ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ БЕЛОРУСОВ
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004c00p/s640x480)
Пахота
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004d5cg/s640x480)
Сев
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004eyhx/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004fdzp/s640x480)
Жатва - уборка урожая
Земледелие было самым древним и жизненно важным занятием белорусов, основное место в котором занимало хлебопашество. Применялась паровая система обработки земли с трёхлетним циклом. Она заключалась в следующем: крестьяне делили землю на три равных поля. Одно из них засевалось озимой рожью, другое - яровыми (овсом, ячменем, пшеницей, гречихой, просом), а третье оставалось под паром - отдыхало. Наряду с трёхпольем вплоть до начала ХХ века сохранялась и древняя подсечно-огневая система, при которой на лесной поляне вырубали и сжигали лес, чтобы удобрить почву золой и пеплом. Основным пахотным орудием белорусов была соха, типы которой варьировались в зависимости от рельефа местности, почвы и климата. С конца XIX века пахотными орудиями, особенно на востоке Белоруссии, всё чаще становились железные плуги.
СКОТОВОДСТВО
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004g73p/s640x480)
Важнейшее занятие белорусов - разведение скота. Оно обеспечивало крестьянское хозяйство необходимыми продуктами питания и сырьём для домашних промыслов. Лошади и волы использовались в качестве тягловой силы для вспашки полей, а также как средство передвижения. Мелкий рогатый скот и домашняя птица составляли значительную часть пищевого рациона белоруса, особенно в праздничные дни.
ТКАЧЕСТВО
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004hfzp/s640x480)
Основным сырьём для домашнего ткачества служил лён, в меньшей степени - овечья шерсть и конопляное волокно. До получения волокна лён проходил тщательную обработку, в процессе которой использовались такие орудия как мялка, трепала и гребни для очищения от костры. Прядение это преобразование волокна в нити, дальнейшее их скручивание производилось вручную при помощи лопатообразной прялки и веретена.
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004k9y3/s640x480)
Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане, на котором вырабатывались разнообразные по качеству и назначению ткани: полотенца, скатерти, покрывала - постилки, домотканина для изготовления одежды.
ОДЕЖДА
Традиционный белорусский костюм в своей основе был единым. Его региональные особенности проявлялись главным образом в покрое, расцветке, характере украшений. Среди женских нарядов наиболее распространён был костюм, состоящий из льняной рубахи - сорочки; шерстяной юбки - андарака, саяна или литника; безрукавки - гарсета; фартука.
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004pc3y/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004q54z/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004rpfd/s640x480)
Существовали также различия в девичьей и женской одежде. Девушки носили обычно головные уборы не закрывающие волосы - повязки, венки, ленты, а замужние женщины покрывали волосы полотенчатыми головными уборами - наметками.
Мужской костюм состоял из рубахи с прямым разрезом ворота, выпущенной поверх льняных или суконных штанов - портов и валяной шляпы - маргелки. Верхняя одежда - кожух изготавливалась из овчины, свита - из белого или серого сукна. Мужская и женская свита, различались не столько покроем, сколько деталями, главным образом отделкой, цветовой гаммой, наличием или отсутствием украшений. Обязательным компонентом костюма был витой, плетённый или тканый пояс.
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004sw3g/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004trd3/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004wqyy/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004xzz6/s640x480)
СВЯТКИ
Наиболее яркие черты праздничной белорусской культуры связаны со Святками, в которых соединились христианские и архаичные (языческие) традиции. Святками называют две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника (24.12/06.01) и заканчивающихся Крещением (06.01/19.01). По церковному календарю даты этого периода посвящены евангельским событиям, связанным с рождением Христа и его крещением в водах реки Иордан. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, который приходится на середину святочного периода (31.12/14.01 - «старый Новый год»).
Отличительной чертой Святок является повсеместно соблюдаемый запрет работать, особенно с наступлением темноты, что и определило народное толкование название этого праздничного цикла - «святые вечера». Тем не менее, при широко известном у славян название святочного периода - «коляда», Рождественский сочельник у белорусов часто именуется «первая коляда» или «голодная кутья» - по названию обязательного обрядового блюда этого времени - «кутьи», канун Нового года - «другая коляда» или «богатая, щедрая кутья» и, наконец, Крещение - «третья кутья» или «водяная коляда».
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004ya96/s640x480)
Вечером под Новый год и под Рождество совершались обходы дворов, во время которых носили «рождественскую звезду» в память о той звезде, которая в соответствии с христианскими представлениями вела за собой волхвов; исполняли песни о рождестве Христа. Но самой яркой чертой святочного карнавала были обходы домов колядниками и игры ряженых. На Крещение все принимавшие участие в ряженье должны были пройти церковный обряд очищения или искупаться в проруби. В этот день совершалось освящение воды, для чего шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называлось это «хождением на Иордан».
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/0004zq38/s640x480)
В Святки также давалось представление кукольного народного театра - «вертепа» или «батлейки». Своими истоками он восходит к средневековым рождественским мистериям. Наиболее распространённой темой была народная драма «Царь Ирод», соединившая христианские обряды с персонажами из народной жизни, ряжеными и колядниками.
![](http://pics.livejournal.com/shchapov_andrey/pic/00050ps8/s640x480)
Смотри также здесь:
http://www.ethnomuseum.ru/section660/1847/1855/2311.htm