«Ирония судьбы» и война

Jan 03, 2023 23:46


Казалось бы, какая связь между этим фильмом и войной? - Да прямая! На самом деле это фильм про последствия войны. Смотрите: обоим героям около 30 лет. Дело происходит в начале 70х годов. И тот и другая почему-то живут вдвоём вместе с мамой. Что происходило за 30 лет до этого? - Очевидно, Великая Отечественная Война. Заодно это является и ответом на вопрос: "а где их папы?" - Папы погибли на войне, успев, однако, дать жизнь детям. За неимением отца Женю растила мама. В те времена, чтобы выжить самой и вырастить ребёнка у неё был один только выбор: стать одновременно лошадью и быком, бабой и мужиком (эта вынужденная жёсткость и хваткость проскакивает в сценах с мамами героев). Но это не спасло её сына от перекоса гендерных ролей в его голове - он с детства не видел нормальной мужской роли, а потому мужская роль отыгрывается им на основе интеллектуальных понятий о ней, на основе произведений искусства и преданий, а не идёт изнутри. Появляется целое поколение таких маминых мямль, не брутальных, со слабыми проявлениями маскулинности. И одна из художественных идей фильма - романтизация этого небрутального мямли, воспевание его интеллектуально-культурной «мужественности», типа как мужественности нового поколения, мужчины новой "сознательной" формации, идущей не из штанов, а из стихов Пастернака и Цветаевой. - Ну да, и именно поэтому герою в его 35 лет женщина и не очень-то нужна. Основным побудительным мотивом к романтическим действиям является не зов души или зов из штанов, а требование всё той же мамы, которая наигралась с одним состарившимся ребёночком и теперь требует завести ей нового. Блин, и это, если вдуматься, чудовищно!

Противоположность Жени - Ипполит. Сейчас молодёжи это не понятно, даже вообще трудно им втолковать, почему это отрицательный герой. Такой культурный, породистый, ездит на жигулях. Что такого?! Вообще не ясно, о чем он спорит с Женей: «для вас нет никаких правил!» - Что за правила? Что за предъявы? - А фишка в том, что Ипполит - это представитель элиты общества. Его новый жигуль примерно эквивалентен порш кайену или представительскому мерседесу в пересчёте на наши времена. У него в голове гендерные роли срабатывают правильно и чётко- и это показано с особой обличительной издёвкой. Потому что его папу не убили на войне в отличии от Жениного. Его папа был каким-нибудь зав. складом или работником партийного аппарата, он и сыночку обеспечил быстрый старт, определил его в элиту. И скорее всего у Ипполита и квартира есть приличная, а не крохотная напополам с мамой, и вообще всё в этой жизни принадлежит ему. Это и есть те самые «правила и порядки» в нарушении которых он обвиняет романтичного московского гостя. Понятно, что по этим правилам и прекрасная музыкальная блондинка тоже должна принадлежать ему.

Но тут как бы сама судьба вступается за парня, выросшего без отца, сами зрители вступаются за него: «Нет, все эти деньги и машины ничего не значат! Главное - изысканная душа и таинственная любовь, которая ни на что не смотрит и которая играет на стороне Нашего героя, такого же простого и обделенного материальными благами, лишенного нормального детства и полной семьи, как и миллионы из нас!»

По сути, фильм призван как-то заровнять ту яму, ту трагедию, которая стряслась с народом в Великую Отечественную Войну, дать какую-то надежду, даже новые смыслы и стандарты мужественности, женственности, душевности. И всё это правильно и благородно. И я даже верю, что героев впереди ждало счастье. Но меня напрягает одна мысль: когда они поженятся и станут жить на 32 квадратных метрах: молодая семья из двух романтиков + мама-лошадь-мама-бык, приученная самой жизнью к жёсткому доминированию во главе своей ячейки общества - какая же это будет для всех для них задница…

Вы скажете, что я много наобобщал и нафантазировал лишнего - нет, я как раз и есть самый типовой представитель последовавшего за этим поколения, родившийся через год после создания этого фильма, и всё, что будет после титров - видел воочию.
Previous post Next post
Up