История мирового успеха перевозчиков-старообрядцев Власовых

Jul 22, 2015 23:28

В 1918 году старообрядец Александр Власов переселился из Одессы в Румынию, где занялся углём. Затем он переехал в Италию, а во время Второй мировой - в Аргентину. Постепенно его фирма разрослась в империю морских перевозок. Дело отца унаследовал его сын Борис, сегодня активы компании - свыше $5 млрд. Пожалуй, семья Власовых - самые успешные российские эмигранты.



Эмиграция из России после Революции и Гражданской так и не сумела влиться в элиты западного общества. Но были в этой закономерности и исключения. Один из примеров  - семья старообрядцев Власовых, не просто создавших бизнес-империю морских перевозок, но и ставших частью старой финансовой элиты в Монако и лондонском Сити.

Александр Никифорович Власов родился в 1884 году в казачьей семье под Ростовом-на-Дону (его редкий снимок 1950-х годов - на заглавном фото в статье). Его семья принадлежала к неокружникам - наиболее радикальной части белокриницкого старообрядческого согласия. В начале 1890-х Власовы переехали в Одессу, где глава семьи Никифор начал заниматься торговлей зерном.

Александр Власов окончил Политехнический институт имени Петра Великого в Санкт-Петербурге. В 1908 году он возвращается в Одессу и начинает служить в отделе водоснабжения городского Муниципалитета. В 1912 году он женился, а 14 марта 1913 года родился его сын Борис.



(Лайнер Fairsky, 12.500 регистровых тонн. Построен в 1941 году в США, в годы Второй мировой служил как военный транспорт, а после войны был куплен фирмой Власова и переделан под лайнер на 1460 пассажирских мест. Здесь и далее - фото судов "Группы Власов")

Александр Власов уже в апреле 1917 года осознал, что скоро Революция сменится хаосом, и начал готовиться к эмиграции - распродавая активы отца, пока за них еще можно было выручить настоящие деньги. В большей мере его решение основывалось на холодном аналитическом расчёте, и затем это его умение делать правильные прогнозы помогло ему стать миллиардером.

Весной 1918 года Власов со своей семьёй приезжает в Румынию. В отличие от подавляющего большинства российских эмигрантов он хорошо подготовился к переезду: заранее купил румынское гражданство и привёз с собой около 15 тысяч рублей золотом (на нынешние деньги это 180-200 тысяч долларов).
В Румынии он сразу же налаживает связи со своими единоверцами - старообрядцами по всей Восточной Европе. Кроме привычки полагаться на холодный расчёт, это стало вторым правилом Власова - стараться иметь дела с братьями по вере.

Александр Никифорович занялся продажей польского угля. В Польше его интересы представляли единоверцы. Через них Власову удалось получить от Skarboferm (государственная польская организация) долгосрочный контракт на поставки угля - он его в основном сбывал в Румынии и Болгарии. Следующим шагом была поставка угля в Италию и Грецию. Попутно с этим Власов вступил пайщиком в румынское транспортное общество «PRIMA, Societate Nationale de Navigatione», которое занималось перевозкой угля и других насыпных грузов на малых грузовых судах. Так был сделан его первый шаг в морской транспорт.



В 1933 году он был назначен генеральным представителем Skarboferm в Италии и Греции и одновременно ему был поручен финансовый контроль над румынской морской компанией PRIMA - вторым человеком в ней был старообрядец липованского согласия Никитин. Это послужило началом того, что в будущем будет именоваться «Группой Власова» (Vlasov group).

Власов покупает три подержанных судна малого тоннажа, но еще пригодных для транспортировки угля. Одновременно он открывает в Милане уже собственное бюро по продаже угля. В 1936 году Александр Никифорович успешно договаривается в Лондоне с греческим судовладельцем Кулукундисом о создании совместной морской компании, а в 1937 году открывает в Лондоне ещё одну свою судовладельческую фирму и морское агентство, покупает одно судно и заказывает строительство ещё двух, которые получает в 1938 году. В Лондоне его представителями и лоббистами стала группа русских толстовцев, обосновавшихся в Англии ещё до Революции и имевших хорошие связи среди руководства Лейбористской партии.

В 1938 году он покупает итальянское гражданство через  князя Николая Жевахова и его друга сенатора Арриго Сольми. Расчёт снова не подводит Власова - он понимает, что скоро Восточная Европа станет ареной большой войны, и бизнес там надо сворачивать.



Князь Николай Жевахов

Власов в апреле 1938 года создаёт компанию SITMAR (Итальянская Компания Морского Транспорта). Из Милана он с успехом руководит поставкой угля на весь средиземноморский бассейн; открывает бюро в Египте (Александрия) и Алжире. В этот же год его сын Борис заканчивает Политехнический институт в Вене и присоединяется к отцу в управлении компанией.

В конце 1939 года Власов снова верно просчитывает, что скоро война охватит уже всю Европу, и начинает готовиться к переориентированию деятельности компании на новые направлении. В 1940 году он открывает бюро в Швейцарии, и назначает его руководителем сына Бориса. Там он будет работать до 1947 года. Сам же Александр Никифорович основывает филиал SITMAR в Нью-Йорке и Буэнос-Айресе, куда переселяется летом 1940 года. В столицу Аргентины он переводит три своих грузовых судна. И он, и его сын при этом оставляют себе итальянское гражданство.

