Инструкция для начинающих писателей: вдохновение, дисциплина и правила хорошего текста

Jun 14, 2015 02:58

Оригинал взят у Журнал ЖЖ в Инструкция для начинающих писателей: вдохновение, дисциплина и правила хорошего текста


Каждые 5 минут в интернете появляется столько информации,
сколько содержится во всех книгах Библиотеки Конгресса США

Драматург Генрик Ибсен (1828-1906), Национальная библиотека Норвегии, 1898

Что мешает профессиональным писателям создать учебник о своём мастерстве? Почему не стоит злоупотреблять «дежурным текстом»? И каких национальных особенностей русской литературы стоит избегать? Список ценных советов для начинающих писателей - в дайджесте «Журнала ЖЖ».



Как писать о том, о чём не хочется?


EDITORSKOE рассказывает, что такое «дежурный текст», и что делать:


Вероятно, натыкались: идет книга, как книга... и вдруг - то ли манифест на тему той или иной идеологической благоглупости, то ли эротическая сцена, явно втискиваемая автором в текст даже не за уши, или боевая сцена, описанная ярым пацифистом, то есть все происходящее вызывает у него омерзение, но вот приходится писать боевик, поэтому... Потом герой, отстреляв нужное количество негодяев, заходит в бар, и вот тут автор снова возвращается в нормальное состояние и с кайфом описывает нюансы правильного принимания внутрь той или иной жидкости.

Понятно, что наши авторы как-то больше знакомы с барами, нежели с полигонами, но фишка в том, что и читатели знакомы с барами не понаслышке, и тут удивить их чем-то довольно трудно.

В общем есть такая штука, как дежурные тексты, которые возникают тогда, когда как бы надо написать, но автору это решительно не нравится. Кто-то не в силах описать секс, а кто-то драку, а формат требует. Получается по Пушкину -

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

Я как бы и сам страдаю от свирепости дежурного текста, потому как избавляться от него трудно и долго, но пара рецептов есть.

1. Простой - не писать то, что писать не нравится. Ну, вот, если не даются боевые сцены, может, ну, его - боевики писать?

2. Сложный. Найти свой путь. К примеру, боевую сцену можно описать с точки зрения красоты пересечения траекторий, аналога жесткого секса, с точки зрения степени адреналинового опьянения и пр. То есть найти свой путь, который связан именно с вашим опытом.

3. Совсем сложный. Поймать вызов. Один талантливый автор недавно заявил, что вот такая-то сцена не является для него «чэлленджем». И это естественная реакция - драки описывают только дураки, секс описывают только пошляки, разве нет?

Писатель должен уметь все, а для этого он должен знать как. Чувствовать что. Как только углубляешься в предмет до понимания, познавания, оказывается, что там - в предмете - интересно. Математика обычно вызывает отвращение у тех, кто так и не дошел до теории множеств. Музыку не любят преимущественно невезучие, которым не удастся извлечь даже из лучшего в мире рояля ничего пристойного.

В общем - ну, его, дежурные тексты. Хотя бы в книгах.

Читать полностью


Что важнее для писателя: вдохновение или дисциплина?


RIKKI_T_TAVI рассказывает об автобиографии викторианского романиста Энтони Троллопа, написавшего за жизнь 63 книги:

Удивительнее всего, наверное, в книге Daily Rituals: How Artists Work история Энтони Троллопа, романиста викторианского времени. Он был чрезвычайно продуктивен, написал за жизнь 47 романов и 16 других книг - рассказов и отчетов о путешествиях. При этом 33 года он проработал почтовым служащим, был женат и имел детей.

Когда он написал в автобиографии о своем методе работы, критики были неприятно удивлены. А где же муза? Она не может приходить по расписанию! Между тем, все романы Троллопа были созданы благодаря его самодисциплине, а не ожиданию музы.

И во время работы на почте и после того, как он ушел с нее в 52 года, распорядок его был один и тот же. В 5:30 каждое утро он садился за письменный стол. Старый слуга его получал пять лишних фунтов в год за задачу будить Троллопа по утрам, что бы ни случилось. Каждый день Троллоп работал три часа. И как он сам пишет - любой занимающийся литературой человек согласится, что за три часа можно написать все, что нужно.

