Сати Спивакова: Мой Параджанов...

Jan 14, 2025 11:43

Струны души

tposdonSer76a7u 73uh1ra:a3 1981ygm14tuuJ5t 1g4cun03imi01lt88  ·



Однажды в Тбилиси я читала "Реквием" Ахматовой. Это было на открытии нового концертного зала, выступали "Виртуозы Москвы" и Женя Кисин. И вот в свободный от концерта вечер Гия Канчели повел нас знакомиться с Параджановым. Потом мы должны были идти на спектакль Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе.

Мы нарядно оделись и при полном параде пришли в старый тбилисский дворик. Параджанов сидел на балконе на втором этаже, в халате, и приветствовал нас, глядя сверху:

- Какие красивые люди идут по лестнице! В воздухе запахло "Шанелью"!

Таковы были его первые слова. Дальше все напоминало действие параджановских фильмов. В открытые двери квартиры входили и выходили разные люди - молодой красавец, игравший Ашик-Кериба, женщина лет под шестьдесят по имени Соня,которую Параджанов хотел выдать замуж.

- Соня идет с тортами, она меня кормит. Посмотри, какая красавица! Найди ей жениха!

Это был сплошной поток сознания, фейерверк!

Смотрел попеременно на Володю и на меня, гладил его по руке и вопрошал:

- Ты знаешь, почему ты такой красивый, а я - нет? Потому что ты в костюме, а я в халате. Давай поменяемся?

Отвел Гию Канчели в сторонку и зашептал:

- Слушай, что ты со мной делаешь? Я не знаю, кто мне больше нравится - он или она.

Посмотрел на меня внимательно:

- Кто тебя снимал в том историческом фильме, в "Ануш"?

- Марат снимал, Варшапетян, - отвечаю.



А за спиной Параджанова как раз случайно стоит брат недавно умершего Марата (про него хозяин сказал: "Пусть этот подозрительный армянин поставит чайник").

- Бедный, бедный Марат! Неталантливый был человек!

Параджанов мог быть разным - даже злым и несправедливым . Василий Катанян в своей книжке "Прикосновение к идолам" как раз об этом написал. Марат ведь был талантливейшим человеком.

- Давай я тебя сниму, - продолжал Параджанов.

- Не бойся! Можно я ее сниму? - это уже к Вове, который тут же сидит.

- В следующей картине я тебя сниму. Как тебя там на "Арменфильме" серной кислотой до сих пор не облили? Эти армянские актрисы такие ревнивые!

Потом стал показывать свои коллажи. А я слышала о них от своего друга, который работал у Сен-Лорана, и видела подарки Параджанова, фотографии. Реакция Параджанова была неожиданной:

- Сен Лоран? Жулик твой Сен-Лоран! Ты знаешь, что они со мной сделали? Приехали, забрали у меня коллажи и говорят: мы тебе заплатим или хочешь пришлем вещами.Мои коллажи стоят миллионы. Знаешь, что они прислали? Ящик. Открываю. Кто-то умер, они с него сняли все костюмы, даже не отдали в химчистку и прислали мне, чтобы я это носил. Подумаешь, Сен-Лоран!

И вот так весь вечер.

Показывает фотографии жены и сына, ковры, коллажи. Вова украдкой смотрит на часы, так как собирается в театр к Габриадзе. А я не хочу уходить, потому что не могу оторваться от Параджанова. Не хочу. У меня возникает предчувствие, что эта встреча - первая и последняя. Я и тот спектакль не помню, как будто я его не видела, так как вечер в театре лишил меня продолжения общения с Параджановым.

Он читал свои записки, мы пили чай.

- К сожалению, нам пора, - говорит Володя.

- Куда ты идешь? Везде скучно, оставайся здесь. Там неинтересно, посиди со мной.

Когда мы уходили, он спросил:

- Что мне тебе подарить? Что ты хочешь? В этом доме все старое!

Сначала разломил гранат и говорит:

- Ешь, давай с руки ешь!

А на мне - белое платье, главная задача - не закапать его. Побежал к серванту, вытащил какую-то гэдээрошную синюю пузатую сахарницу с реставрированной крышкой. Взял сахарницу и, пососав кусок сахара, приклеил его внутри на дно: "Чтобы твоя жизнь была сладкой". И вот уже спустя столько лет я держу эту сахарницу у себя на кухне среди дорогих сердцу подарков и никогда не мою ее - берегу кусочек сахара, приклеенный Параджановым.

И еще Параджанов подарил мне фотографию: он стоит, вытянув руку так, как будто держит на ладони белые домики на склоне горы на заднем плане. И улыбается...

Сати Спивакова.

Спасибо.

Previous post Next post
Up