В годы войны семейство Власовых многократно увеличивает свой капитал, умело занимаясь посреднической торговлей между воюющими державами.

По окончании войны Власов получает от ООН контракт на перевозку «перемещённых лиц». С этой целью он приобретает оставшиеся после войны американские транспортные суда и с успехом перестраивает их в пассажирские пароходы. В 1947 Sitmar купила американский транспорт «Vassar Victory» и переименовала его в Castelbianco - этот судно стало первым пассажирским кораблём фирмы Власовых.



Одновременно, как уже выяснится сильно позже, Александр Власов - важное звено в операции Ватикана по переправке за океан нацистских и коллаборационистских деятелей. В частности, он спас около 10 тысяч русских, служивших у немцев, купив им на собственные деньги через старые связи румынские, югославские и польские паспорта. Большая их часть затем обосновалась в Буэнос-Айресе и венесуэльском Каракасе, где Власов им много помогал в обустройстве на новом месте.

Суда Власова пересекали океаны, следуя в Австралию, Канаду, Южную Америку. В 1952 году Власов опять переводит свою деятельность в Италию, где его главная фирма SITMAR занимается не только перевозкой пассажиров, но и транспортировкой сухих грузов. Одновременно «Группа Власова» начинает осваивать транспортировку нефти. Заканчивается эра угля, и нефть доставляется уже по всему миру. Возрастает потребность в нефтеналивных судах, и Власов приступает к строительству танкеров.

В эти же годы Власов открывает в Сиднее филиал лондонской компании NAVCOT, которая занимается развитием пассажирского транспорта. В 1955 году SITMAR получает контракт от Австралийского правительства на перевозку т.н. «субсидированных пассажиров» - эмигрантов из Европы. Контракт длился 15 лет, в течение которых было перевезено 50 тысяч человек.



Александр Никифорович умер в октябре 1961 года в Генуе, руководство компанией берёт на себя Борис Александрович - ещё более скрытный и необщительный, чем его отец.

Его первое важное решение было связано с переводом центра управления из Генуи в более выгодное и надежное место - в Монако, где он находится и по сей день.

В 1968 году Борис Власов открыл линию ITAL PACIFIC LINE, выполняя рейсы между Средиземноморским бассейном, Испанией, Португалией и побережьем Тихого океана, Центральной Америки и Канады. В 1971 году, по окончании контракта с Австралией на перевозку эмигрантов, он создает круизную компанию (одну из первых в этой отрасли) с центром в Лос-Анджелесе, под названием SITMAR CRUISES.

В 1973 году Власов создает совместное предприятие CAPITALFIN вместе с группой итальянских государственных и частных компаний с целью покупки крупнейшей английской морской организации SHIPPING INDUSTRIAL HOLDINGS Ltd., которая занимала второе место в Англии в морском транспорте. Через эту покупку английской компании он входит в лондонский Сити, основав там компанию по страхованию нефтеналивных судов. Это позволило ему ещё и войти в большой мир нефтяного бизнеса. Власов совместно с несколькими английскими компаниями приходит на перспективных рынок стран Персидского залива.



В 1975 году в Саудовской Аравии им было создано первое совместное предприятие между арабами и западными инвесторами  - ARABIAN MARITIME TRANSPORT COMPANY (AMTC) для оперирования танкерами между портами Среднего Востока, Персидского залива, средиземноморскими и другими странами. Вскоре он создаёт с саудитами ещё одну совместную компанию - AMAR LINE для перевозки грузов между портами Среднего Востока и Средиземноморья.

В начале 1970-х Власов начинает заниматься и перевозкой руды. В 1971 году «Группа Власова» покупает рудовоз Docebay на 135 тысяч тонн - самое большое судно в этом классе. Затем последовала покупка рудовозов на 220 тысяч тонн - в середине 1970-х лишь два порта в мире могли принимать суда такого водоизмещения - в бразильском городе Туберао и в голландском Роттердаме.

Борис Власов умирает в ноябре 1987 года. Сегодня структура его компании («Группа Власова» - V. Ships) имеет три группы акционеров: семейство Власовых сохраняет 40% акций, высшее руководство компании (владельцы нескольких фирм в лондонском Сити) - другие 40%, и, с 1994 года, 20% держит GE Capital, финансовое подразделение американской «Дженерал Електрик». Активы конгломерата компаний семейства Власовых оцениваются в 5 млрд. долларов.



Александр Власов заложил ещё одно правило в управление своей бизнес-империи (кроме холодного расчёта и работы с единоверцами) - избегать контактов с официальными лицами своей исторической Родины. «Только доверишься подсоветскому или плакальщику по Родине из эмигрантов - а он, глянь, работничек НКВД», - писал он в одном письме своему другу и партнёру, князю Николаю Жевахову.

Источник: http://ttolk.ru/?p=23517

русское предпринимательство, антибольшевизм, русское зарубежье, личности

Previous post Next post
Up