Перед ним почти все время лежали часы и задачей его было писать по 250 слов за каждые четверть часа. Это количество, как он высчитал, ему было вполне по силам. Сначала около получаса он перечитывал то, что было написано в предыдущий день, потом брал перо, придвигал часы и начинал писать. Заканчивал работу перед тем, как одеться и выйти к завтраку. Потом занимался службой и семьей.Такой режим позволял ему выпускать по три романа в трех томах в год.

Пример ему подала мать. Фрэнсис Троллоп сама была известной романисткой. Начала писать она в возрасте 53 лет, от вынужденности - чтобы прокормить своих шестерых детей и бестолкового мужа. Идея оказалась удачной, миссис Троллоп стала вполне знаменитой уже после первой книги - довольно сатирическом рассказе о привычках и особенностях американцев. Чтобы втиснуть писательство в свою полную хлопот жизнь, она садилась за стол в четыре утра и вставала, когда нужно было семью кормить завтраком.

У Троллопа был работающий пример перед глазами, и он его использовал вполне успешно. Критики страдали - не ждет музу, имеет норму выработки в час(!), да еще честно признается, что пишет для денег, а не просто по зову вдохновения. Более того, если Троллоп заканчивал один роман, а три часа еще не истекли, он пододвигал чистый лист бумаги и немедленно начинал новый.

Читать далее в блоге автора


Почему талантливые писатели не пишут учебники


E_LSALVADOR о том, может ли талантливый автор передать свои умения новичку:


Если проанализировать форму и содержание несколько десятков пособий и учебников для писателей созданными профессиональными авторами, преподавателями и литературоведами, то можно постулировать вывод: хороший писатель не может создать хороший учебник для писателей. Сложно сказать, является ли обязательным обратный вывод: чтобы создать хороший учебник для писателей, нужно быть плохим писателем.

Причинами такого парадокса являются пять факторов:

мастерство, творчество, актуальность, индивидуальность и время.

Слишком много мастерства

Опытные писатели не помнят трудностей, возникающих на начальном этапе карьеры писателя. Это эффект знаком специалистам высокой квалификации в любой области. Молодой пилот будет беспокоиться, с какой силой давить на ручку газа, а опытный даже не вспомнит, что есть такая проблема. Начинающий игрок в он-лайн игре будет спрашивать, как пройти ключевой квест, а опытный не сможет объяснить, так как он прошел его давным-давно. Молодой писатель будет волноваться, сколько прилагательных можно использовать в одном предложении, а опытный писатель удивится самой постановке вопроса.

Опытные писатели берутся за написание учебников только по просьбе партнерских издательств. Спустя 20-30 лет после начала карьеры почти невозможно вспомнить трудности творческого процесса начального этапа, поэтому «гранды» пишут о том, что их волнует в настоящий момент. В большинстве случаев в список тем входят: что такое писательство, судьба писателя, писатель и его герои, писатель и критики. Вспомнив о теме книге, мастер раскрывает несколько приемов, которые он использует в текущей работе.

Характерный пример трудностей работы успешного писателя над учебником по писательскому мастерству можно увидеть в книге Стивена Кинга «Как писать книги». Работа Кинга состоит из двух частей: в первой автобиография, а во второй - профессиональные советы для писателей. Кинг написал первую часть всего за несколько месяцев, а вторая часть заняла значительно больше времени. Он объясняет это тем, что ему «не хотелось», и «было не интересно». В результате вторую часть с советами он закончил через три года и то, только по настоянию издательства, с которым у него был заключен контракт. Почти четыре года очень большой срок для Кинга, он гораздо более объемные романы заканчивал за 6-12 месяцев.

Слишком много творчества и слишком мало структурированности

Еще одним недостатком книг о писательском мастерстве опытных писателей является слабая способность структурировать текст. Техника написания художественного произведения и нон-фикшн значительно отличается. При написании аналитических или исследовательских работ необходимо рассматривать текущую ситуацию и ее генезис, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, предлагать альтернативы, разбивать большие темы на составные части, делать выводы.

Писательство - творческий навык образного мышления, который у опытных писателей развит на высоком уровне, а для написания пособия по писательскому мастерству требуются аналитическое мышление и навыки систематизации.

