Узнав о единственном выжившем в авто- или авиакатастрофе, люди, верящие в судьбу и мистическое предназначение, любят сказать: "Наверное, у Господа были на него свои планы. Этот человек нужен ещё для чего-то". Если так, то у создателя были очень, ну просто очень серьёзные планы на обыкновенного дворового кота, волею случая оказавшегося на немецком линкоре "Бисмарк" весной 1941 года.
Линкор "Бисмарк"
Фото: © wikipedia.org/
Bundesarchiv, Bild Великая Отечественная ещё не началась, а Вторая мировая война уже шла полным ходом. Не имея достаточно сил и возможностей для уничтожения союзников на суше, Гитлер переносит военные действия в море, стремясь нанести максимальный урон коммуникациям. Использовалось для этого всё что можно: подводные лодки, собранные в "волчьи стаи", коммерческие рейдеры, авиация. Приказ был один: встретив в океане торговые суда союзников - уничтожать на месте.
А для защиты от британского флота, одного из лучших на то время, с немецких стапелей уже сошли два самых совершенных линейных корабля Третьего рейха - "Бисмарк" и "Тирпиц". Предполагалось, что эти линкоры смогут безнаказанно рейдерствовать в Атлантике, не боясь ни британцев, ни самого чёрта.
"Тирпиц". Фото: © wikipedia.org
На случай встречи с противником "Бисмарк" имел восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволявших ему на равных противостоять любому линейному кораблю. А если паче чаяния противник окажется не по зубам, то немецкий линкор мог показать очень серьёзную скорость: эта громадина длиной более 240 метров могла разгоняться до 30 узлов (55 километров в час).
Фото: ©
Alum Media Ltd Вот на таком корабле и посчастливилось служить чёрно-белому корабельному коту. Мы не знаем, как его звали немцы, да этого теперь и не узнать. На кораблях очень любят держать котов: во-первых, живое существо, во-вторых, при погрузке продуктов всегда есть шанс занести в трюмы крыс, изгнать которых впоследствии просто не представляется возможным. Экипаж "Бисмарка" насчитывал более 2200 матросов и офицеров, и возможно, что котов там был целый десяток. Но нас интересует только этот чёрно-белый красавец. Вот он сидит под майским солнышком на палубе и ещё ничего не знает о том, как "война в Атлантике" круто поменяет его жизнь.
Девять дней войны в Атлантике
Линейный крейсер "Худ". Фото: © wikipedia.org
Приближались "Рейнские учения". Два немецких линкора - "Бисмарк" и "Принц Ойген" - должны были добраться до торговых кораблей на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что "Бисмарк" будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать "Принцу Ойгену", как лисе, влезть в курятник с беззащитными транспортниками. 18 мая они вышли из польского Готенхафена (Гдыня), ведомые напутствиями самого гросс-адмирала Эриха Редера.
24 мая немецкие линкоры вступили в бой с британскими кораблями "Худ" и "Принц Уэльский". Уже пятым залпом "Бисмарк" попал "Худу" в хранилище боезапаса, отчего британский линейный крейсер за считаные минуты пошёл ко дну вместе с 1417 человеками экипажа. Впрочем, этим удачным попаданием "Бисмарк" подписал себе смертный приговор. Уничтожить нанёсшего такое оскорбление королевскому флоту стало для британцев делом чести.
Британский линкор "Принц Уэльский" после боя с немецким линкором "Бисмарк". Фото: ©
IWM 2017 Спустя трое суток погони, в которой участвовала добрая треть всего, что могло выставить на поле боя Британское адмиралтейство, "Бисмарк" был настигнут. К тому моменту немецкий хищник был повреждён торпедами самолётов с британского авианосца "Арк ройял" (мы вернёмся к нему позднее), рули почти не работали, машинное отделение могло выдавать не более семи узлов. Британские корабли потопили "Бисмарк" после непродолжительного боя. Корабль утонул, всего из 2220 человек команды "Бисмарка" погибло 2104.
Выжившие немецкие моряки с линкора "Бисмарк" поднимаются на борт английского крейсера "Дорсетшир". Фото: © wikipedia.org
Британский адмирал Джон Тови написал об этом в своих мемуарах: "Бисмарк" дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого флота, и ушёл под воду с поднятым флагом". На что быстро получил указание Адмиралтейства, чтобы эта запись до конца войны публично не была озвучена.
