Принцессы в мундирах.

Mar 31, 2014 00:34

По традиции, идущей от Петра I, Император в XVIII веке становился полковником и шефом гвардейских полков. Монарх должен был выполнять определенные обязательства перед гвардией, даже несмотря на то, что они носили преимущественно символически-церемониальный характер. Если монарху мужчине выполнять обязанность шефа было просто - так как мундиры изначально были рассчитаны на мужчин, то для женщин существовали определенные затруднения, из которых Елизавета и Екатерина II (в молодости) выходили, одевая мужской мундир.



Но, все-таки, ношение мужской одежды было не очень удобно для женщины, тем более, что функции шефа гвардии имели еще и международное значение, и поэтому необходимо было использовать более соответствующую этикету одежду. В мужском полковом мундире женщина выглядела несколько карнавально.



Выходом из положения стали первые миллитари-платья. Это были обычные женские платья, пошитые по моде своего времени, но при этом цветом соответствующие цвету мундира того или иного полка гвардии. Кроме цвета в мундирном платье использовались также элементы покроя и отделки военной формы. Платья стали своеобразным компромиссом между общепринятыми моральными нормами того времени и стремлением продемонстрировать близость к гвардейским полкам, которые были в то время главной опорой трона.

Екатерина II отчетливо понимала, что нужно зарабатывать популярность среди гвардейцев, поэтому ее первое мундирное платье 1763 года было пошито по форме Преображенского полка.









Чуть позже у нее появляются миллитари-платья по форме Конного полка, Кавалергардского корпуса, а в 1896 - по форме Морского флота. Таким образом, в коллекции мундирных платьев Екатерины II было 6 платьев, и она была «при параде» на любом параде. На тот момент еще не было жестких канонов изготовления миллитари-платьев, и императрица сама кастомизировала офицерскую форму.  Все платья существенно отличались по форме и крою. Например, мундирные платья лейб-гвардии Преображенского полка, изготовленные в 1863 и после 1785 г., схожи только цветом. При этом в более позднем варианте отчетливо проявляются национальные мотивы - вместо лифа и юбки использован сарафан в русском стиле. Можно, конечно, утверждать, что появление древнерусских элементов связано с тем, что немка Екатерина II даже в мелочах стремилась продемонстрировать свою приверженность национальным традициям России. Но, возможно, стареющая императрица просто хотела скрыть свою полноту, которую лиф с юбкой только бы подчеркнули, а вот прямой сарафан - скрадывал.





С легкой руки Екатерины II в императорской семье сложилась прочная традиция ношения мундирных платьев.
Просуществовала она с 60-х годов XVIII в. до 1917 г. Императрицы и великие княжны появлялись в миллитари платьях на парадах, полковых праздниках, принимали во дворце военачальников. Цвет платья и его форменное шитье полностью соответствовали цветовому решению и декору формы того полка, шефом которого являлись женщины императорской фамилии. Мундирные платья были исторической прерогативой только женской части семьи правящего императора. Великие княгини могли быть шефами воинских подразделений, но мундирные платья им носить было не положено.



В первой четверти XIX в., в эпоху наполеоновских войн, стиль милитари набирает у женщин популярность. Это уже не были мундирные платья екатерининской эпохи, а яркие наряды, стилизованные под гусарскую форму.



Возрождение традиции ношения «классических» мундирных платьев в императорской семье происходит в период тридцатилетнего правления Николая I. В семье Императора право носить мундирное было большой честью. Так, 1 января 1845 г. великая княжна Ольга Николаевна получила приказ по военному ведомству, из которого узнала, что она стала шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Это был новогодний подарок отца, и радости ему не было предела. Однако между отцом и дочерью возник конфликт по поводу кроя формы. Дочь хотела, чтобы «было красиво», а отец, «чтобы было по форме». Спустя годы Ольга Николаевна вспоминала: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чачкиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась».





Надевала военный мундир и жена Николая I императрица Александра Федоровна. Как вспоминала ее дочь, великая княгиня Ольга Николаевна, в 1835 г. во время встречи трех императоров в Калише на одном из парадов Александра Федоровна «вела кавалергардов в таком блестящем порядке, что привела в восторг Дедушку. Она была в парадной форме и с белой фуражкой на голове». В период правления Александра II традиция ношения мундирных платьев была вновь утрачена, и только при Александре III, преклонявшемся перед своим дедом, Россия вновь одевается в форму.



При Николае II, весьма почтительно относившемся ко всему, что касалось памяти его отца, традиция ношения мундирных платьев была продолжена в ее классическом варианте. Однако императрица Александра Федоровна редко выходила в свет и только подраставшие дочери, включаясь в официальную жизнь Императорского двора, становились шефами гвардейских и армейских полков.



Первыми получили шефство старшие дочери Николая II, великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Произошло это в 1909 г., когда девочкам было 14 и 12 лет, соответственно. Но мундирные платья по форме «своих» полков они получили только летом 1913 г., когда им было 18 и 16 лет… Чему были рады больше, чем бальным нарядам.



Источник: http://cyrillitsa.ru/posts/684-princessy-v-mundire.html

монархия, русская культура, русский костюм, Романовы, русский быт

Previous post Next post
Up