Очень хорошо видна разница художественного образного мышления и научного логического в подходах писателя и литературоведа. Литературный критик Николай Страхов попросил Льва Толстого кратко сформулировать главную идею романа «Анна Каренина», на что Толстой ответил, что ему для этого придется еще раз написать этот роман.

Для писателя привычнее писать в повествовательной технике с использованием личной оценки, множества метафор и художественных образов, а учебник, как аналитическая работа, требует официального стиля и объективной точки зрения.

Варгас Льоса, нобелевский лауреат по литературе, в своей работе «Письма молодому романисту» может в одной главе выдвинуть одно утверждение, а в следующей главе написать о нем: «уверен, что я не прав». Если бы так был написан учебник по медицине, чему могли бы научиться студенты?

Читать далее


Национальные особенности современной российской литературы


DARIA_MARE делится наблюдениями о современной российской литературе и её типичных особенностях:

Чем больше я читаю современных российских книг, тем больше замечаю ошибок/странностей, присущих, как мне кажется, только нашим писателям. На раздумья натолкнула одна очень распиаренная книга, в которой «национальные черты» собраны воедино. Я бы выделила следующие:

1. Путаница с именами

Тут понятно, откуда ноги растут. С западными именами особо не поиграешь: ну, Джон, Джонни... На большее фантазии не хватает. Нашим же авторам есть где разгуляться. Проблема в том, что многие писатели перегинают палку в поисках разнообразия. Так Наталья на протяжении 200 с лишним страниц может отзываться как на Натали, так и на Нату, Наташеньку, Ташку, Тали и т.п.

Читателю сложно уследить за именами героев, которые трансформируются на каждой странице в нечто новое. Клянусь, очень часто бывает, что героиня, заявленная как Светлана, на следующей странице становится Ланой. Пока я судорожно вспоминаю, откуда в квартире Светланы появилась некая Лана, пока до меня доходит, что это одно и то же имя, приходит какой-нибудь гость, который легким движением языка переименовывает Светлану-Лану в Лисицу. И дальше на пяти страницах речь идет о Лисице, которая спустя главу превращается обратно в Светланку.

Ладно бы, речь шла о диалогах. В диалогах как раз позволительны игры с именами. Скажем, я сейчас читаю «Бегущий в лабиринте», где главного героя друзья и недруги именуют и Томми, и Чайником, и шенком, и просто новеньким. Но в тексте герой всегда Томас.

Наши авторы, пишущие от третьего лица, нередко забывают, что только что называли героя или героиню совсем иначе.

Представим, что происходит в книге, где автор постоянно «переназывает» нескольких героев, причем у одного из этих персонажей редкое имя. У-у, это пиши пропало! Читатель просто сходит с ума, пытаясь понять, кто такие Пол и Апполинарий, Рина и Екатерина, Нина и Нинон, Анна и Нютка. Ох, на то, чтобы разобраться в каше из имен, уходит больше времени, чем на то, чтобы вникнуть в сюжет.

2. Красивый стиль

Очень многие российские авторы любят «красивости». Нет, я ничего не имею против книг, в которых каждое слово, каждая метафора настолько изысканны, что хочется распечатать и в рамочку на стену... Как пример - та же Марина Степнова. Но большинство просто перебарщивают, заводя читателя в такой метафористический лабиринт, из которого невозможно выбраться. Сразу вспоминается Остап Бендер, который отпустил супруге Альхена такой длиннющий и двусмысленный комплимент, что даже не смог довести его до конца.

Самое странное, что «красивости» впихиваются во всех персонажей без исключения. Так профессор и бомж разговаривают совершенно одинаково. Если закрыть авторские ремарки, отличить речь одного от речи другого невозможно.

Западные начинающие авторы часто пишут слишком просто, но, на мой взгляд, лучше проще, чем стараться «покрасивше», но неумело.

3. Национальный характер

Честное слово, про нас - как в том анекдоте: «везет тебе, жена, греби себе и греби, а я думай, как жить дальше!». Мы постоянно думаем, наши герои постоянно думают. К месту и не к месту в книгах встречаются размышления, философские вставки. Вместо того, чтобы просто общаться друг с другом, герои выдвигают целые философские теории, доказывают их, опровергают. Умело поданная философия хороша в классической прозе, но герои, размышляющие о судьбах человечества прямо в момент кровавого сражения с зомби, выглядят, мягко говоря, странно. Герой у российского автора не может просто признаться в любви, пока читатель не пролистает двадцать страниц, на протяжении которых герой вспоминает первую любовь в детском саду и полученную в этой связи психологическую травму, ничего толком не произойдет. Каждый второй герой - сам себе психолог, причем неопытный. Чаще всего подобные философствования не к месту вызывают скуку и желание отложить книгу.

