В середине XIX века в Европе не было еще Русских Церквей. В некоторых городах имелись православные Храмы, но греческие или румынские. Русские дипломаты и купцы привозили с собой походные Церкви в сопровождении священников, иногда даже с небольшим хором. После поездок Императора Петра Первого увеличилось число людей при посольствах. Возникла потребность в постоянных Церквах, и таковые создавались в одной из комнат при посольствах, так называемые домовые Церкви.
Жизнь в Европе быстро менялась. Настало время индустриализации. Появились железные дороги, и с ними выросло число путешествующих людей. Династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами и герцогствами Германии увеличили приток русских людей в эти места. В России узнали о европейских курортах, и люди потянулись сюда на воды и к морю в надежде найти облегчение от разных недугов. Приезжие тоже хотели присутствовать на богослужениях, и посольские домовые Церкви не могли вместить всех молящихся.
Русские Церкви в Европе можно поделить на три категории: Церкви, возведенные до семнадцатого года, Церкви, возникшие между Первой и Второй мировыми войнами, и Церкви, построенные после сорок пятого года.
В этой статье мы говорим о построенных до семнадцатого года. Почти у каждой из них интересная история, строили их выдающиеся архитекторы, расписывали и украшали иконописцы и художники, вышедшие из стен Художественной Академии в Петербурге, а вклады деньгами или утварью делали люди, имена которых знала вся Россия.
За редким исключением, Храмы все очень красивы и построены из ценных материалов и на века Стоят Русские Церкви по всей Европе, как драгоценные шкатулки, на удивление и восхищение всем.
Флоренция
Русская колония во Флоренции не была многочисленной, но известна была своими именами: здесь жили Демидовы, Трубецкие, Бутурлины, Фермор-Стенбоки. Подолгу останавливались Брюллов, Кипренский, Достоевский, Чайковский.
Во Флоренции существовала походная Церковь, которая сопровождала императора Александра I в его путешествиях в период наполеоновских войн. Идея постройки Храма принадлежит Великой княжне Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, которая жила до 1873 года на вилле Демидовых.
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца
Духовенство придавало особое значение постройке православного Храма во Флоренции. И вот почему.
Здесь в 1439 году митрополит московский Исидор поставил вместе с другими православными иерархами подпись под унией с католичеством, за что в Москве был посажен в тюрьму. Он сумел бежать в Италию и умер там в сане кардинала. Не подписал унию и возглавил движение против нее Марк Эфесский, за это причисленный к лику святых. Его изображение находится в западной части Храма.
Проект Храма был поручен архитектору Михаилу Тимофеевичу Преображенскому, успешно возрождавшему традиции древнерусского зодчества. Им созданы Александро-Невский кафедральный собор в Ревеле и Никольский собор в Ницце.
В 1903 году состоялось освящение Церкви Рождества Христова. В торжестве участвовал русский дипломатический корпус.
Над входом в Церковь помещена мозаичная икона Божией Матери Знамение в обрамлении лилий. В украшении Храма широко использована разноцветная майолика. Главные врата Храма были пожертвованы из домовой Церкви виллы Демидова в Сан Донато, выполнены они из резного ореха в 1840 году.
На дверях Храма двадцать два рельефа, рассказывающих о событиях священной истории от Сотворения мира до Вавилонского пленения. Иконостас выполнен из веронского мрамора по рисункам Преображенского и является даром Императора Николая II.
Сан Ремо
Русская Церковь стоит на главной улице города. Богослужения здесь происходят редко, но Церковь открыта каждый день для посещения туристами, за небольшую плату.
При входе в Церковь на мраморной таблице высечено: Храм Христа Спасителя, Архиепископия западно-европейских русских Церквей 12, Рю Дарю, Париж. Воздвигнут жертвенными усилиями православных города Сан Ремо и его окрестностей в 1913 году старанием попечительного и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, Б. С. Шереметьев, В. И. Талевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе по чертежам архитектора Щусева и под руководством архитектора Агости....
Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо
Этот Храм имеет облик русских Церквей XVI и XVII столетий. Архитектор Щусев к тому времени уже был известен в России своими работами в частности, по его проекту была построена мемориальная Церковь на поле Куликовом. Продолжал он работать и при советском правительстве. К сожалению, мавзолей Ленина создан по проекту этого же выдающегося архитектора.
