Учимся читать задолго до школы (пошаговая инструкция)

Jun 23, 2015 20:14

Оригинал взят у vikus74 в Учимся читать задолго до школы (пошаговая инструкция)
С удовольствием делюсь со всеми мамами "инструкцией" по обучению грамоте самых маленьких, без нажима и специальных занятий.
Эти приемы испытаны мною на детишках с очень разными характерами и способностями, в том числе и на моей собственной доченьке (которой "не свезло" иметь маму-психолога, ставящую на ней эксперименты
)
Собственно, никаких секретов здесь нет, главное - идти в ногу с развитием речи и интеллекта ребенка.

Шаг 1 (необязательный, но полезный) - До рождения
Начиная с 20-24 недель беременности, когда человечек внутри уже шевелится и способен вас слышать, читайте ему вслух сказки, особенно хорошо - в стихах. Идеальный выбор - сказки Пушкина. Не надо каждый день читать новую сказку, достаточно 5-7 повторяющихся.

Что мы получим:
- ребенок привыкнет к размеренному звучанию литературной речи
- в будущем чтение "знакомых" произведений будет действовать на него умиротворяюще
- вы непроизвольно выучите несколько стихотворных текстов, которые всегда будут у вас на языке и пригодятся, когда вам нужно будет рассказать сказку без книжки под рукой

Шаг 2 - с рождения до года

1. Оклейте комнату ребенка максимально нейтральными обоями (светлого тона, без крупных ярких рисунков)
2. Повесьте в поле зрения малыша 2-3 ярких плаката с буквами, цифрами, фигурами, предназначенными для дошкольников.
Требования к плакатам такие:
- белый фон
- буквы/цифры разборчивых шрифтов (ариал, таймс, и т.п.)
- цвет букв - синий, зеленый, красный.
- рисунки - только "по делу": иллюстрирующие слово (АРБУЗ, БЕЛКА) на данную букву или количество предметов при цифре (ТРИ яблока, ПЯТЬ морковок)
Плакаты желательно менять "по кругу" - два висят, третий спрятан, через месяц замените один плакат, и т.п..
Также неплохо развесить в других местах квартиры географические карты, таблицу умножения и любые другие наглядные пособия. Их можно не менять вплоть до школьного возраста. Пусть просто висят. Они не столько обучают ребенка, сколько связывают в его сознании графику и ощущение комфорта, дома, защищенности. Таким образом мы проводим профилактику школо-учебо-боязни

3. Не забывайте читать ребенку вслух, особенно сказки в стихах. Ритмичная, выразительная литературная речь стимулирует речевые зоны мозга и формирует понимание грамматического строя языка.
Если нет сказок Пушкина или они вам осточертели, читайте любой художественный текст. Сколько по времени? 10-15 минут более чем достаточно. Когда? Когда ребенок спокойно бодрствует, можно и во время кормления (но не в первые 1-2 минуты).

Шаг 3, самый ответственный - с 1 до 2 лет

1. Купите кубики с буквами, лучше 2-3 набора. Требования те же, что и к плакатам:
- белый фон
- буквы/цифры разборчивых шрифтов (ариал, таймс, и т.п.)
- цвет букв - синий, зеленый, красный, допустимо коричневый.
- рисунки - только "по делу": иллюстрирующие слово (АРБУЗ, БЕЛКА) на данную букву
- материал жесткий (дерево, пластмасса), размер - 5-7 см
Поощряйте играть этими кубиками в любые игры: строить башенки и дорожки, складывать-вынимать из коробки.
Внимательно смотрите на ребенка: если увидите, что он заинтересованно рассматривает картинку на кубике, скажите "увлекательным" голосом : это буква А (покажите пальцем). Это АРБУЗ (тоже показываем).
Если ребенок заинтересуется буквой/картинкой на другом кубике, назовите. Достаточно 2-3 картинок за один прием. Не увлекайтесь, прекращайте игру ДО того, как ребенок потеряет интерес.
Время от времени прячьте кубики на недельку-две, а потом доставайте как новую игрушку.
2. Продолжайте чтение вслух. В этом возрасте нужно брать классические малышовые книжки - картонные, иллюстрированные, с большими буквами. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, что такое ЧИТАТЬ. Читая вслух у него на глазах, водите пальцами по строчкам.
Отличный признак успеха , если малыш имитирует чтение. Но если он рвет книжки или использует их как стройматериал - тоже ничего страшного.
3. Во второй половине 2го года научите его различать отдельные буквы на кубиках. Выберите 2 совершенно непохожих буквы (например, А и В) и, побудив ребенка поиграть кубиками, выложите их рядом. Назовите, указывая "это буква А, а это буква В". Спросите: "Где буква В?" Если ребенок не указал сам, покажите за него "Вот буква В". Сделайте 2-3 повтора и переключите ребенка на другое занятие.
Потом как-нибудь ненавязчиво (через несколько часов) спросите ребенка еще раз. Если он вспомнил и указал - радостно похвалите. Если нет - не заостряйте внимание.
Предупреждение: не спрашивайте "Какая это буква?"!!! Этот вопрос ребенку недоступен, он требует интеллектуального усилия и словесного ответа. Задавайте вопрос так, чтобы на него можно было ответить пальцем.
4. Как только ребенок научился узнавать хотя бы 2-3 буквы, находите их везде, где только можно - на обложках книг, упаковках продуктов, рекламных объявлениях. Сопровождайте "поиски" азартом и радостными возгласами - "да вот она, буква И!"