Западные авторы гораздо реже «грешат» философией. Новички понимают, что стоит делать ставку не на стиль, который оттачивается годами и не на псевдо-глубокие размышлизмы, а на крепкий, динамичный сюжет, в котором все эти «но ежели копнуть в противоречивость экзистенциализма как ответа на кризис оптимистического либерализма...» совершенно не к месту.

Читать далее


Памятка начинающему писателю


BRITANTSEVA объясняет, как отбросить страхи и написать свой первый шедевр

Однажды, я написала себе такую вот «памятку»:

Призываю со всей искренностью, преодолевающей даже эгоистические мотивы (дальше которых редко кто пробивается), признаться себе, зачем ты пишешь. И признавшись, если, конечно, ты смог погрузиться настолько глубоко, чтобы до этого дойти, ты поймешь, что пишешь ты, затем, что пишется. Что само писание уже и есть твое самое большое вознаграждение. Возрадуйся, потому что у тебя есть о чем писать, есть к этому способность и возможности (что, согласись, в наше время тоже немаловажно). И когда ты действительно это поймешь, ты будешь всякий раз после очередного написанного пассажа благодарить небо за этот подарок.

Но не спеши. Остановись. Задумайся. Перечитай себя.... А теперь еще раз, только еще медленнее, вдумчивее, вкрадчивее. Не прекрасно ли? Слышишь песнь в ушах? Это эхо, только что прочтенных строк, которые создал ты. Ты сам, создаешь себе новый чудесный мир. Вглядись в себя, и ты увидишь свет, идущий из твоей души и освещающий окружающие тебя предметы. Их ограниченность и убогость преображаются в этом свете благодаря новым смыслам, которыми ты их наделяешь. И четыре стены, окружающие тебя минуту назад, рушатся! Их больше нет. Вглядись, что ты видишь? Деревенский луг, залитый полуденным солнцем, грандиозную картину бушующей стихии или урбанистические строения с высоты птичьего полета? Ты видишь это все вместе и много еще чего другого. Потому что твой «пейзаж» иного толка, он разворачивающийся «пейзаж» понимания, который благороднее и чище взятых по отдельности всех этих живописных картин. Но знай, его не опишешь словами и всем тем, что ими порождается - текстами, предложениям, образами, символами... Все перечисленное только запускает механизм творческого созидания, но каждому созидать его нужно самому. И как же тебе повезло, что у тебя этот механизм смазан и на ходу. Ты творец нового мира, это твоя награда и в этом твоя сила.

Что тебе другие? Ты жаждешь быть прочтенным. Ты хочешь известности и признанности. Ты пытаешься объективно оценить свое творчество по количеству «френдов» и «заходов», постоянно смотришь статистику и всякий раз разочаровываешься. Потому что ты убежден, что если не отзываются в комментариях, значит не нравится, значит плохо, бездарно, убого. Значит твое самолюбование ложно. Ведь некоторым стоило выложить только одну Гитар, как через неделю, о них узнала вся страна. Талант признается всеми. Ты бичуешь себя и убеждаешь в отсутствии таланта. Но вот тебе совет. Сядь. Закрой все окна, а лучше вообще на время выруби инет. Открой ворд. Одень наушники если ты не один. И... ударь по клавишам! Импровизируй. Вначале, возможно, будет получаться натужно. И не логично. Иногда ты будешь терять нить мысли, и некоторое время будешь писать вообще без оной. Но вскоре, это я тебе обещаю, ты заметишь вспыхнувшие впереди врата рая. Ты увидишь этот свет, потому что его ни с чем нельзя спутать. И твоя душа откликнется на этот призыв неописуемым восторгом. И вот тогда мир преобразится. И тогда ты поймешь, а точнее почувствуешь, всей своей внутренней сутью, что, действительно, в писание самое приятное и важное это само писание. А не отклики и признания. Ведь по-настоящему пишется только тогда, когда это никому ненужно. Так что, пользуйся своей свободой и просто пиши... Но прежде, с учетом всего сказанного, ты мог бы написать следующее:

