О добрых делах (тм)

Aug 11, 2008 14:38

Несколько невнятная телега об этике.



Мы все - а особенно те из нас, что много читали в детстве, - воспитаны в культуре, всячески прославляющей и поощряющей добрые дела. В это понятие разные люди вкладывают разный смысл, и чисто светский и религиозный, и даже окрашенный политически, - но общий смысл остается неизменным. Родители, книги, общество воспитывают людей в парадигме "Нужно делать добро и не делать зла", "Нужно приносить людям пользу". По мере взросления у человека думающего в этой связи появляются самые разные вопросы, в частности, кому нужно, зачем нужно, что будет, если это правило нарушить, и т.д. Многие меняют свои взаимоотношения с этикой, переосмысливают привитое в детстве, но упомянутая выше матрица так или иначе остается прошитой в подсознании.

Те, кто выбирает этическую парадигму сознательно, на вопрос, "кому и зачем это надо", отвечают по-разному. Кто-то признает источником своей этики внешний авторитет (бога, гуманистические и общечеловеческие ценности, духовного учителя, политическую программу и т.п.), кто-то опирается на свои собственные представления о правильном, выгодном и справедливом - и о соотношении между ними. Кто-то и вовсе отказывается от всякой этики, предпочитая ориентироваться на сиюминутную и конкретную выгоду. Однако я сейчас немного не об этом.

В любой этической системе так или иначе возникает вопрос мотива. Есть системы, где он является фактически центральными - например, окрашенные религиозно. Очень четко, хоть и на примитивном, рассчитанном на детей уровне вопрос мотива раскрывает Николай Носов в доброй такой книжке под названием "Незнайка в Солнечном городе". Может быть, кто-то в детстве читал. По сути, это утопическая фантастика "для самых маленьких", рисующая светлое коммунистическое будущее, в которое автор, кажется, искренне верил. Так вот, если помните, в самом начале книги Незнайка начитался сказок и захотел встретиться с волшебником, чтобы попросить у него волшебную палочку. Известно, что волшебники являются только к людям, совершившим три хороших поступка подряд, более того - совершившим их бескорыстно. Для Незнайки это оказалось непреодолимым препятствием: как бы он ни старался помогать товарищам и "творить добро", невольно он всякий раз вспоминал о волшебной палочке, и добрый поступок "сгорал". В конце концов ему удалось забыть о ней, и он все-таки получил желанную награду, показав, что награда дается не за поступки, а за душевные качества самого человека.

Такой подход довольно типичен для европейской системы ценностей: рассматривать поступок без отрыва от мотивов действия и от человека, его совершившего. Рискну предположить, что это наследие христианства, которое в данном вопросе доходит фактически до абсурда: каким бы замечательным ни был поступок, неправильный душевный настрой во время его совершения (гордыня, самолюбование, жажда выгоды или награды) может его перечеркнуть и даже обратить в его противоположность. Человек оценивается не по делам, а по состоянию души. Примером тому служат многочисленные притчи о раскаявшихся разбойниках, о злодеях, примирившихся с людьми и богом на смертном одре. Вспомнить хотя бы евангельскую историю о разбойнике, распятом на соседнем с Христом кресте. «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со мной в раю». И все. Чтобы обрести спасение / быть хорошим человеком / быть добрым, не обязательно что-то делать, достаточно просто «быть».

Нельзя сказать, чтобы такой подход был совершенно ложным. Напротив, он весьма полезен, когда с данным конкретным человеком планируется дальнейшее сотрудничество или сосуществование, а потому необходимо выяснить, что он собой представляет. Однако тот или иной поступок имеет не только относительную, но и абсолютную ценность, «здесь и сейчас». Допустим, два человека сдают кровь для переливания. Один делает это, горячо желая помочь ближним, облегчить их страдания и т.п., а другой при этом откровенно любуется собой и своим благородством, либо так самоутверждается, либо решает какие-то свои психологические проблемы. Первый, безусловно, вызывает куда большую симпатию - теоретически. На практике же умирающему будет абсолютно наплевать, с какими целями и тем более с каким душевным настроем сдавал кровь тот или иной донор. Главное, что эта кровь есть, и она спасет ему жизнь.

Излишне повторять, что практика эта очень распространена. Люди оценивают друг друга не только и не столько по делам, сколько по мотивам, которые далеко не всегда декларируются прямо, а так как залезть друг другу в голову и прочитать мысли мы не можем, следовательно, начинаем заниматься любительской телепатией и гаданием на кофейной гуще - кто во что горазд. А учитывая закомплексованность, настороженность и подозрительность большинства людей, «считываются» чаще всего самые неприятные и враждебные намерения, которых на самом деле может и не быть. «Он сделал это, значит, он хотел сказать мне то-то, а думал при этом что-то третье, а значит, мне нужно реагировать вот так…» Знакомо? Еще как знакомо.

Что же делать? Прежде всего - уметь провести границу между оценкой поступка и оценкой человека. Понимать, когда мотивы имеют значение, а когда результат настолько важен, что ими можно пренебречь. Освободиться от характерного для многих «интеллигентов» чистоплюйства, выражающегося в желании отгородиться от личностей, чей моральный облик почему-то не устраивает. Это уже немного не по теме, но мое имхо: отгораживаться от человека надо только в том случае, если не устраивает его интеллектуальный уровень. Во всех остальных случаях общение может быть полезно, вне зависимости от мотивов, которыми оно обуславливается.

фаллософия, этика, вещаю, софоложество

Previous post Next post
Up