Фото: © wikipedia.org
Британский эсминец "Казак" (Cossack) участвовал в спасательной операции на месте гибели "Бисмарка". Моряков им найти не удалось, однако среди обломков ими был обнаружен наш приятель. Мокрый и несчастный чёрно-белый кот, разменявший одну из девяти жизней, чтобы не пойти под воду вместе с "Бисмарком". Документов с котом не было, имя своё называть он отказывался, а потому практически сразу получил кличку Оскар.
Эсминец Её Величества "Казак"
Фото: © wikipedia.org
Британцы назвали кота Оскаром не случайно. Согласно Международному флажному своду сигналов, квадратный, разделённый по диагонали, красно-жёлтый флаг Oscar обозначает "человек за бортом". А то, что в данном случае за бортом был спасённый кот, большого значения не имеет. Во многих вопросах кошки гораздо лучше людей.
Оскар остался жить на новом корабле и с головой погрузился в жизнь корабельного кота на эсминце типа "Трайбл". Народу тут было гораздо меньше, всего 219 человек экипажа, зато качало куда сильнее, когда небольшой эсминец, словно мальчишка посыльный, мчался то на север к Норвегии, то на самый юг к Гибралтару.
По-английски "Трайбл" - племенной, принадлежащий племени. Именно так решили назвать серию из 27 эскадренных миноносцев Королевских ВМС, построенных ещё до начала войны. Каждый корабль получил имя какого-нибудь племени, когда-либо жившего на территории метрополии Британии, а ведь ещё совсем недавно она была такой большой. Были среди кораблей "Маори", "Сикх", "Эскимос", "Бедуин" и каким-то чёртом попавшие в эту компанию "Казак" и "Татарин".
Эсминцы оказались наиболее удачными из британских, а потому несколько штук заказала себе Канада и даже Австралия расщедрилась на три корабля. В Тихом океане к тому времени было совсем неспокойно, Япония аж с 1937 года начала усиленно расширять свои границы и немало в этом преуспела.
"Казак" вернулся в Лейт с освобождёнными британскими моряками. 17 февраля 1940 года. Фото: © wikipedia.org
"Казак" мог похвастаться четырьмя спаренными 120-миллиметровыми пушками, тремя зенитными установками и одним четырёхтрубным торпедным аппаратом. Эсминец даже ходил в торпедную атаку на "Бисмарк" во время охоты за немецким линкором, однако волнение было очень сильным, погода плохой, а немецкий экипаж грамотным и, маневрируя, умудрился проскочить мимо всех торпед, скинутых с трёх британских миноносцев.
На эсминце Оскар пробыл всё лето, помогая водить конвои из Гибралтара в Атлантику. Потери торговых судов от немецких субмарин и авиации стали к тому моменту отвратительно большими, а потому Адмиралтейство предложило собирать суда в большие конвои, выделять им охранение, как правило, из пары легких крейсеров, авианосца и нескольких эсминцев. С одной стороны, собранные в кучу суда становились более лакомой целью для немецких подводников. С другой стороны, взять их становилось куда сложнее, а в случае удачной атаки уйти из боя удавалось только самым удачливым. К концу войны из 863 немецких подлодок были уничтожены 753.
В октябре 1941 года "Казак" сопровождал конвой транспортных судов HG-75 из Гибралтара в Великобританию. В самом начале пути конвой неудачно выскочил на немецкую субмарину. Залпом торпеды, выпущенной из носового аппарата подводной лодки U-563, эсминцу оторвало нос. Из двухсот человек команды погибли 158, включая командира корабля. Экипаж корабля перешёл на эсминец "Легион", а попытки отбуксировать тяжело повреждённый корабль обратно в Гибралтар не увенчались успехом из-за ухудшающихся погодных условий.
Оскар был доставлен в гибралтарский порт, где офицеры, узнав о его злоключениях, нарекли кота Непотопляемым Сэмом (Unsinkable Sam).
