Каждый новый век дает человечеству ответы на вопросы, мучившие людей прошлых столетий. Правда, он же ставит новые, еще более сложные. Но один из самых интригующих вопросов - есть ли жизнь после смерти - остается без ответа.
Сенсационное сообщение
Изобретение различных передающих и запоминающих устройств не только позволило выйти человечеству на новый уровень развития, но и, казалось бы, разрушило стену, отделяющую живых от мира мертвых.
Еще в 1895 году изобретатели Гульельмо Маркони и Томас Эдисон предсказали: настанет время, когда человечество сможет вступать в контакт с умершими, ушедшие в иной мир найдут способ связаться с живыми с помощью радиоволн.
С начала ХХ века в газетах стали появляться заметки о том, что порой аппараты Морзе самопроизвольно отстукивают сигналы, предупреждающие о грядущих бедствиях. Но такие сравнительно редкие случаи воспринимались читающей публикой как курьезы. Поэтому известие, что с помощью магнитофона можно записывать голоса мертвых, появившееся в газетах в середине XX века, стало сенсацией.
«Фридрих, за тобой наблюдают!»
Идея записать голоса духов на пленку принадлежит некоему Дрейтону Томасу. Сначала он предположил, что его магнитофон случайно записал обрывки радиопередач, но, внимательно прослушав пленку, узнал голос своего умершего отца.
Обычно это открытие связывают с именем оперного певца из Швеции Фридриха Юргенсона. В 1959 году он записал на кассету пение птиц в лесу. Дома, прослушав пленку, певец вместе с птичьими трелями услышал мужской голос, который отчетливо произнес по-норвежски фразу о «птичьих голосах ночи». Но Юргенсон в момент записи был один! Пораженный, он сделал в лесу еще несколько записей. На одной из них звучал голос его умершей матери: «Фридрих, за тобой наблюдают!»
Юргенсон проанализировал записи и обнаружил несколько интересных особенностей. Невидимки говорили на разных языках, часто переходя с одного языка на другой в середине фразы. В структуре предложений, постановке ударений, делении на слоги было много ошибок. Темп речи все время менялся.
Юргенсон написал и издал в 1964 году книгу «Голоса Вселенной», а через три года еще одну - «Радиоконтакт с мертвыми». Они произвели настоящую сенсацию.
Мистический триллер «Белый шум» (режиссер Джеффри Сэкс) повествует о том, что в радиопомехах можно услышать голоса умерших людей
Десять лет спустя
Прошло около десяти лет, и латвийский профессор, ученик Юргенсона Константин Раудив представил общественности новые пленки с мистическими голосами. На пленках были слышны голоса, говорившие преимущественно на латышском, немецком и французском языках. Большинство ученых были убеждены, что это случайно уловленные радиоволны. Разрешить сомнения помог опыт, проведенный в марте 1971 года.
Инженеры поставили в студии специальную аппаратуру, чтобы перекрыть любое проникновение радиоволн. В эксперименте использовались лучшие образцы существующей тогда аппаратуры и высококачественная магнитная пленка. Раудив пользовался одним записывающим аппаратом, в то время как другой, соединенный и синхронизированный с ним, служил в качестве контрольного. Третий аппарат, синхронизированный с магнитофоном Раудива, записывал все звуки в студии. Запись «голосов Раудива» шла 18 минут, и никто из присутствующих не слышал в студии ни одного необычного звука. Но, поставив магнитофон на воспроизведение, ученые обнаружили на пленке более сотни различных голосов. Эксперты были ошеломлены. Контрольный аппарат не записал ничего.
− Это невозможно! - развел руками английский инженер, возглавлявший комиссию по проверке.
Ленивые духи
В США исследованиями загадочных голосов занимались братья Джозеф и Майкл Ламоро из штата Вашингтон. Им удалось объяснить дефекты произношения, на которые обратил внимание еще Юргенсон.
− Мы поняли, - сказал Джозеф Ламоро журналистам, - что обладатели голосов могут изменять слышимые шумы и звуки в комнате и преобразовывать их в речь.
Выходило, что духам легче употребить энергию уже звучащих слов, преобразуя ее, чем произносить что-то самим.