Писание совершенно невостребованное занятие, и у него, как многие любят говорить, «нет практического применения». Нет, этого нет. Есть только одиночная душа - которая ищет, мозг - который думает, и божественный, изливающийся свет открытия, который никто не видит. Я не знаю, кем я буду и как сложится моя судьба, но я знаю точно: если я отрекусь от этого вида творчества, то я потеряю самую светлую и самую талантливую часть своей души. Я не знаю, как можно совмещать полезность (и, я бы сказала, применимость) и творчество. Пустое, никому не нужное, нечитаемое, неоцененное, но настоящее и живое. Возможно, я пойму это в будущем. Однако уже сейчас есть минуты, когда вдруг воцаряется тишина и суета уступает место задумчивости. Даже окружающие предметы, как будто бы начинают двигаться, расступаясь, они освобождают дорогу мысли. И вот, где-то там, на горизонте зарождается новый мир. Мир интеллектуального понимания, теоретический, далекий от событий житейского мира, идеально логичный мир разума.... А когда не будет возможности преодолеть неукротимость времени, когда погаснет свет, двери захлопнутся, все исчезнет, и суета вновь закрутится в своем привычном ритме, я бы хотела, чтобы со мной, по крайней мере, оставалась вера в глубокую значимость этого волнующего и ни с чем не сравнимого процесса писания.

Читать далее


Как редактировать и переписывать книги


RAYNE_MINSTREL перевела советы писательницы, номинантки на Букер (в 2006, за книгу «Carry Me Down») и преподавательницы литературного мастерства при Манчестерском Университете - Марии Джоан Хайланд по редактированию и переписыванию книг:

Из редактуры состоит львиная доля писательского труда. Точный и связный текст рождается лишь после написанного в лихорадке и часто бессознательного черновика. Хорошие писатели, сколь надменными они бы не казались, в достаточной степени скромны
и самокритичны для того, чтобы знать - редактура необходима всегда.

Как исправить первый черновик

«Если текст похож на литературный, я переписываю его», - Элмор Леонард.

Вот семь приемов, которые облегчат редактуру и сделают ее более успешной:

1. Уберите преувеличения (будьте «честны» в своей книге). «Злейший враг ясного стиля - неискренность. Когда между твоими истинными и заявленными целями лежит пропасть, то интуитивно обращаешься к длинным словам и утомительным идиомам, напоминая ската, выпускающего чернила, чтобы защитить себя», - Джордж Оруэлл.

2. Вычеркните клише. «Не говори мне про свет луны; покажи мне лучше мерцание света на треснутом стекле», - Антон Чехов.

3. Уберите все неудачные сравнения. Плохое сравнение напоминает длинный, затянутый анекдот с неясной фабулой, рассказанный нервозным комиком.

4. Не пытайтесь написать окончательную версию завязки вашего романа, еще не зная, чем он закончится. (И не тратьте время на работу над завязкой, пока не проделаете всю остальную работу). «Будьте прямы, просты, кратки, мужественны и ясны», - Г. У. Фоулер.

5.Применяйте как минимум одно из этих правил, которые помогут вам посмотреть на свою прозу более ясным взглядом:

- Пишите от руки

- Используйте непривлекательный шрифт

- Прочитайте то, что вы написали, вслух или попросите прочесть это вслух кого-нибудь другого

- Пишите второй черновик, не пользуясь первым черновиком.

«Определитесь с тем, что вы хотите сказать, и скажите это как можно яснее и отчетливее. В этом и заключается единственный секрет прозы», - Мэтью Арнольд.

6. Не используйте больше слов, чем нужно, и воздержитесь от цветистых или «декоративных» слов. «Я никогда не напишу „мегаполис“ за семь центов, когда я могу написать „город“ и получить ту же самую сумму», - Марк Твен.

7. Убедитесь в том, что количество наречий и прилагательных в вашей книге не превышает количества глаголов и существительных. «Дорога в ад вымощена наречиями», - Стивен Кинг.

