела Россия получила 60% острова Большой Уссурийский, а Китай получил остров Тарабаров и 40% острова Большой Уссурийский. Как видно на карте, такое деление является самым логичным - так как полученная Россией часть острова Большой Уссурийский глубоко проникает в нашу территорию и, следовательно, передача её Китаю доставила бы нам значительные неудобства. Дополнительным достижением России стало то, что водозабор и водоотвод при этом остались на Российской стороне.
Теперь необходимо понять тот геополитический контекст, в котором действовало наше государство в начале 2000-х годов. С 2003 по 2004 год, был инициирован наглядный урок для желающих отдать российские недра под контроль монополий США и по заказу американцев скупить Государственную Думу (дело «ЮКОСа» и посадка Ходорковского),был отменен колониальный, по сути, закон об СРП (Соглашение о разделе продукции), был введен НДПИ («Налог на полезные ископаемые» наполняющий сегодняшний госбюджет). О результатах этих событий мы могли почитать в моей первой заметке
"О нефтедоходах". Следом был сделан следующий шаг. В октябре в Пекине открываются российско-китайские переговоры, на которых вместе с рядом неопубликованных договоренностей, подписываются дополнительные соглашения, урегулировавшие все имеющиеся территориальные споры между Россией и Китаем.
Так как в случае с Хабаровскими островами нельзя было применить принцип разграничения по фарватеру, стороны договорились разделить остров Большой Уссурийский на южную Китайскую и Северную (самую освоенную) Российскую части. Кроме того, в обмен на Северную часть Большого Уссурийского мы уступили половину острова Абагайтуй на Аргуни. Был применен новый принцип - территории делились согласно ориентирам на местности.
Критики договора утверждали и продолжают утверждать в настоящее время, что Россия «уступила» Китаю острова. Однако никакой речи об уступках идти не может: как с юридической, так и с фактической точек зрения до подписания договора в 2004 году острова были нейтральной территорией и не принадлежали никому. Более того, сквозь вопли либералов «о торговле Родиной», был «упущен» тот факт, что впервые в истории России и Китая были сняты все претензии и спорные моменты со всего протяжения 4300 км российско-китайской границы. Безусловно, передачу части островов нельзя однозначно назвать успехом, но провалом или "продажей Родины" это никак не назовешь, однако неполживые журналисты отчего то не говорят, что сложившаеся в начале 2000-х ситуация с государственной границей досталась Путину от Хрущева и Горбачева. Где первый поссорился с нашим основным геополитическим союзником, в результате чего был инициирован территориальный вопрос, а второй успешно эту проблему решил, напоследок угробив страну, которой руководил. В результате чего Российская Федерация по силе и влиянию в мире, а главное, наличию козырей на переговорах в 2004 году представляла собой далеко не сталинский СССР образца 1952 года. В 1952 году договор о границах мог быть заключен на выгодных нам условиях, благо пространство для дипломатического торга было несравненно шире.
Так за что же так огульно поругивают это решение либеральные журналисты и "не в меру эмоциональные патриоты"? Давайте обратимся к фактам. После подписания в октябре 2004 года в Пекине договора о границе, почти сразу же 31 декабря 2004 года выходит распоряжение Правительства РФ № 1737-р о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) с ответвлениями на Китай. (Юридическое оформление границы было завершено лишь в июле 2008 года, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД КНР Ян Цзечи подписали дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы в ее восточной части.)
Руководство России и Китая взяло курс на сотрудничество и добрососедские отношения друг с другом, устранив последние территориальные споры, могущие всерьез испортить отношения между двумя странами и привести к русско-китайской войне, которая так нужна США. Вот это и не нравится либеральным блогерам и журналистам, а точнее их заокеанским спонсорам.
Вот собственно и вся история этого нашумевшего дела. В графе "Итоги" можно записать, что мы "потеряли" несопоставимо меньше, чем пробрели, что доказывает поговорка "Худой мир лучше доброй войны", для живого примера, можете посмотреть "танцы с бубном" в исполнении китайских и японских рыбаков при поддержке военных кораблей.
2) Урегулирование территориального спора с Норвегией.
Здесь все гораздо проще, и проблема не уходит корнями во времена "царя гороха" как это было с КНР.
Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией появился и "натирал мозоль" как нам, так и норвежцам с момента ввода двухсотмильных экономических зон государствами в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в "серой зоне" была создана совместная
российско-норвежская комиссия. Урегулирование спора осложнялось тем, что согласно Шпицбергенскому трактату от 1920 года архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но находится при этом под международным контролем. Этот трактат не только не давал Норвегии прав на морские пространства вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам участникам договора (кроме Норвегии и России) притязать
на акваторию Баренцева моря.
Международный суд ООН в своём решении по Северному морю от 1969 года указывал, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между
береговыми линиями сторон, вот цитата:
"…фактор, который должен приниматься во внимание, - элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям…"
Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми.
Спор обострился, когда в Баренцевом море в дополнение к богатым рыбным ресурсам были обнаружены значительные запасы углеводородов. В апреле 2010 года Россия и Норвегия решили разделить спорную территорию в 175 тысяч километров на
две равные части.
«С подписанием договора мы наконец-то получаем возможность разморозить нефтяные и газовые месторождения, доступ к которым сегодня был заморожен», - заявил газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Михаил Гришанков. Так он прокомментировал ратификацию договора о разграничении морских пространств между Россией и Норвегией.
Подписание соглашения вызывало шквал критики со стороны оппозиции: по логике критикующих.
Эту позицию можно понять, так как Россия (равно как и Норвегия) имела значительный запас юридических аргументов в пользу своего вариантов разграничения. В целом договор можно считать компромиссным.
По их мнению, Россия должна была полностью проигнорировать аргументы норвежцев и продолжать настаивать на своём варианте границы, но это было бы больше похоже на переговоры Израиля и Палестины о перимирии - "слов много, а результата ноль".
Однако очень важно отметить, что стратегической целью России является получение прав на огромную область в 1 миллион квадратных километров вокруг хребта Ломоносова в Арктике, где уже установлен российский флаг, что вызвала бурное негодование всех и вся на Западе, в особенности США, Англии и Канады. В добавок, если бы Норвегия имела неурегулированные территориальные споры с Россией, она могла бы помешать нам в этом вопросе.
3) Присвоение анклава в Охотском море
В РФ на уроках географии это рассказывают редко кому, а если и делают это, то исключительно при подготовке к олимпиадам по этому интереснейшему предмету, и как результат, далеко не все наши граждане знали, что до 2013 года Охотское море не являлось внутреннем морем России потому, что в его центре находился вытянутый анклав значительных размеров, известный в международной литературе как «Peanut Hole Sea of Okhotsk». Этот анклав считался «открытым морем», на территории этого анклава могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств.
Но в правительстве об этом знали, и еще в 2001 году Россия направила в комиссию ООН по границам морского дна заявку на расширение ее шельфовых границ на севере и востоке страны. Комиссия потребовала доработать заявку. В итоге Россия сделала отдельную заявку по Охотскому морю и подала ее. И вот, совсем недавно, нам удалось доказать свои права на 52 тысячи квадратных километров в центре Охотского моря. Теперь с юридической точки зрения это не часть Мирового океана, а наша законная территория. Охотское море стало внутренним морем России и принадлежит нам теперь целиком. А все потому, что в ноябре 2013 года России удалось доказать права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. После этого центр Охотского моря перестал быть частью Мирового океана и стал полностью российским. Охотское море теперь является внутренним морем России.
Вот, что пишет об этом
Форбс:
"Подкомиссия ООН признала обоснованность отнесения анклава площадью 52 000 кв. км в срединной части Охотского моря, который сейчас юридически считается частью Мирового океана, к российскому континентальному шельфу".
По объему запасов эти территории в 52 000 кв. км - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики. Напомню, что включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава.
Для сравнения, площадь этого водного пространства больше, чем площадь Голландии, Швейцарии или Бельгии. Отныне Россия будет не только единолично добывать в Охотском море природные ресурсы, но и более активно угнетать заплывающих на нашу новообретённую территорию японских рыбаков. Окончательное оформление Охотского моря в нашу собственность состоится на очередной сессии Комиссии ООН, в феврале-марте 2014 года.
Такой успех стал возможен благодаря нашим доблестным подводникам, исследования которых убедительнейшим образом показали, как именно в акватории Охотского моря идёт российский континентальный шельф - подводная часть нашего материка.
Ура, Товарищи! Ура!