Расшифровка данных черных ящиков катастрофы АТР-72

Apr 04, 2012 08:01


Стала проясняться картина катастрофы самолета АТР-72 под Тюменью. Авиационные власти и представители следствия сделали целую серию заявлений - одни версии, высказанные накануне, получают развитие, другие, похоже, можно уже отмести. Тем временем в Тюмени весь день опознавали погибших, в списке 31 фамилия. И медики продолжают делать все возможное для выживших, одного из них переправили на лечение в Москву.

За ночь ни оному из пострадавших не стало хуже. Пожалуй, это было лучшая новость, которую рано утром рассказали врачи. Сейчас в тюменских больницах остаются 11 человек с рейса Тюмень-Сургут. К ним пускают только близких. Следователям медики пока не разрешают опрашивать раненых. Хотя многие в сознании.

"У нас была одна женщина не опознанная, мы выяснили, это Волкова Людмила Алексеевна. Она в тяжелом состоянии", - сообщила вице-губернатор Тюменской области Наталья Шевчик.

У пострадавших во время авиакатастрофы многочисленные переломы и черепно-мозговые травмы. Ожоги совсем незначительные. Одного из пациентов 3 апреля спецрейсом МЧС доставили в Москву. В МЧС сообщили, что его состояние не ухудшилось.

На тюменских станциях переливания крови вторые сутки очередь. Люди уже сдали 400 литров. А с 3 апреля кровь для пострадавших начали принимать и в других городах области. 2 апреля не хватало третьей отрицательной группы, ее привезли из Екатеринбурга и Челябинска.

Второй день в Тюмени идет процедура опознания погибших. У одного из пришедших на опознание в авиакатастрофе разбился сын. Антону Марьтянову было 22. Он летел на самолете первый раз. На научную конференцию. Очень ждал полета, было интересно.

Родным и близким погибших сейчас очень тяжело. У многих нервные срывы, другие, наоборот, замыкаются в себе. С ними работают 25 психологов МЧС. Под наблюдением специалистов родственников отвезли к упавшему самолету. Там прошла панихида.

На месте крушения АТР-72 все еще работают следователи. Бортовые самописцы начали расшифровывать в Москве, в Межгосударственном авиационном комитете. Уже удалось получить первые данные о том, что случилось в воздухе.

"По предварительным данным, самолет при наборе высоты уклонился влево от курса на 150 градусов, и выполняя с левым креном вынужденную посадку, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части", - сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

На связь пилоты почему-то не выходили, и теперь специалисты пытаются воссоздать картину последних секунд полета.

Рейс Тюмень-Сургут компании "ЮТэйр". 5 минут после взлета. Высота 210 метров. Судно почему-то начинает заваливаться, то на 35 градусов вправо, то на 50 - влево. Летчики стараются выровняться. И, похоже, пытаются экстренно приземлиться в поле. По данным расшифровки бортовых самописцев, оба двигателя самолета работали до столкновения с землей. Крен влево-вправо навел экспертов на мысль, что у самолета возникли проблемы со стабилизаторами, это такие маленькие крылья в хвостовой части.

"Стабилизатор - ну, для людей это те маленькие крылышки, которые мы видим в хвосте, это очень важный орган управления, они поважнее чем само крыло; и вот был ли на нем лед, который мог сформироваться во время ожидания руления до взлета, и который ничем вас не напугает до того, чтоб вы не приняли решение не взлетать, и который мог в этот короткий период оказать пагубное действие на траекторию полета; это тоже очень возможно", - пояснил заслуженный летчик России Михаил Марков.

Стабилизаторы были покрыты льдом. Их не очистили и не обработали противообледенительной жидкостью. Скорее всего, это и привело к катастрофе, считают специалисты.

"Здесь сложные метеорологические условия были зимой, и ночью, когда прилетел самолет, шел мокрый снег, он ложился на поверхность крыла и стабилизатора, температура перевалила через ноль и ушла на минус; это способствовало как раз образованию льда на поверхности крыла - речь идет о так называемом наземном обледенении", - рассказал руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

Сначала появились сообщения о том, что пилоту предложили обработать самолет специальным составом от льда. Это не только обычная практика, но и требования регламента в таких погодных условиях. Но пилот, якобы, не согласился - дорого, 30 тысяч рублей - и понадеялся на бортовую противообледенительную систему. Позже выяснилось: да, летчик может отказаться, но тогда рейс могут не выпустить. Окончательное решение принимает наземная группа.

"Они дают оценку, в каком состоянии крыло, в каком состоянии рулевые поверхности; оценку дает техническая бригада, - пояснил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. - Довольно высоко расположено крыло, еще выше расположен стабилизатор, и с земли мы не увидим степень обледенения, есть ли обледенение наверху, для этого нужно на стремянки подняться или на специальном устройстве, чтобы это воочию увидеть".

Как сообщил генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, эта бригада уже отстранена от работы, проводятся "все необходимые действия по уточнению обстоятельств".

3 апреля стали известны результаты медицинской экспертизы: в крови пилотов не было алкоголя. А вот об их летном опыте даже в компании "ЮТэйр" так и не смогли ответить однозначно. Сначала говорилось о том, что командир воздушного судна имел 9 тысяч часов налета, а второй пилот - 2 тысячи. Позже авиакомпания снизила эти показатели до 2,5 тысяч и 1 тысячи 700 соответственно. Командиру было почти 28, сегодня он праздновал бы день рождения, второму пилоту было 24.

"Чтобы вырастить пилота на начальный, первый уровень, требуется 5 лет, а довести его до состояния нормального уровня пилота еще 5 лет, а теперь сопоставьте цифры - второму пилоту всего 24 было", - сказал Президент общественной организации "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков.

Следствие рассматривает и версию отказа техники. До катастрофы под Тюменью в мире было как минимум три аварии самолета АТР-72. Все - из-за обледенения. Крупнейшая - в США в 1994 году. Погибли 64 человека. После этого АТР-72 запретили летать в штатах с холодным климатом. Некоторые эксперты считают, для Сибири и Севера этот самолет вообще непригоден. Противообледенительная система маломощная, поэтому и могла отказать механика крыла. Эту версию разделяют в НИИ Авиации имени Чаплыгина - крупнейшем в России исследовательском и испытательном центре в области аэродинамики и прочности летательных аппаратов.

"Основная особенность в том, что самолет подтвержден необычному обледенению. Профиль выбран несколько неудачно и при попадании в условия обледенения на самолете в задней части крыла снаружи образуется слой льда, который приводит к ухудшению несущих свойств крыла, снижению подъемной силы и потере управляемости. В этой ситуации летчики остаются фактически беспомощными, без управления, начинается валежка, и самолет неуправляемо сталкивается с землей", - рассказал директор НИИ им Чаплыгина Владимир Барсук.

Обломки рухнувшего под Тюменью самолета в ближайшие дни вывезут с поля. Они будут храниться в аэропорту. После того, как их досконально исследуют российские эксперты, сюда прилетят эксперты из Франции. Именно там строят АТР-72. А 4 апреля в Тюмени состоятся первые похороны погибших в авиакатастрофе.
Previous post Next post
Up