Click to view
Максим Равреба:
https://www.facebook.com/ravreba/posts/884193978297350 "Украина 2015 года. Одна... и другая...
Фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" был одной из моих любимых документалок. Я старался не пропустить ее, когда она появлялась в телепрограмме ЦТ (помните, что такое ЦТ?).
В 80-е я, прогуливая институт, ходил на него много раз в кинотеатр Орбита. На углу Крещатика и Бессарабской площади. А напротив киношки, до 6 декабря 2013 года стоял Ленин.
Я не придавал значения тому памятнику никогда. Он был частью интерьера, как портрет прабабушки Пелагеи из Симбирска-Ульяновска, тогда и сейчас, на стене моей хрущевки. Ленин был частью моих "городских прогулов", как и молошная на четной стороне "Креста", где я бросал пятачок, автомат наливал мне кружку горячего молока, а я брал к нему бублик. Советский фаст-фуд.
Частью моих "прогулов" было и кафе-подвальчик "Старый Киев", где я однажды обпёк пол-горла пищевым спиртом, продававшимся в бутылках из-под советской "Столичной" водки. 90-е, хуле?
Я не знал тогда, что так привлекало меня в картине Ромма. То ли его голос, то ли разумные, страдающие и осмысленные интонации этого родного голоса, буднично повествующего о трагедии Германии, ставшей фашистской, и о тех, кто сказал фашизму - НЕТ!
Теперь я знаю, почему мой внутренний наставник так часто водил на правильные фильмы. Кстати, политкорректные вставки Ромма о "другой Германии" (партия приказала обелить Германию, ради ГДР), я пропускал с невниманием. Как каменного Ленина напротив.
Тридцать лет спустя, я понял, что эти вставки и были тем, ради чего я не уставал смотреть "Обыкновенный фашизм". Тогда 16-летний студент, через тридцать лет я превратился в 46-летнего, тучного, седого мужчину. Я дожил до превращения Украины в фашистское логово. Объектов, среди которых я прогуливал тогда больше нет. Как и памятника, и кинотеатра, и погребка, и молошной.
Той, интернациональной матери-Украины, не разбирающей цвета глаз детей, не различающей своих и чужих, больше нет. Моих соотечественников, пока что, тоже нет. Они предали, изменили. Бывает. Еще Ромм предупреждал. А что есть? Есть озверелая, невменяемая толпа-масса, заширявшаяся молитвами, кричалками, распевками и прочими медитациями. Есть мировой капитал - бессмысленный и жадный, как песок. Для которого люди - мусор.
Какая-то патология... ХОХЛЫ! Вы узнаете себя?
ХОХЛЫ!!!! ВЫ УЗНАЕТЕ СЕБЯ???
Я вас такими никогда не знал. Я вас в таком виде впервые вижу. Я не хочу вспоминать вас такими. МЫ, ваши земляки, говорим вам - НЕТ! Я говорю вам - НЕТ!"