О популярной литературе дореволюционной России.
«Пещера Лейхтвейса» это таинственное и будоражащее воображение название некой таинственной книги, часто встречается в описаниях жизни дореволюционных гимназистов.
«- «Пещера Лихтвейса», выпуск девятый, цена пять копеек, - с трудом читает вслух Динка и с интересом разглядывает картинку. На картинке мрачными, темными красками нарисована пещера, загроможденная камнями и ящиками. Из-за ящиков видны зверские лица присевших там людей, а у входа в пещеру стоит человек с поднятым вверх револьвером. - Что это, Лень? - с испугом спрашивает Динка.
- А вот, вишь, все убийцы... Графиню одну затащили они... А вот этот самый Лихтвейс и приметил их. Да вот на этой странице как раз написано... - Ленька послюнявил палец и, перелистав смятые страницы, нашел в конце книжки относящиеся к картинке строчки. - «Стой! - крикнул громовым голосом Лихтвейс. - Руки вверх и ни с места! Ваша карта бита!» - громко и медленно прочитал Ленька.
- Ой, как страшно! - прошептала Динка. - И убил он их?
- Зачем - убил? Когда б убил, так не об чем и писать было! Он их все с первого выпуска ловит, а это еще только девятый. Может, под конец убьет, конечно, только этих выпусков еще много.
- Ну как же они спрячутся от него? - глядя на картинку, интересуется Динка.
- А вот тут есть, в самом конце... - Ленька снова берет книжку и читает последние строчки: - «Прогремел роковой выстрел, но пещера вдруг дрогнула, и в тот же миг пол под ногами Лихтвейса провалился вместе с убийцами...»
- Ой! - всплеснув руками, вскрикивает Динка. - Провалился?
- Не бойсь! Вылезет... Ему уже не первый раз эдак-то, - успокаивает ее Ленька, пряча книжку в карман.» (Валентина Осеева. Динка)
В начале XX века роман В. Редера «Пещера Лейхтвейса, или Тринадцать лет любви и верности под землею» был настоящим бестселлером. Его читали все - аристократы, гимназисты, приказчики, буквально все, кто умели читать. Это была настоящая энциклопедия самых различных приключений - благородные разбойники-защитники бедных, подлые злодеи, индейцы - апачи, жадные и злобные ростовщики-евреи, крестьяне, стенающие под пятой самодура-герцога, жертвы кораблекрушения, мудрый придворный шут, притворяющийся дурачком, несметные богатства клада прелатов, могущественные гипнотизеры, силой взгляда могущие заставить, кого угодно сделать все, что им нужно, и многое другое.
История написания самой книги под стать ее содержанию. Настоящее имя ее автора до сих пор неизвестно. Прототипом главного героя книги, как выяснили исследователи, является Генрих Антон Лейхтвейс (Heinrich Anton Leichtweiss), который реально существовал на самом деле, жил в XVIII веке, был браконьером и скрывался в лесной пещере близ Висбадена, правда, не тринадцать лет, а полтора года. Эта пещера, Leichtweisshöhle, сейчас - туристическая достопримечательность Висбадена.
Но и кроме «пещеры Лейхтвейса» было огромное количество невероятно популярной литературы, которая пропала почти без следа после революции 1917 года. В первую очередь, это книги об известных сыщиках. И не Шерлок Холмс из туманного Лондона был самым популярным и любимым героем, а знаменитый американский сыщик Нат Пинкертон. В 1909 году анонимный опрос показал, что до 90 процентов гимназистов (и даже гимназисток!) интересуются рассказами о Нате Пинкертоне и добровольно отказываются от завтраков, лишь бы только купить очередной еженедельный выпуск. Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» вспоминает о неотразимом впечатлении, которое производили на его воображение похождения Пинкертона: «Черт возьми: на каждой странице телефоны, метрополитены, небоскребы в двадцать этажей, кебы, экспрессы, стальные наручники, револьверы, загадочная тюрьма Синг-Синг, одно название которой заставляло содрогаться читателя, наконец, электрический стул…» Блестящая американская жизнь именно с тех пор стала предметом грез российских читателей.
«С раннего утра забравшись на пустырь, ребята читали выпуски Пинкертона , по очереди передавая прочитанные соседу. На пустыре даже воздух, казалось, застыл неподвижно и пропитался солнечным зноем. Было тихо, только пчелы гудели на репейнике, да со двора изредка доносился нечаянный крик или стук. Но вот Женька захлопнул книжку и, перевернувшись на спину, с наслаждением потянулся.
- Всех арестовали, - сказал он удовлетворенно и достал из кармана два окурка.<...> - Чисто работает. Всех один переловил.» (Г.Белых "Дом веселых нищих")
В Германии в 1907 году предприимчивый издатель Генрих Эйхлер. по примеру американцев, наладил выпуск занимательных историй в ярких обложках. Позднее права на их издание выкупило и петербургское издательство •Развлечение». Дизайн обложек немецких, французских и русскоязычных изданий был совершенно одинаков. Самый первый выпуск о подвигах Ната Пинкертона у нас в стране назывался "Заговор преступников". Сюжет и стиль выпусков был совершенно незатейлив. Нат Пинкертон выпускался брошюрами в 32 или 48 страниц, стоимостью 5 - 8 копеек. Низкая цена, броские обложки и невероятные приключения сыщика быстро завоевали рядового читателя. Тиражи выпусков были огромные по тем временам, доходили до 300 000 экземпляров. Авторами книг были самые разные люди. И профессиональные литераторы, такие как Александр Куприн, поэт Серебряного века Михаил Кузмин, писатель П. Орловец, и неизвестные иногда случайные лица.
Кроме приключений Ната Пинкертона, в России писались и издавались приключения Шерлока Холмса местного разлива. Писатель П. Орловец (Петр Петрович Дудоров) пишет серию выпусков «Похождения Шерлока Холмса в Сибири» и «Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России» в 1909 году. Холмс у Орловца чисто российского разлива - он хамоват, курит исключительно сигары, страдает забывчивостью (например, осведомляется, отчего Уотсон не курит и умеет ли тот стрелять), и прекрасно ориентируется на местности, так же прекрасно говорит по-русски, впрочем, как и его соперник Нат Пинкертон. Другая книга П. Орловца, повествующая об эпическом сражении Шерлока Холмса с Сонькой Золотой Ручкой «Воскресший Каин. Похождения Шерлока Холмса против Золотой Ручки» была «признана подлежащей уничтожению» Московским окружным судом в 1911 году. Надо заметить, что П. Орловец создал и серию, где главным героем является им придуманный персонаж «Приключения Карла Фрейберга, короля русских сыщиков», который правда во многом напоминает того же Шерлока Холмса. «Тоненькие книжки-брошюрки о подвигах питерского сыщика Фрейберга распродавались быстрее, чем горячие пирожки. Одни названия этих “бестселлеров” способны были потрясти и невинную гимназистку, и бесхитростную прачку, и благородную даму: “Похититель живых людей”, “Громила-любитель”, “Страшная телятина, или Тайна подполья”» - замечает автор, скрывшийся под литерами М.Р.
Героями популярных выпусков о сыщиках, кроме того, были и Иван Путилин, и Ник Картер, и Ракомболь также часто местного разлива, и Сыщик - женщина, и некий Мелис, и многие другие полностью покрытые пылью времен имена.
Конечно, к этим рассказам и повестям можно относится по-разному. Можно считать их дешевой развлекательной литературой (хотя многие современные читатели высоко оценивают ту жу «Пещеру Лейхтвейса»), а можно считать их - предтечами городского комикса.