Семья и дети

Sep 14, 2010 10:03


ОТЦЫ НЕ МОГУТ, СЫНЫ НЕ ХОТЯТ

Та горечь и та боль, которую испытывают родители, когда их чадо на своем жизненном пути терпит постоянные неудачи, - это расплата за собственные промахи в воспитании. Иногда еще не поздно внести необходимые коррективы во взаимоотношениях со своими наследниками и лучше всего, советует психотерапевт Алексей Нелидов, при этом воспользоваться помощью профессионалов.

- Алексей Львович, лично для меня проблема отцов и детей сводится к формуле «Отцы не могут, сыны не хотят». Что скажете?
   - С отцами с ХХ века не только в России, но и во всех европейских странах стало действительно плохо. Потому что натуральное хозяйство исчезло. Работы на земле нет. Дома, кроме мелкого ремонта, дел никаких нет. Отопление само греет. Вода сама течет. Каждодневно защищать свое жилище не надо... Европейский тип цивилизации лишил мужчину его основных социальных ролей. Тех ролей, с помощью которых и приобщая к которым он мог бы воспитывать своих сыновей как мужчин. Эта проблема уже перезрела. Примерно четыре последних поколения, с момента активной урбанизации, общество страдает от дефицита отцовского воспитания.
   - Что это такое - отцовское воспитание?
   - Мужчина должен развивать в психологии своего сына способность быть самостоятельным деятелем. То есть задумывать дело, начинать его без страха, завершать, оценивать результат и прикидывать, что делать дальше. Вот это нормальная психология мужчины: не останавливаться ни на минуту, а постоянно быть в каких-то делах, фактически постоянно находиться в развитии. В развитии интеллекта, в развитии навыков... Как вы думаете, если в школу теперь войти и про мальчиков спросить, скольких из них учителя охарактеризуют как ленивых?
   - Всех?!
   - Нет, не всех, но процентов 30 - 40 будет. И это будут как раз те самые мальчики, в семьях которых дефицит отцовского воспитания. Отец должен воспитывать способности добиваться, преодолевать трудности, быть организованным, понимать, как устроен окружающий мир. А мать учит чувствовать этот мир, творить. У всех выдающихся писателей, поэтов, художников были выдающиеся мамы.

