Вторая сторона овцы

Jul 25, 2023 23:28





Любое социальное взаимодействие имеет две стороны, как монета, как палка о двух концах. Есть Сторона 1 и Сторона 2. Это: Давать - брать. Выполнять требования - выставлять требования. Разрешать, уступать - запрещать, очерчивать границы дозволенного. Подчиняться - управлять.

А вы задумывались когда-нибудь о таком факте: всё наше общественное воспитание, религиозная мораль, все эти сказки, мультфильмы, поучительные рассказы и назидательные истории - всё сводится к тому, что в человеке воспитывается только Сторона1 (отдавать, выполнять, подчиняться) и всячески парализуется и вытравливается Сторона 2: брать, требовать, управлять?

Все нравственные назидания сводятся обычно к тому, что хороший, одобряемый обществом человек - он всё делает что скажут, всё отдаёт и ничего себе не требует. Заходя же на другую, вторую сторону такой воспитанный человек чувствует свою безнравственность, ощущает стыд, страх выхода за рамки дозволенного.

Возможно, скажете вы, такая стратегия воспитания оправдана тем, что жадность, самость и наглость уже и так заложены в животную природу человека, и всё это действительно надо подавлять, иначе общество просто пойдёт вразнос под действием этих инстинктивных сил.



Но остаётся вопрос: А кто будет реализовывать все действия, характерные для Стороны 2, если у всех она так эффективно подавлена и вытравлена в результате хорошего воспитания? Не осталось уже ни волков, ни овчарок-пастухов, ни чабанов, остались одни овечки, охотно подставляющие под ножницы свой пушистый животик. Но кто же будет их пасти? Ведь для того, чтобы пасти овечку надо уметь и выйти за пределы стада, и укусить её или ударить хлыстом, а ещё надо просчитывать траекторию движения стада, предвидеть опасность, защищать от внешних врагов. Кто будет делать всю эту важнейшую работу, если у нас всех учат только мирно пастись и подставлять животик?

И вот тут в нашем обществе я вижу ответ: а выполнять эту работу некому! Никого не готовили управлять стадом, прокладывать маршруты и кидаться на волков, более того, любые элементы этих способностей вытравливались с раннего детства и изживались как постыдные. А раз с пастухами такой дефицит, то кого поставить на эту работу?! Ну надо же найти хоть кого-то? - И тут находят Нездоровую овцу. Вот овца сошла с ума и стала кусаться - сойдёт хоть как-то управлять коллективом! Вот овца помешалась на жадности и прикапывает какие-то ракушки в далёких кустах - значит имеет сильную мотивацию и хотя бы может выйти за пределы стада - будет у нас выполнять функции лидера и предпринимателя!

Да, на такое безрыбье сойдёт и дикая недовоспитанная овца, спустившаяся с гор и взбесившаяся антисоциальная овца - всё лучше, чем ничего. Вы задумывались, почему тот же Е.Пригожин, бывший грабитель питерских квартир, с нулевым военным образованием, в деле управления армией показывает такую феноменальную эффективность на фоне большинства армейских генералов, учившихся этому делу всю жизнь в лучших учебных заведениях? Не потому ли, что эти генералы - в большинстве своём детишки тех, настоящих генералов, выкованных на полях ВОВ, которые решили дать своим сыновьям всё лучшее - отдали их для воспитания московским тётенькам с указками, которые выковали из них воспитанную по лучшим общественным стандартам овцу, привыкшую чинно прогуливаться в загончике из запретов, наставлений у субординации?

У всех нас так хорошо воспитана Сторона1, что порой до смешного: мы не можем очертить рамки и жёстко потребовать что-то даже там, где это необходимо, где без этого беда: в своих семьях, с родственниками и коллегами, с детьми, даже с домашними животными - это просто стыдно и неловко делать. Но без этого всё просто разваливается! И мы уныло на это взираем: ну как же так, мы же добрые, нравственные люди, жили по совести, всё делали правильно, и за что к нам так судьба? - Да просто палки об одном конце быть не может, а к наличию второго конца нас специально не готовили. Точнее, конечно, некоторых готовили - в семьях, где по счастливой случайности сохранялось толковое целостное мировоззрение лидеров, сохранялась здравая преемственность. Но такой спецкурс, сознательно дающий новую расширенную мораль и понятия, выходящую за рамки доминирующей общественной морали и понятий, удалось прослушать в юности единицам.

А пока всё выглядит так: нас тащат куда-то не туда, нам ломают наши границы, и мы страдаем - но не от того, что потерпели поражение, пытаясь их защитить, а потому, что никогда не задумывались, что эти границы вообще существуют, и что их можно и должно защищать. Овцам ни к чему такие понятия, и поэтому они просто испытывают смутное тоскливое ощущение, что с этой жизнью что-то не так.

Просто у меня, и думаю, у многих есть по жизни такие тягостные болезненные вещи, когда вроде бы всё делаешь правильно, по лучшим нравственным ориентирам, а получается какая-то фигня и боль, и нет никакого понятия, что с этим делать. А надо просто перейти в режим чабана со включённой Стороной2: в этот момент заработает волшебное супер-зрение Стороны2. Станет видно, что у вас есть, оказывается, ваше поле, обнесённое забором, и что забор этот в нескольких местах проломан, и через него по полю ходят какие-то проходимцы, а вы вообще типа не в курсе. И надо идти, разгонять всех пинками, потом брать инструменты и ремонтировать этот забор. Задача, кстати, нетрудная, но требует выйти за рамки того, кем ты привык являться.

Previous post
Up