Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года.

Feb 04, 2016 23:42

Оригинал взят у doc_chaev в Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года.

Это заседание должно было отметить столетие высшего правительственного учреждения императорской России. Собрание Совета в 1901 г., официально посвященное столетию Государственного совета, фактически отмечало столетие совсем другого, довольно двусмысленного события в русской истории, о чем, однако, современники этого собрания не могли публично упоминать. На самом деле Государственный совет был создан не в 1801г., а в 1810 г., тогда как в марте 1801г. произошло другое крупное событие - убийство императора Павла I группой гвардейских офицеров, которыми руководили высшие сановники государства.  Занявший место Павла I его старший сын Александр I, чувствуя свою неподготовленность к государственной деятельности, поспешил организовать Непременный совет (слово «непременный» означало постоянный), который должен был участвовать в законодательной деятельности. Столетие организации Непременного совета и отмечалось в 1901 г.



Правительственный заказ на эту огромную картину (4 на 8,8 м) И.Е. Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине).  Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей..
Колористический строй портретов, в сопоставлениях "официальных" цветов российского чиновничества - черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщает изображаемому парадную торжественность.  Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. В осуществлении работы принимали участие ученики Репина из его академической мастерской: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой - Иван Куликов, затем они дорабатывались самим мастером. Центр картины целиком написан Репиным. Так кто же участвовал в юбилейном заседании.

В центре все узнают фигуру Николая II. Его этюд Репин единственный выполнил в полный рост. Маленькое мизображение самодержвца Репин предусмотрительно компенсировал большим  портретом "в рост", висящим за спиной Николая. По-моему этот этюд он и использовал.



Справа от императора сидит Председатель Совета великий князь Михаил Николаевич, единственный из оставшихся в живых к тому времени сыновей Николая I. По воспоминаниям современников не смог научиться сколько-нибудь разумно вести заседания Государственного совета. Единственной его положительной чертой была безупречная семейная жизнь, чем он был непохож на многих других членов императорской фамилии. Вероятно, по этой причине его племянник Александр III (который отличался тем же качеством) назначил его на высший государственный пост, хотя никакого влияния на государственные дела Михаил Николаевич иметь не мог.



По правую руку императора сидит его брат - великий князь Михаил Александрович. На тот момент официальный наследник престола ( в его пользу Николай отречется в феврале 1917 г.).



Рядом - ещё один великий князь - Владимир Александрович, младший брат Александра III, дядя императора. На тот момент главнокомандующий войсками гвардии санкт-петербургского военного округа, президент Академии художеств.



Стоит отметить, что у всех членов императорского дома через плечо голубая лента, отличительный знак ордена Андрея Первозданного, самого высокого и старейшего ордена Российской империи. Если великие князья получали этот орден с момента рождения, для высокопоставленных чиновников он был почти недоступен - они могли получить его только при очень продолжительной службе на наиболее высоких постах, обычно в глубокой старости. Гораздо чаще министры и другие высшие чиновники имели менее высокий орден Александра Невского, позволявший носить красную ленту. Именно такая лента у стоящей с докладом  перед императором фигуры. Это Вячеслав Константинович Плеве, министр статс-секретарь великого княжества Финляндского. Вскоре будет  убит эсером Егором Созоновым в Петербурге.
За Плеве сидят: ещё два дяди императора Алексей Александрович - главный начальник флота и морского ведомства, великий князь, и Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погибнет в 1905 году от бомбы революционера Каляева.  Эскизы не сохранились.

Рядом с Сергеем Александровичем сидит Принц Александр Петрович Ольденбургский, генерал от инфантерии. По линии отца - правнук императора Павла I. Одной из главнейших его заслуг считается открытие Института Экспериментальной Медицины в Петербурге. Также он основал первый на Кавказском побережье Гагрский климатический курорт.

Далее - важный человек - Председатель Комитета министров  Иван Николаевич Дурново. Несмотря на доверие императорской семьи, в целом в столице Дурново не пользовался ни авторитетом, ни уважением как в среде высших чиновников, так и среди общественности. Тем не менее, новый император Николай II в 1895 году назначил его председателем Комитета министров Российской империи. Несмотря на неспособность проводить собственный политический курс, Дурново сохранял этот пост до конца жизни.