Церковь украшена резным узором в камне. В постройке гармонично сочетаются разные материалы: кирпич, гранит и кафель.
Внутреннее убранство более чем скромно. В это время шла Балканская война, а Европа уже жила предощущением Первой Мировой...
Ментон
Ментон курортный город на французской стороне Ривьеры. Здесь когда-то была многочисленная русская колония. Позади Церкви находится русский старческий дом. Церковь в Ментоне небольшая и скромная в своей архитектуре. Возведена в 1892 году по проекту датского архитектора Терслинга.
Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца (Ментон)
В украшениях ее сохранены традиционные черты древних русских Церквей. Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости скромна в своем убранстве. Иконостас резного мрамора, одноярусный.
По своду надпись: Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице. У стены справа киот военно-морских офицеров. Эти иконы в деревянных окладах были перенесены сюда из часовни на кладбище.
Само оно находится высоко над уровнем моря.
Ницца
Этот курортный город на юге Франции известен всему миру. Пройдем по улице императора Николая II, свернем на бульвар Царевича и вот он перед нами Никольский собор, самый крупный и самый красивый из всех Храмов Италии и южной Франции.
Храм был возведен в 1912 году и в том же году освящен. Святой синод объявил его Собором в ту пору необыкновенное явление для русской Церкви за границей. Этой чести не удостоилась даже Церковь на Рю Дарю в Париже.
На торжественном акте освящения присутствовали князь Александр Романовский, он же герцог Лейхтенбергский (внук императора Николая I), Великая княжна Анастасия, дочь Великого князя Михаила, видные представители русской колонии, французские власти. Удивительные сплетения обстоятельств и судеб привели к тому, что на этом месте и в этом городе возник такой великолепный Храм.
В Ницце к тому времени уже была русская Церковь, построенная в 1859 году. Но русских в городе стало так много, многие из них живали здесь подолгу и даже приобрели дома, так что старая Церковь не могла вместить всех прихожан.
В 1896 году вдовствующая Императрица Мария Федоровна решила провести зиму в Кап Дай. Она приехала в сопровождении своих детей, Великих князей Георгия и Михаила и Великой княжны Ольги. Императрица надеялась, что мягкий климат поможет Великому князю Георгию, больному туберкулезом.
Собор свт. Николая Чудотворца в Ницце
Общественность через настоятеля Церкви обратилась к Императрице за содействием в постройке нового Храма. Императрице не могла не понравиться эта мысль. Тридцать лет назад здесь, в Ницце, умер ее жених, наследник престола Великий князь Николай Александрович. Здесь же, в Ницце, решилась ее дальнейшая судьба, когда несколько позже она приняла предложение Императора Александра III стать его женой.
Известный архитектор, член Академии Художеств Михаил Тимофеевич Преображенский создал великолепный Храм в лучших традициях XVIXVII веков. Многие черты его напоминают Храм Св. Ильи в Ярославле, Храм Василия Блаженного в Москве, ряд других Церквей, построенных в городах русского Севера.
В выборе материалов для внешней отделки собора Преображенский воспользовался местными материалами и традициями. Использованы были мрамор, известняк особо твердого качества, серый гранит. Изразцы были заказаны частью во Франции, частью во Флоренции. На облицовку Храма пошли кирпичи из Германии они оказались самого высокого качества и имели нежный розоватый оттенок.
При прокладке фундамента обнаружилось, что участок, на котором собирались возводить собор, оказался не подходящим для монументального здания, грунт не мог принять на себя такой нагрузки. Пришлось искать новое место.
В 1902 году Император Николай II дал свое согласие на постройку Храма в Бермонд-парке, который принадлежал ему и находился в центре города. Император Александр II купил этот парк после смерти своего старшего сына и наследника престола Великого князя Николая Александровича. Вилла, в которой тот умер, была снесена, и на ее месте была построена мемориальная часовня в византийском стиле. Иконы были написаны художником Неффом, очень известным тогда в России.
