Оригинал взят у
p_i_f в
Чёрный человек Моцарта
Черный человек Моцарта - понятие из разряда мистических: никто его не видел, кроме самого музыканта. И потому в вопросе, кто это или что - мистика или болезненные фантазии воспалённого ума, можно сегодня лишь рассуждать, причём с одинаковой степени достоверности в любую сторону: у сторонников той и другой версии немало аргументов и доказательств. Одно вне сомнений - это светлая жизнерадостная музыка композитора….
Чёрный человек Моцарта
Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра...
Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.
Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:
«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы.
Чувствую - мое состояние подсказывает - мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...
И уже 12 декабря 1791 года берлинский «Музыкальный еженедельник» сообщал о кончине Моцарта.
А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные.
У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.
Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" - печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую - об отравлении Моцарта.
Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»…
Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлось. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе - так было ли оно на самом деле или нет?
Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили…
В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…
Так был ли мальчик?
Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта. (Тезис «отравления» был положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). Уж слишком много вопросов оставалось, действительно, открытыми. К примеру, почему никто не провожал Моцарта в последний путь?
Сначала существовала версия, что была снежная буря, но ее опровергли - по данным венских архивов, было тепло и без осадков. На похоронах не присутствовала даже вдова Моцарта: говорили, ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из-за своего болезненного состояния.
Генри Нельсон О’Нил. «Последние часы Моцарта»
Хоронили Моцарта в общей могиле, затерянной во времени. Но и тут свое объяснение: поскольку предполагали, что мог умереть маэстро в том числе и от чумы, гулявшей по Европе, и в таком случае всякие предосторожности были вполне в духе времени.
В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь - смерть - погребение», где автор считает причиной смерти Моцарта «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью». Однако тайна, связанная с кончиной Моцарта, продолжает оставаться вроде как нераскрытой. Хотя никаких доказательств как не было, так и нет: сколько врачей его осматривало - столько было и диагнозов.
А слухи - знает их история немало, порой опережают они славу великого музыканта.
«Партийная» музыка Моцарта
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. Интерес к эзотерическим учениям древности не обошел стороной и Моцарта.
14 декабря 1784 года он вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. Кстати, его вступление в данный союз не было из разряда чего-то неординарного. «Однопартийцем» Моцарта был Иозеф Гайдн и чуть позже вступит в братство отец композитора - Леопольд Моцарт.
Для Моцарта, возможно, это был путь к дополнительному заработку: став Мастером-Масоном, Моцарт создавал музыку, предназначенную для масонских обрядов. Хотя, по литературным источникам, Моцарт был вроде как даже «страстным, убеждённым масоном», совсем не таким как Гайдн, который им только числился, и ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же оставил нам ряд значительных произведений, написанных им специально для масонских обрядов и торжеств.
Среди «масонских» работ Моцарта преобладают вокальные произведения: небольшие хоровые песни и кантаты. Среди них такие сочинения, как: «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol), Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов - музыка для сопровождения ритуальных масонских процессий; Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн - для вступления в ложу братьев ложи. И это, конечно, далеко не полный список.
Считается, что наиболее насыщенной идеями и символами масонства стала опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер (который, кстати, и давал Моцарту рекомендацию для вступления в «братство каменщиков»).
Однако с какой целью и по какому поводу не создавалась бы музыка, на ней - отпечаток великого таланта композитора.
Via