- Или няни. И бабушки.
   - То есть женщины. Они воспитывают стремление к красоте. Что касается мужчин, еще один важнейший момент в отцовском воспитании - показывать образец здорового образа жизни. И именно мужчина должен дать своему ребенку установку на социальный успех - в профессии, в карьере, в выборе спутницы жизни. Фактически от мужчины зависит, насколько ребенок будет подготовлен к учебе в школе, то есть способен высидеть урок, понять тему, подчиниться требованиям учителя, согласиться с отметкой учителя. Соответственно, если оценка плохая - постараться ее исправить, если хорошая - сделать все, чтобы закрепить успех и развивать его дальше. Все это мужское воспитание, и начинать его надо с момента, как ребенок начинает ходить...
   - Итак, в дефиците отцовского воспитания виновата цивилизация.
   - Это объективный фактор. Но ведь есть еще масса субъективных. Создаваемых самими мужчинами и при помощи их женщин. Например, проблема внебрачного рождения детей. По данным последней переписи, в России чуть ли не 32 процента детей рождаются вне брака. Что это такое: это значит, что женщина решает родить от такого мужчины, на которого рассчитывать как на мужа и на отца невозможно. Понятно, что это трагедия обоих партнеров. Но главная проблема - в мужчине, потому что ему нельзя доверять.
   - С другой стороны, и брак ничего не решает, если учесть, сколько у нас разводов.
   - Это следующая проблема. 65 процентов разводов - это значительно больше, чем где бы то ни было в мире. Возникает вопрос: если супруги заинтересованы в сохранении семьи, почему они не обращаются за помощью к психологам, психотерапевтам? Таких специалистов сейчас достаточно! Есть возможность прийти и посоветоваться, как лучше жить в семье. Вместо этого начинают раздувать конфликты, мстить друг другу, продолжая войну и после развода. Это крайняя психологическая безграмотность, и дай Бог, чтобы она сегодняшним поколением отцов, которым по 25 - 30 лет, и закончилась. Чтобы у следующего поколения этого безобразия не было. Существует масса служб, которые помогают стабилизировать семью, и надо к ним вовремя обращаться, вместо того чтобы бегать по загсам и судам и устраивать там цирковые представления.
- Получается, на сегодняшний день картина безрадостная.
- Оптимизм может вызывать только то, что та же цивилизация, которая испортила мужчинам их ролевое поведение, дала другие механизмы, чтобы мужчины все-таки становились мужчинами. Например, хочешь бросить пить - иди в наркологию. Появилась потребность в спиртном - это уже для тебя звоночек, поэтому не жди запоев, иди к врачу и прерывай развивающуюся зависимость. То же самое касается конфликтов в семье. Как только первые размолвки появились, надо обращаться к специалистам. Даже школьные психологи умеют сегодня консультировать по семейным проблемам.
   - Теперь давайте о второй части формулы «сыны не хотят», при этом я имею в виду не только мальчиков, но и вообще детей. Они не хотят учиться на чужих ошибках и пользоваться родительским опытом, не хотят прислушиваться к их мнению, потому что считают себе взрослыми. И много еще чего не хотят.
   - С вашей точки зрения, это патология? Это норма! И проблема не в том, что ребенок стремится к самостоятельности, а в том, что он к ней не готов всем предыдущим воспитанием. Вот что создает кризис! Когда у ребенка нет никаких хобби, ни в какие кружки-секции он не ходит, учится стабильно на «двойки-тройки» и учиться лучше не желает. Когда у него не возникает потребности, например, испечь себе лепешку или украсить свой угол в доме... В отсутствии вот этого фундамента в личности, в отсутствии тысячи разных развивающих интересов (ведь в 12 лет у ребенка каждый день должно быть по 5 - 8 новых дел, которых он раньше не совершал!) стремление к самостоятельности становится патологическим. Тут появляются и уходы из дома, и курение, и пиво в подворотне, и тоники, которые хоть и безалкогольные, но приучают молодежь к тому, что можно искусственно изменять свое психологическое состояние и, соответственно, заменять этим подлинные чувства радости, счастья, удовольствия... При успешном развитии личности очень немногим детям приходит в голову идея пробовать одурманивающие вещества и даже курить.
   - Слово «нельзя» - не слишком ли часто слышат его наши дети?
   - На приеме у меня была семья: мать, отец, посередине ребенок. И за час нашего общения ребенок получал примерно по 3-4 замечания в минуту, то есть около 200 замечаний с обеих сторон. «Сиди прямо!», «не горбись!», «не крутись!», «куда руку положил!», «как ногу держишь!», «где голова твоя!»... И так непрерывно. Это очень сложная проблема патологических механизмов воспитания. В норме, по крайне мере для российской культуры, должен быть соблюден баланс между позитивными обращениями к ребенку, поощряющими его на какую-то деятельность, и критикой-запретами. Соотношение должно быть таково: 70 - 75 процентов поощрений и 25 - 30 - критики. Если перебарщивать с критикой, развитие ребенка останавливается. Либо он начинает какие-то дела делать, но уже тайком, что называется, с фигой в кармане против родителей. А когда ребенок, как в моем примере, тотально подвергается ограничениям, он вырастает инфантильным невротиком... Кстати, могу предложить вашим читателям эксперимент.
   - Какой?!
   - В течение месяца, наступив, как говорится, себе на горло (это я уже к читателям обращаюсь), прекратите делать своему ребенку какие-либо замечания. Совсем! Вместо этого непрерывно отслеживайте дела, в которых он успешен и сосредоточьтесь на поощрении его за эти успешные дела. Не материальном поощрении, а психологическом! Присоединяйтесь к радости ребенка за его успех в любой мелочи. Обсуждайте с ним, как ему удалось его добиться и что он хочет дальше после этого успеха делать. Вы даже представить себе не можете, что произойдет с вашими детьми за месяц. Особенно в возрасте до 12 лет. И вы получите совершенно другое ощущение от самих себя как от воспитателей, а самое главное, вы начнете лучше узнавать талант своего ребенка и возможности его развития.

отцовство, семья, брак, воспитание, отцы и дети, подростки

Previous post Next post
Up