О моём знакомстве со Збручским Идолом

Jan 10, 2010 22:48

Раз сегодня такая пьянка и у нас "День Збручского Идола, Богита, Звенигорода и Говды", окончательно разочарую своих читателей  относительно своей адекватности (тех, кто будет стойко держаться как-нибудь добью фотками, себя, в юности, будучи даже некрещённым (и до сих пор))), проводящим службу в православной церкви (как положено - в церковном одеянии, с говорящим попом и кадилом))). А пока, о том как я "познакомился" со Збручским Идолом.

***
   В то солнечное утро я вышел на Флорянску и побрёл в сторону музея. На Рынке Гловном привычно торговали свежими коржиками, запах свежей выпечки витал в воздухе, придавая городу дух вековых традиций. Возможно, не первое столетие свежая краковская выпечка  утром появляется на этой площади, и ровно на этом месте пару сотен лет назад я мог бы обменять железные кругляшки из своего кармана на поджаристый кренделёк приветливого торговца. Что в то утро я знал о Збручском Идоле? Совсем немного: его вытащили из реки  в 19м столетии на территории современной Украины, а теперь он находился в Краковском Археологическом Музее. Видел его черно-белые фотографии, прорисовки и варианты интерпретаций его граней. Вот, пожалуй, и всё. Как я себе представлял его местоположение в древности? Да никак, если честно, об этом я как-то не особо задумывался.
   А вот и снова его фотография - завлекающая вывеска с изображением Збручского Идола приглашает заглянуть в музей, как раз туда я в то утро и направлялся.
   Приветливые сотрудники Музея показывают направление и очередность осмотра, вот помещение с экспонатами Древнего Египта … язычество Древнего Египта было моим одним из первых интересов «непознанного», а вот и другой этаж, сотрудница музея открывает мне дверь, приглашая ознакомиться с бытом славян от первобытности до нового времени, именно через историю я пришёл к славянскому язычеству…  как и мой Путь, осмотр музея завершался экспозицией, посвящённой вере славян, представлял его один из ярчайших представителей, дошедший до нашего времени - Збручский Идол.
   Поскольку все сотрудницы этажа были увлечены какой-то беседой около лестницы, группу школьников я обогнал ещё на предыдущем этаже, а других посетителей не было, в зале я был совершенно один. Обходя идол я нежно провёл по нему рукой. Вопреки всяким байкам, меня не ударило током, не разорвало на части и супермен не проломил потолок своим появлением. Но сотрудница музея так же не спешила появляться, а это значит… я оставался наедине с Ним. В моей жизни случались довольно странные события, я не знаю как это происходит, как их нужно вызывать так, что бы они были каждый раз, а не иногда, что из них невероятные совпадения, а что нет… и вообще как там или тут всё устроено. Но к выводу, что «всё не просто так» я пришёл довольно давно.  Я не могу сказать, что я умею или знаю как нужно медитировать, но тогда я решил «помедитировать», попросил Збручский Идол «показать что он видел в то время» и сел на пол рядом. Я прекрасно понимал, что он всего лишь камень, но когда я смогу ему ещё раз это сказать и остаться с ним наедине? Пока я себя настраивал, датчики движения перестали фиксировать нахождение в помещении человека, и свет в зале погас. Оказавшись в темноте я закрыл глаза и начал представлять… как на поросшем склоне холма или горы, но не на самой вершине, на своеобразной террасе стоит этот идол. От него исходит сияние синего цвета, преимущественно над ним. Около идола, чуть ниже, по обе стороны горят два костра. Ниже по склону расположена, ещё одна терраса , на которой стоит седой длинноволосый волхв и выполняет какие-то радения. Казалось, что он как бы через идол обращается в «иной мир», т.е. идол выполняет функцию своеобразных ворот, портала.  Поскольку и идол был не цвета природного камня, и капище было далеко от моих представлений о капищах, я открыл глаза, потому что представлять дальше «подобную ерунду» мне не хотелось . Открыв глаза я не испытал ощущений вроде «Кто я?», «Где я?» или «Ёбаный кибастус, что здесь происходит!?!». Было не совсем обычно, но это и было объяснимо, не каждый день я сижу в темноте на полу в музее.  