Авианосец Её Величества "Арк ройял"
Фото: © wikipedia.org
Непотопляемый Сэм, не растерявший своего задора, попал на тяжёлый авианосец "Арк ройял" ("Королевский ковчег"). Этот корабль уже участвовал во множестве боевых операций и заслужил репутацию "счастливчика". Помните, именно торпедоносцы "Арк ройяла" так удачно повредили "Бисмарк", что лишили его хода и сделали один из самых быстрых линкоров лёгкой добычей британских кораблей.
Построен "Арк ройял" был в 1937 году и своим серьёзным размерам был обязан Вашингтонскому морскому соглашению. Это договор между Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, подписанный в 1922 году, чтобы ограничить гонку вооружений после Первой мировой войны. Каждому государству был отмерен максимальный тоннаж кораблей, и к 1935 году Британии, уже имевшей авианосцев на 115 000 тонн из 135 000, пришлось решать, строить два маленьких или один большой. Подумав, лорды из Адмиралтейства решили построить большой и тяжёлый ударный авианосец "Арк ройял".
Этот огромный ударный авианосец был даже на несколько метров длиннее "Бисмарка". Длина его корпуса ограничивалась лишь размерами самых больших британских сухих доков на Гибралтаре и на Мальте. А 48 самолётов авиакрыла могли у кого угодно отбить желание нападать на "Королевский ковчег".
Здесь Сэм пробыл совсем недолго. То ли он действительно влиял на удачу кораблей не лучшим образом, то ли ему самому везло как утопленнику. Уже 13 ноября 1941 года немецкой подводной лодкой U-81 "Арк ройял" был торпедирован, когда шёл в составе конвоя с Мальты на Гибралтар. Торпеда проделала в авианосце огромную дыру размерами сорок на десять метров (в такую дыру без труда моли заплыть пара торпедных катеров). Несмотря на все предпринятые усилия по спасению, авианосец потонул и в воде оказались многие из 1700 членов команды. К счастью, все до единого были спасены пришедшими на помощь союзными судами.
Гибель HMS Ark Royal. Фото: © wikipedia.org
На этот раз Сэм, обнаруженный цепляющимся за доску и мяукающим на всю Атлантику, был спасён экипажем буксира. Спасатели, нашедшие кота, описывали его как "ужасно сердитого, но абсолютно невредимого". Коту было из-за чего сердиться: вот уже третий дом, на который он попадал, начинал тонуть в самый неподходящий момент.
Часть спасённого экипажа вместе с Сэмом была переведена на борт эсминца "Лайтнинг", затем на эсминец "Легион", добросивший моряков авианосца до Гибралтарского порта. Неудача Непотопляемого Сэма сработала и на эти два корабля. Спустя пять месяцев, в марте 1942 года, в результате авианалета будет потоплен "Легион", ещё спустя год, в марте 1943 года, немецкий торпедный катер торпедирует "Лайтнинг".
На берегу
На этом Сэм прекратил работу корабельным котом. Его взяли в дом генерал-губернатора Гибралтара ловить мышей, что он и делал некоторое время. Затем с попутным кораблем моряки забрали Сэма в Великобританию в Белфаст, и на этот раз путешествие прошло удачно. Чёрно-белый кот получил еду и крышу над головой в Белфасте, в Доме моряков, где спокойно прожил до 1955 года, не давая спуску местным сухопутным котам.
Фото: ©
facetsofhistory.wordpress.com Непотопляемый Сэм был местной достопримечательностью и легендой, сохранился даже его пастельный портрет, сделанный художницей Джорджиной Шоу-Бейкер. А вот фотографий непотопляемого чёрно-белого кота почти не осталось.
В Сети часто иллюстрируют историю Сэма фотографиями другого не менее замечательного кота с чёрными пятнами на носу. Увы, но это не Сэм, а Саймон, героический корабельный кот с военного шлюпа "Аметист". В 1949 году, после ранения шрапнелью во время инцидента на реке Янцзы, он был награждён высшей воинской наградой Великобритании для животных - медалью Марии Дикин. Впрочем, это уже совсем другая история.
Автор: Михаил Котов
Источник:
https://life.ru/t/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/1040184/niepotopliaiemyi_sem_kot_potopivshii_linkor_tri_esmintsa_i_avianosiets?&source=push