Некоторые дети могут на этом этапе сами заинтересоваться буквами и спрашивать их "имена". Называйте, показывайте, поощряйте объятиями и ласковым взглядом. Время "занятий" - не более 5-10 минут, еще лучше - на ходу, между делом - например, стоя в очереди на кассе супермаркета, остановившись на минутку на прогулке.
Никогда не "занимайтесь" с расстроенным, голодным или увлеченным другой игрой ребенком.

Для ребенка 2го года лучше обходить вниманием "трудные" буквы - Й, Ё, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю
Называть буквы можно как в алфавите, но лучше в упрощенном звучании - Мэ, Кэ, Сэ (вместо Эм, Ка, Эс)
Не поддавайтесь соблазну называть вместо буквы звук - М, К, С. Взрослым кажется, что так проще перейти к чтению (М-А-М-А, а не Мэ-А-Мэ-А). На самом деле на этом этапе важно, чтобы ребенок интуитивно отличал букву от звука.
Никаких пояснений на этот счет не нужно давать. Максимум - сказать "это буква Же, ж-ж-ж" и т.п.

Шаг 4, с 2 до 3 лет - иероглифическое чтение

Продолжайте читать ребенку вслух, "доучивайте" буквы по кубикам. Если не начали на 2м году, начните сейчас. Правила те же самые - сначала добиться интереса, показать 2-3 буквы за раз, вовремя переключиться. Никаких специальных "занятий", только называние букв между делом.

Но теперь вам придется выделить в один прекрасный день час-полтора на работу с принтером или маркером. Сделайте из бумаги - лучше плотной - таблички-надписи к объектам вашего дома - "дверь", "шкаф", "пол". Особенно постарайтесь на кухне, снабдите табличками соль, сахар, чайник - да все, что только можно. Крепите их скотчем или клеем так, чтобы надпись оставалась ровной, открывалась глазу целиком.
Цвет шрифта - черный, красный или синий на белом. Размер - не менее 36го, чем больше - тем лучше.

При всяком удобном случае называйте ребенку "тут написано "ДВЕРЬ" и т.п. Озвучивайте надписи на продуктах - МОЛОКО, КЕФИР, СОК - проводя по ним пальцем. Длинные слова вроде "холодильник" или "чемодан" озвучивайте по слогам, но бегло (как если бы говорили по телефону в шумном месте).
Не забывайте показывать, что вы ЧИТАЕТЕ. Водите пальцем, читая вслух названия книг, и т.п. Покажите ребенку, что чтение дает вам информацию - несколько раз при нем изобразите замешательство (Где же соль? Какую таблетку нам сказал выпить доктор? Куда ушла бабушка?) и счастливое "спасение" при помощи чтения (ааа, па-на-дол). Просите близких оставлять вам и ребенку записки. От папы, к примеру: "я ушел на работу". Покажите ее ребенку и прочтите с таким видом, как будто и ребенок может читать. Напишите записку для магазина (список продуктов печатными буквами) и возьмите ее с собой вместе с карандашом. Играйте вдохновенно: "Тааак, что тут у нас написано? Соль? ага... Пойдем искать соль! Вот она! Видишь, написано: соль морская, мелкая. Вычеркиваем..." Не сердитесь на ребенка, если на какое-то время он позачеркивает все ваши замечательные таблички. Просто постепенно замените их на чистые. То же самое, если ребенок их порвет или снимет для каких-то своих надобностей. Повесьте новые, но не сразу и не демонстративно, иначе игра в надписи превратится в игру "кто настырнее".
Если ваш ребенок начал интересоваться раскрасками, сделайте их своими руками: ОДИН предмет на листе (скачайте из сети, к примеру) и надпись крупными буквами: ДОМ, ЛИСА, КИТ. Размалеванные ребенком раскраски вешайте на видные места в 85-100 см от пола, меняйте их.