Недалеко от Дурново - еще одна примечательная фигура. Знаменитый Константин Петрович Победоносцев, Обер-прокурор Синода. В царствование Александра III он оказал большое воздействие на решение многих политических вопросов, противясь проведению каких-либо прогрессивных реформ. Фигура Победоносцева в конце XIX-начале XX в. стала символом крайней реакции. Можно вспомнить известные стихи Блока: «…Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Рассказывают,  что в годы царствования Александра III  Победоносцев  в Государственном совете однажды назвал великих князей «язва». Пораженные этим, великие князья думали заявить протест, но, зная большое влияние Победоносцева на Александра III, не решились этого сделать.



В левой части картины, в наиболее выигрышном ракурсе изображен  Сергей Юльевич Витте, министр финансов, а в последующем и премьер-министр. Из всех министров конца XIX-начала XX в. его деятельность была наиболее плодотворной .  Достигнув высоких постов в частных железнодорожных компаниях, Витте сумел обратить на себя внимание Александра III, который назначил его сначала министром путей сообщения, вскоре после этого - министром финансов. На этом посту Витте провел свою знаменитую денежную реформу, когда российский рубль на 100% был покрыт золотым запасом.



В зале естественно много министров. Вот с левого края сидит в профиль  Влади́мир Бори́сович Фредери́кс  -  последний в истории Министр Императорского Двора Российской империи, граф. «Моральное одиночество, наложенное на себя царём с юного возраста, было тем более опасным, что Николай II относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения. Один граф Фредерикс являлся исключением.» Граф С. Ю. Витте писал о нём в своих записках:»Сам Фредерикс по части понимания дел был совсем плох, ему трудно было усвоить не только рассуждения, но и самые простые факты. Его сотрудники подучивали его как школьника перед всяким всеподданнейшим докладом».



Рядом с ним Алексей Николаевич Куропаткин, военный министр, генерал-лейтенант. В Советской исторической энциклопедии этот период деятельности Куропаткина оценивается следующим образом:»Куропаткин, не обладая талантом крупного военачальника, проявил нерешительность в руководстве войсками. Боязнь риска, постоянные колебания, неумение организовать взаимодействие отд. соединений, недоверие к подчиненным и мелочная опека характеризовали стратегию Куропаткина, что было одной из гл. причин поражения в рус.-япон. войне 1904-05. Был отправлен в отставку после поражения а русско-японской войне.



Тут же Михаил Иванович Хилков, министр путей сообщения, князь. Человек необычной судьбы.  В молодости он раздал свои обширные земли крестьянам и уехал сначала в США, а потом в Англию, где в течение ряда лет занимался физическим трудом. За границей Хилков изучил новое тогда железнодорожное дело. Впоследствии как известный специалист в этой области он был приглашен на пост министра в Болгарию. Уже в немолодые годы он был назначен министром в России.



За спиною Палена  сидят ещё два министра. Это минист юстиции Николай Валерианович Муравьёв. Накануне событий 9 января 1905 года, 7 января, Муравьёв имел беседу со священником Георгием Гапоном. Последний убеждал его пасть в ноги царю и умолять того принять петицию о рабочих нуждах. Ознакомившись с текстом петиции, Муравьёв указал Гапону, что она требует ограничить самодержавие, и отказал в своём содействии. На следующий день, 8 января, на совещании у министра внутренних дел  он высказался против каких-либо переговоров с рабочими. Через несколько дней после «Кровавого воскресенья» Муравьёв подал в отставку и уехал послом в Рим, как полагали современники, из опасения мести со стороны революционеров.



На переднем плане можно видеть еще одного министра - председателя Статистического совета и   одновременно выдающегося ученого Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. В 1856-1857 годах он исследовал Тянь-Шань, недоступный до этого для европейцев, составил впервые схему орографии и высотной зональности горной системы. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В 1859-1860 участвовал в качестве члена-эксперта и управляющего делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.



Все персонажи описывать не буду, их фамилии современному уху ничего не говорят.

монархия, Россия, русская культура, русская живопись, перепост

Previous post Next post
Up