Читаем на плите: Сей соборный Храм сооружен монаршим попечением и щедротами государя Императора Николая II и его Августейшей матери вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Освящен 4/17 декабря 1912 года Лик Спаса Нерукотворного и остальные иконы на фасадах собора исполнил художник Фролов по эскизам Васильева.
Особое внимание было обращено на внутреннее великолепие Храма. Ученик строгановской школы живописи Л. Пиановский создал чертежи, по которым иконостас был изготовлен в знаменитой мастерской Хлебникова в Москве из чеканного металла и литой бронзы и затем позолочен Образцом служили иконостас Церквей Св. Ильи в Ярославле, Спаса в Ростовском Кремле и некоторых старых Церквей Москвы Все иконы иконостаса выполнил иконописец (или как раньше называли изограф) Глазунов. Справа в Церкви стоит высокий массивный мемориальный крест с датой в нижней части 5 мая 1865. Это день смерти Великого князя Николая Александровича.
В нижнем помещении собора устроены трапезная и небольшой музей. В витринах хранятся предметы церковного обихода, облачения, митры, посередине военный мундир Основные средства на постройку собора были даны Императором Николаем II и князем Голицыным Первая русская приходская Церковь в Ницце во имя святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры в 1959 году отметила столетие своего существования.
В Ницце и окрестностях в то время уже проживало много русских. В большей своей части это были люди богатые и влиятельные, обладающие виллами и роскошными садами. Широкий размах русских празднеств и сказочные траты на общественные увеселения вызывали всеобщее удивление и восторг.
Но была и другая, тоже многочисленная часть русской колонии молодые люди, больные туберкулезом и приехавшие сюда со всех концов необъятной России в последней надежде на исцеление. Но здесь недуг почти всегда обострялся и в конце концов уносил свои жертвы в могилу. Это подтверждают памятники на кладбище Остро чувствовался недостаток в Русской Церкви. И приехавшие в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку Храма По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Освящена 31 декабря 1859 года.
Торжественное освящение Храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный Храм в Западной Европе. Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска.
Русское кладбище в Ницце очень обширное, и можно долго бродить среди могил, читая известные имена: полковник Александр Раевский друг Пушкина, Сергей Сазонов министр иностранных дел России, княгиня Елена Сербская вдова князя Иоанна Константиновича, убитого большевиками в Алапаевске, генерал от инфантерии Николай Юденич.. Здесь погребена княгиня Екатерина Юревская, урожденная Долгорукая. После убиения Императора Александра II и до своей смерти в 1922 году она жила во Франции...
Над некоторыми могилами поставлены миниатюрные часовни по облику часовен севера России. Вот одна из них с надписью: Усыпальница белых воинов. И выше: Милосердием твоим прости и прошением твоим освяти наши грешные души.
Канны
Этот город тоже привлекал к себе русских, и здесь проживало много членов царской семьи. Со временем и здесь возникла острая потребность в православном Храме.
Протоиерей Григорий Остроумов обратился к Великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в создании русского Храма в Каннах.
В ноябре 1894 года Храм был освящен в присутствии Великого князя Михаила Михайловича и городского муниципалитета в полном составе, которые в память этого торжества вынесли постановление: улицу, на которой находится Храм, переименовать в бульвар Александра III.
Михайло-Архангельский храм в Каннах
Члены императорской семьи и многие состоятельные лица, подолгу проживавшие в Каннах, подарили Храму хоругви, церковную утварь, напрестольный крест, драгоценное Евангелие, множество икон, мраморный иконостас и все иконы для него, паникадила.
Два года спустя Иван Елагин построил на свои средства колокольню и дал семь колоколов для нее. Колокольня гармонично дополнила ансамбль Церкви.
Под Церковью помещается довольно обширный склеп, где находятся гробницы целого ряда известных людей: протоиерея Григория Остроумова, так много потрудившегося на создании Храма, князя Петра Александровича Ольденбургского, Великого князя Петра Николаевича, брата Великого князя Николая Николаевича, адъютанта Императора Николая II, его супруги Милицы Николаевны, дочери черногорского короля Николая I.
Женева
Крестовоздвиженский кафедральный собор был освящен 14 сентября 1866 года. Все средства на постройку были пожертвованы частными лицами, без даров императорского правительства.
