Федор Иванович Тютчев (23.11.1803-15.7.1873 (28.7.по нов.стилю), дипломат, консервативный публицист и великий поэт-историософ.
Родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Закончил словесное отделение Московского университета. В это время начали формироваться его "славянофильские" взгляды. После окончания поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел и был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. Именно в этот момент происходит сравнение православной Руси с Западом, где тогда бушевали так называемые "буржуазные" (антимонархические) революции. В его публицистическом и поэтическом понимании Россия предстает как удерживающая вселенская преграда силам зла.
В 1844-1849 гг. Тютчев выступает с пророческими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", раскрывая духовную суть противостояния удерживающей православной России и революционного Запада. Эти статьи вышли в Европе по-французски и были также обращены к западным политикам. «Впервые раздался в Европе твердый и мужественный голос Русского общественного мнения» - писал об этом И.С. Аксаков. - «Никто никогда из частных лиц России еще не осмеливался говорить прямо с Европою таким тоном, с таким достоинством и свободой... Он на чужбине явился передовым Русским - даже для Русских в самой России». Подробнее Тютчев решил изложить свои выводы 20-летнего западного опыта в книге "Россия и Запад" - о необходимости восточноевропейского союза во главе с Россией и о том, что именно противостояние России и Революции определит судьбу человечества в наступающую предапокалипсическую эпоху. Книга, к сожалению, осталась неоконченной...
В частности в статье "Россия и революция" Тютчев писал: «Россия прежде всего христианская империя; русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения... Революция - прежде всего враг христианства!.. Те видоизменения, которым она последовательно подвергалась, те лозунги, которые она попеременно усваивала, даже ее насилия и преступления были второстепенны и случайны; но одно, что в ней не таково, это именно антихристианское настроение, ее вдохновляющее, и оно-то (нельзя в этом не сознаться) доставило ей это грозное господство над вселенною... Тот, кто этого не понимает, не более как слепец, присутствующий при зрелище, которое мир ему доставляет».
Примечательно в данном ракурсе, на мой взгляд, стихотворение Тютчева "Ужасный сон отяготел над нами...":
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мiр, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемiрный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова -
Всё поднялось и всё грозит тебе,
О край родной! такого ополченья
Мiр не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
1863