Слабый звонок
Нередко в газетах разных стран появляются сообщения о телефонных звонках с того света. Большинство телефонных разговоров происходит между людьми, у которых была при жизни тесная эмоциональная связь. Как правило, голоса, звучащие из потустороннего мира, вызваны желанием предупредить близких об опасности или сообщить им что-нибудь очень важное.
Например, отец актрисы Иды Люпино умер в Лондоне во время Второй мировой войны, не оставив завещания. Он позвонил дочери через шесть месяцев после своей смерти и сказал, где искать нужные документы.
Люди, которым звонили с того света, сообщали, что голоса мертвых звучат так же, как при жизни. Телефон при этом звонил как обычно, хотя иногда несколько вяло. В большинстве случаев связь при таких звонках была плохой. Во многих случаях голос мертвого можно было расслышать с трудом, и по ходу разговора он делался все тише и тише…
Очень редко возникала обратная связь: когда инициатором звонка являлся живой. Одной женщине, назовем ее Н., приснилось, что ее подруга, с которой она давно не виделась, лежит в луже крови. Утром Н. позвонила подруге, и та сказала, что лежала в больнице, но сейчас ее выписали и через несколько дней к ней можно будет прийти. Когда Н. приняла приглашение, подруга вдруг занервничала, сказала, что перезвонит позже, и положила трубку. Так и не дождавшись ответного звонка, Н. позвонила сама. Ей ответили родственники подруги и сообщили, что та умерла шесть месяцев назад.
Современная техника позволяет установить связь с ушедшими в мир иной
Связь по телевизору
Но вот наступило время связи с умершими с помощью телевизоров и компьютеров. В 1987 году Мэгги и Жюль Харш-Фишбах из Люксембурга при помощи специального оборудования получили на телеэкране отчетливое изображение умершего человека. А еще год спустя Мэгги сумела через компьютер пообщаться со своим покойным другом.
А вот о чем писал американский еженедельник The Weekly World News. На протяжении семи месяцев Фил Шравер, 56-летний специалист по электронике из Оклахомы, неоднократно общался с дорогими его сердцу покойницами: женой и дочерью. В ходе каждой такой беседы он видел их обеих на экране цветного телевизора и слышал их голоса.
В течение двух лет Шравер безуспешно бился над созданием принципиально новой телевизионной антенны. В июле 1990 года опытная модель была изготовлена. Шравер подключил антенну к телевизору, и на экране появилось размытое изображение девушки. Изобретатель опешил, потому что узнал в изображении на экране собственную дочь Кэрин, погибшую в 1986 году. Спустя пару дней, когда Шравер вновь опробовал антенну, на экране возникла Алисия, его давно умершая жена. Шравер узнал ее голос, хотя слова заглушали помехи.
Фил Шравер знал о том, что на экране телевизора появятся лица дочери и жены. Все остальные образы «вселявшихся в телевизоры» умерших людей возникали совершенно случайно.
Шаг к решению проблемы
Сталкивались с миром умерших, возникающих на экране телевизора, и россияне.
- Это случилось 6 февраля 1990 года, - рассказала Е. Никифорова из Новороссийска. - Я смотрела по телевизору программу «Время». Неожиданно экран покрылся полосами, а потом на нем появилось мужское лицо в дымке. Оно было неподвижным, что-то вроде фотографии. Я вгляделась в него и закричала от ужаса. С экрана на меня в упор смотрел мой брат Миша, скончавшийся в 1985 году. Спустя несколько секунд по экрану опять побежали полосы, а затем телевизор вновь стал показывать программу «Время».
Казалось бы, приведенные примеры свидетельствуют о том, что мир мертвых существует. Но не все так просто. Некоторые исследователи аномальных явлений считают, что можно дать другое объяснение всем этим феноменам. Голоса и изображения на экране телевизора не принадлежат миру умерших. Они являются информацией, запечатленной в мозгу живых людей. На подсознательном уровне она психокинетически передается на магнитофонную пленку, экран телевизора или мембрану телефона. То, что эта информация действительно может храниться в мозгу живых, подтверждает тот факт, что записи голосов не происходит, если аппаратура работает в пустой комнате. Люди должны присутствовать! Поэтому все приведенные примеры надо рассматривать как еще один шаг к решению вопроса о том, существует ли жизнь после смерти.
Михаил БУРЛЕШИН