Собор стоит в центре города, на холме. Благодаря множеству куполов Церковь имеет особо торжественный вид с любой стороны.
При входе в собор справа находится место погребения епископа Леонтия Женевского, который умер в 1956 году.
Крестовоздвиженский Собор в Женеве
Пятиаркадный иконостас каррарского мрамора был создан скульптором Хеннебергером. Столбики по бокам икон повторяют мотив древних русских Церквей. Под крестом высечены слова: Сим победиши. Изображение Христа как бы парит в воздухе Царские врата резного кипарисового дерева с позолотой работы художника Рубио.
По обеим сторонам иконы: справа изображение Спасителя, слева девы Марии. Обе иконы известного художника Кошелева, члена Академии Художеств в Петербурге.
На правой двери, ведущей в алтарь, изображение Св. Елены с крестом. Правее, в обрамлении из каррарского мрамора, Богородица с Христом. Эта икона была привезена с Афона, подарок скита Св. Андрея. Мраморные обрамления для икон подарили Храму супруги князь и княгиня Сергей и Анна Голицыны
Вэвэ
На противоположном берегу Женевского озера расположен город Вэвэ В этом городе была своя русская колония. Живал здесь подолгу граф Петр Андреевич Шувалов (годы жизни 18271889), дипломат, представитель России на Берлинском конгрессе. Дочь графа Шувалова, Варвара Петровна Орлова, в двадцать два года скончалась от родов. Граф хотел похоронить дочь и умершую одновременно с ней внучку Марию за алтарем в церковном саду, для чего был построен склеп. Городские власти не разрешили этого делать, и тело покойной осталось на городском кладбище
Церковь св. вмч. Варвары в Вэвэ (Швейцария)
Граф построил Церковь Св. Великомученицы Варвары в память своей дочери, Храм был закончен и освящен в 1878 году.
Заимствуя приемы XVI века, строитель плавно переходит от куба Храма к барабану и куполу двумя ярусами кокошников. Купол красивой формы с чешуйчатым покрытием. Стены Храма изобилуют украшениями К главному входу можно подойти от ворот или крытым переходом с южной стороны улицы. В 1950 году благодаря хлопотам епископа женевского Леонтия останки покойной Варвары Петровны и ее дочери были перенесены и погребены в склепе
Таким образом много лет спустя была исполнена воля строителя Храма графа Петра Андреевича Шувалова
Висбаден
Церковь св. Елизаветы находится в самом городе на горе Нероберг, и была она построена в 18481855 годах как посмертный памятник Великой княжне Елизавете Михайловне. Была она племянницей императоров Александра I и Николая I и вышла замуж за герцога Адольфа Нассау. В 1844 году состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, но и года не прожила здесь молодая жена герцога: в 1845 году она умирает при родах, умирает и только что родившаяся дочь.
Герцог Адольф и император Николай I дают средства на постройку Храма-памятника. Слева в церкви в глубокой нише стоит саркофаг белого каррарского мрамора с изображением герцогини в полный рост. На нижней части саркофага двенадцать апостолов.
Церковь св. прав. Елизаветы в Висбадене
Храм изобилует великолепными резными украшениями в камне. Иконы писал художник Карл Тимелеон фон Нефф, профессор Академии Художеств в Петербурге. Многие иконы Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге принадлежат его кисти Фрески исполнены придворным художником Якоби. Необыкновенно здесь то, что в куполе вместо принятого изображения Христа Пантократора Око Господне.
На кладбище часовня. Надпись на бронзовой доске гласит Кладбище для православных устроено христолюбивым попечением благоверной Государыни Великой княгини Елены Павловны на иждивение ее Императорского высочества и Российского министерства иностранных дел. Освящена августа 19/31 дня 1856 года. десь похоронены: барон Карл Фридрих фон дер Остен, императорский русский генерал и рыцарь; князь Александр Павлович Урусов; Юлиана Павловна Кюхельбекер, сестра друга Пушкина Карла Кюхельбекера; граф Мусин-Пушкин...
Забелин С. А.
18.07.200
Забелин С.Н. ...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе // Грани. 202. 2002. С. 119-144
Взято с сайта:
http://ricolor.org/europe/stati/mp/2/