Наша задача на этом этапе - научить ребенка "узнавать" слова целиком, как иероглифы. Для этого не нужны никакие способности к языку, только хорошая зрительная память.
Дело можно считать сделанным, когда ребенок может в магазине отличить кефир от молока по надписи.
Для пущей уверенности соберите таблички с предметов и "проэкзаменуйте" ребенка: "Где написано ДВЕРЬ?" "Где написано "САХАР"? не более 3-5 вопросов.

Примерно 50-60% детей справятся, похвалите. Если нет - значит, нужно больше времени на то, чтобы надписи врезались в память ребенку. Разнесите вместе с ним таблички по местам, пусть он поможет вам их прикрепить. Озвучьте их еще раз "Вот написано ОКНО", и т.п.

Некоторые дети сами догадаются находить в надписях знакомые буквы, хвалите, но не побуждайте к этому.
Если же ребенок просит назвать все буквы, переходите к следующему этапу.

Не забудьте развивать речь: побуждайте рассказывать об увиденном, учите стишки, поправляйте неточности произношения или грамматического строя. Поправляя ребенка, не используйте слова НЕТ, НЕ. ("не табаська, а собачка!") Просто тут же произнесите правильно самым доброжелательным тоном. "Мама, там лежит палатоки!" - "лежат платки"

Шаг 5, от 3 лет и старше - "настоящее" чтение
Если вы проделали все вышесказанное, подлавливая ребенка "на интерес" и поощряя, вполне может случиться, что он поймет секрет чтения самостоятельно. А возможно и нет. Не делайте из этого выводов о его умственных способностях, мы к интеллекту пока не обращались, только к памяти и вниманию.
Если вы до трех лет не играли в наши "игры" с кубиками и табличками, то сделайте это сейчас. Усидчивому ребенку можно показывать до 5-7 букв или слов за "сеанс", но делать это не каждый день/неделю. Гиперактивному или просто шустрому - показать 1-2 буквы на бегу, но часто, несколько раз за день - но не каждый день.

Как узнать, что ребенок готов учиться читать? Вот основные предпосылки:
- он может имитировать чтение в той или иной форме (озвучивает названия книжек, или водит пальцем)
- у него сформирована фразовая речь (Баба, дай машинку)
- он произносит (пусть искаженно) длинные слова: телевизор, холодильник, причесался и т.п.
- выучил несколько двух- или четверостиший
- знает названия основных цветов (черный, белый, синий, красный) и форм (круглый, квадратный)
- запомнил не менее 7 букв по кубикам/плакатам, способен ответить на вопрос "Какая это буква?", узнает знакомые буквы в газетах, афишах и т.п.
- распознает отдельные знакомые надписи (для тех, кто не работал с табличками - логотипы товаров, например "Растишка", "Барни")

Если ничего этого нет, придется подождать с полгода, а пока заниматься по кубикам и табличкам. Если фразовая речь не появится к 3,5 годам - проконсультируйтесь с невропатологом и логопедом, ребенку нужна помощь.

Итак, с буквами познакомились, надписи узнаем, книжки не жуем, а спокойно рассматриваем (сперва набегавшись до головокружения).

Теперь нам придется купить книги для чтения.
Первое и главное - книжка-азбука. Можно взять такую, где на одной странице только буква, рисунок и надпись (Ж, изображение жука, слово ЖУК). Можно с двустишием, особенно хорошо - С. Маршак (Бегемот разинул рот, Булки просит бегемот)
Страницы должны быть белыми, рисунки - однозначными (на Ю изображена только юла, а не россыпь игрушек), надписи - крупными.
Не берите книжек с длинными стишками, даже если автор смог запихнуть в четверостишие кучу слов на одну букву (корова Карина кладет кирпичи))). Следите, чтобы стишки были внятными, без двусмысленных слов. ("Молочная машина по городу идет" - взрослому понятно, а малыш слышит : молочна-яма-шина). Книжек-азбук можно иметь несколько, вполне можно взять с одинаковыми стишками, но по-разному иллюстрированные.
Второе - удобочитаемые книжки со знакомыми стишками и сказками (Колобок, Репка, стихи Барто и Чуковского). Пусть вас не смущает, что ребенок и так знает их наизусть, это ему только поможет. Не надо брать малоизвестные книги современных авторов, да еще иллюстрированные на компьютере. Степанов, например, исключительно безграмотно и косноязычно пишет.
Третье - хорошие сказки, русские народные и литературные. Выбирайте с хорошими иллюстрациями, лучше всего - традиционными. Читать их будете вы, поэтому шрифт принципиального значения не имеет.