Было некое разочарование, «ничего не произошло», наоборот, напридумывал всякой ерунды: во-первых, красно-оранжевый цвет идола. Я его мог объяснить отражением света костров; сидя на полу я прекрасно понимал, что костры не могут «дать» такого насыщенного цвета (всё же мой дом в детстве стоял в 20-30 метрах от леса и костров я нажёгся прилично), но насыщенность я ещё мог объяснить, это бывает. Но то, что идол стоял на склоне холма, совершенно не укладывалось в моей голове. В моём тогдашнем представлении капище должно было бы находится на открытой местности (типа в поле), на худой конец на пике холма, но никак не на поросшем склоне, где ниже на террасе ещё какой-то монументальный забор и прочие прелести. То, что юго-восточнее меня находились Карпаты, в мою голову не пришло совершенно.
   Я начал вставать, датчики тут же «спохватились» и стало светло. Не вняв морали крыловской басни, я решил пересесть на другое место, но там было не так комфортно, я вновь вернулся на старое место, опять присел. Сосредоточиться по-прежнему не получалось, из головы не уходил склон, да и было какое-то чувство что «кино окончено», хотя свет вновь погас и проектору ничего не мешало светить))) Вдобавок, начались раздаваться голоса школьников и я окончательно понял, что всё… нужно собираться. Я встал, в благодарность за всё что было или не было раскланялся перед камнем (изрядно удивив пару уже увидевших меня школьниц),  и походив ещё немного  туда-сюда завершил культурную программу.
   Все свои представлялки я решил не заносить в свой блокнотик (есть у меня один блокнотик, в котором я веду записи, и если кто-то захочет упрятать меня в дурку, сей блокнотик сослужит тому человеку неоценимую помощь… а теперь и ещё этот жж))). Спустя полтора-два месяца мне подарили книгу Рыбакова, в которой тот писал что идол дескать, был окрашен в красный цвет. Ещё там была изображена реконструкции предполагаемого места первоначального нахождения идола, на картинке был каменистый склон и идол стоял на каком-то постаменте. Это совершенно не было похоже на зелёный склон, тем более наличие какого-то постамента. Я было опять подумал что «шеф, всё пропало». Однако, далее по тексту было указано, что место сие предполагалось ошибочно и по новым данным идол был на горе в другом месте. Красный цвет, конечно , не оранжево-красный и на вершине горы, это не на склоне… но это уже не белый камень на поляне, и я решил всё же зарисовать (если этим словом можно назвать мои каракули) то, что мне представилось тогда в музее. Спустя полгода я ознакомился с трудом Русановой-Тимощука о раскопках. Предполагаемое местонахождение («Богит») идола, насколько я себе представлял по плану раскопок, не очень то было похоже на то, что я видел, но вот при чтении описания «Капища 2» в «Звенигороде» я сказал себе «очень похоже», единственное что меня смущало - наличие частокола (к тому времени я уже забыл про «забор на нижней террасе»). Тут я было в очередной раз собирался разочароваться в своих «фантазиях», и место идола нашли - на вершине горы, а единственное найденное место по соседству - тоже не полностью сходится…  И дабы окончательно развеять всякие надежды о своём здравоумии пошёл до блокнотика. Каково же было,  когда за спиной волхва был нарисован добротный забор! Ещё позднее я вычитал у Клейна, что польский исследователь считает, что Збручский Идол был найден выше по течению, чем предполагали Русанова-Тимощук, а на предполагаемом месте (Богит) идол не мог быть установлен, т.к. не влез бы в обнаруженное углубление. А если не Богит, то где…  Звенигород? Звенигород масштабнее Богита, и такой идол, явно должен был занимать одно из почётнейших мест, однако, моё представление о «звенигородском Капище 2» на основе описания, вполне может расходиться с реальностью, о чём тут говорить дальше….
   Я не знаю, сможет ли академическая наука, если не безапелляционно, то достаточно основательно ответить на вопрос, где же находился Збручский Идол. Но если вдруг окажется, что он находился на месте, похожем на «Звенигородское Капище 2», это будет ещё одна монетка в копилку "в этом мире действительно «есть что-то ещё»".

Личное, Славянская вера, Житейское, Размышления

Previous post Next post
Up