Четвертое - раскраски. Купите или распечатайте на принтере раскраски с надписями (например, ГУСЬ и рядом изображение гуся). Можно несколько картинок на одном листе, но не более 3

Вооружились книжками? Ничего не попишешь, придется читать!
Пользуйтесь моментами, когда ребенок берет в руки книжку или вытаскивает из ящика давно забытые кубики. Не надо специально сажать ребенка за стол и устраивать уроки.
Общение на тему букв и слов надо вести в самом непринужденном тоне - немного смешливом, немного заговорщицком, но всегда с такой интонацией, которая подразумевает, что ребенок уже умеет читать. Это очень важно! Многие дошкольники - страшные консерваторы: «Мам, а что это в тарелке? А я раньше это ел?» Догадливый родитель всегда подтвердит - ел, ел, тебе очень нравилось. Так же и с чтением: всегда делайте вид, что ребенок уже выполнял это задание раньше, и сейчас ему нужно просто вспомнить. Тем более, что это не так уж далеко от истины - буквы знает, книжку «по имени» тоже, текст в какой-то мере знаком.
Весь начальный этап чтения состоит в том, чтобы узнать «старых знакомых» - слова-надписи прочесть по буквам. Начинайте с коротких - КОТ, МЯЧ. Не смущайтесь тем, что ребенок «халтурит» - угадывает слова, не вглядываясь в буквы. Делайте это за него, как бы с его «разрешения». Примерно так: «Что же тут написано?» - «НОС» - «правильно, нос, Нэ-О-Сэ» (показываем каждую букву пальцем).
Когда дело дойдет до 4-5 буквенных слов, присмотритесь к ребенку. Если он пытается разбить их на слоги - следуйте за ним, разбивайте. Если пытается прочесть целиком - пусть читает, не запутывайте его складами.
Не надо брать книжки, где слова разбиты на слоги, да еще черточками. Это пока рано, да и не нужно тем детям, которые выучили иероглифически хотя бы несколько слов.
Читая ребенку сказки или стишки, время от времени подсовывайте книжку, чтобы он прочитал какое-то слово, или дайте угадать последнее слово в предложении. Пусть он почувствует владение текстом. Самое время составлять слова из кубиков или наборов пластиковых букв. Начните с самого важного слова - нет, не МАМА, а имени ребенка. Что ж, ему повезло, если он Юра или Оля, скорее всего запомнит сразу. Андрей или Марина, пожалуй, повозятся подольше. Ну хорошо, пусть будет МАМА. Особенно если у вас Кристина или Ираклий

Будьте мудры: играйте в буквы, если ребенок увлечен, и забывайте их на время, если он не интересуется. Не думайте, что ребенок "все забудет", если вы отложите азбуку на два-три месяца. Есть такое понятие, как "метод ледокола" - два шага вперед, шаг назад. Если ребенку что-то не по силам, вернитесь к тому, что у него хорошо получилось и закрепите.

К середине-концу 4го года (если ребенок не начнет писать сам) предложите ему "прописи", но не простые. Пусть это будут те же раскраски с надписями, но сделайте буквы прозрачными, контурными. Пусть ребенок закрашивает их так же, как закрашивает картинки. Криво, косо - неважно. Не пропустите важный момент: однажды ваш ребенок не закрасит букву, а проведет внутри нее линии. Ну хорошо, не ждите, сделайте это сами, пусть он увидит, как внутри прозрачной буквы появится написанная карандашом/фломастером. Следующий этап - раскраска из слов-контуров, без картинок. Помогите закрасить буквы и мимоходом прочесть слово. Получилось?
Вот теперь можно писать на пустом листе. Вернее, можно было всегда, просто сейчас это будет осмысленно. Помогайте ребенку, придерживая его руку, но не так, чтобы ему это мешало или раздражало. Заведите "моду" подписывать рисунки, даже если это всего лишь каракули.
Собственно, на этом подготовка к чтению и письму заканчивается. Ребенок либо воспользовался нашими пособиями и уже пытается справляться сам, либо можно подождать, когда заложенная "мина" сработает, время от времени напоминая о буквах и надписях.
Примерно один из десяти детей не поддается нашим ухищрениям совсем. Ну и ладно, ближе к 5 годам можно повторить попытку научить его читать по любым методикам подготовки к школе. Все равно наш труд не пропал даром - ребенок привык к занятиям по чтению, послушал хорошие книги, получил вашу любовь и внимание.

Итак, что нам понадобилось?
- плакаты с буквами, цифрами, фигурами
- кубики с буквами или пластиковые буквы
- бумажные таблички-надписи
- раскраски
- книжки-азбуки
Сколько времени мы потратили? Если вы действовали не по принуждению, а ловили момент, когда ребенок сам проявил интерес или скучал, не зная, чем заняться, то достаточно от 5 минут в день на 2 году и до 20 на 5м (не каждый день и не одной "порцией")
Это будет около 100-120 часов за все 4 года. Или 25-30 обычных школьных дней. Вопрос: КАК надо было нафаршировать школьный букварь ерундой, чтобы 6-7летний ребенок изучал его целый год????

образование, педагогика

Previous post Next post
Up