Пример плохой прозы

Он типичен для черновиков, которые я проверяю ежедневно, и его можно вовремя поправить в том случае, если писатель обладает необходимой толикой таланта и ума, а также руководствуется принципами, приведенными выше:

«Запах в переполненной пивной был настолько мерзким, что я чуть не задохнулся. Он напоминал запах, издаваемый трупом сдохшего три дня назад верблюда. Я тихонько шепнул Саре: „Здесь так отвратительно воняет“. Сара кивнула так яростно, что я подумал, - у нее отвалится голова. Тем не менее, она выглядела прекрасно. Ее рыжие локоны были перепутаны, словно золотые ветви древнего дуба или змеи на голове Медузы-Горгоны, которую мы видели на прошлой неделе в музее».

Этот пример просто ужасен. Описания слишком тяжеловесны, они снижают драматизм и достоверность повествования. Словосочетание «чуть не задохнулся» не просто клише, оно невероятно в данной ситуации. Использование более приземленной фразы лучше, чем слово «задохнулся». Более тонкое и правдивое описание запаха было бы более уместным, например, «в пабе пахло виски и овощным супом». Большинство людей знают, как пахнут виски и овощной суп, но немногие могут представить себе «запах, издаваемый трупом сдохшего три дня назад верблюда». И в «переполненной пивной», наверное, шумно, поэтому «тихонько шепнуть» там не получится.
Остальные ошибки вы можете найти сами и переписать абзац, учитывая их: важно, чтобы читатель не только представлял то, что вы хотите, но и верил вам.

«Лучший стиль - стиль, на который не обращаешь внимания», - Сомерсет Моэм.

Как излечить страх несоответствия

Многие начинающие писатели страдают от проблемы, превращающей их прозу в «мыльный пузырь». Они полагают, что хороший стиль - это «цветистый» стиль, переполненный сложносочиненными, тяжеловесными эпитетами, неуклюжими сравнениями и метафорами, и что всякое великое произведение начинается со сногсшибательного первого предложения.

Когда мне было 20 лет, я чаще всего так и поступала. Я испытывала панику и потратила много сил впустую, руководствуясь представлением о том, что я должна доказать свой интеллектуальный уровень читателю, вместо того, чтобы сосредоточиться на более важных вещах, например, на развитии образов персонажей и на том, чтобы сделать повествование более правдоподобным. Я оставила попытки достигнуть той же красоты сравнений, что у Набокова, и больше стала уделять внимание сочувствию персонажам, наблюдаемую в произведениях Чехова, а также жесткой и привлекательной элегантности книг Флэннери О’Коннора. Я перестала выставлять напоказ все известные мне стилистические приемы и решила писать драматические книги, избавленные от искусственно созданной сложности.

Когда я перестала звучать как писатель, я вышла на другой уровень. Я усмирила свое желание впечатлять и прислушалась к совету Льва Толстого: «Драма должна, вместо того чтобы рассказывать нам всю жизнь человека, поставить его в такое положение, завязать такой узел, при распутывании которого он сказался бы весь».

Читать полностью


Как повысить свою писательскую эффективность


Простые правила от MARIKA_MI , которые помогут сосредоточиться на работе:


Конечно, всем нам хочется писать по полчаса в день после ужина, да так, чтобы выходило гениально и по многу страниц. И опять же всем понятно, что так не бывает: чтобы много, быстро и сплошь шедевры. Но есть несколько правил, которые помогают улучить все параметры. Правила достаточно простые, как обычно и оказывается, но действенные.

1. Выключите интернет. Да, это первое правило эффективного писательства! Даже если кажется, что залез за чем-то полезным, очнешься через два часа, читая статью о бешенстве свиней. Вам постоянно нужно сверяться с Википедией\Грамотой. ру\подружкой? Запишите вопрос на листочке, чтобы не забыть, и посмотрите потом. А пока пишите дальше.

2. Пишете - пишите. Редактируете - редактируйте. Не нужно сваливать все в кучу. Разделяйте процесс письма, при котором не анализируете, а пишете как есть (если не можете, вспомните методы борьбы с внутренним критиком) и редактуру. Не переключаясь постоянно между разными действиями, человек работает гораздо эффективнее.

3. Делайте перерывы. Я сама люблю засесть - и сразу на 4 часа. Но заметила: чем дольше сидишь без перерыва, тем больше хочется заглянуть в интернетик, почитать очень важную статью или книжку.

Лично для меня самой эффективной оказалась система Яны Франк (да и не только ее, наверняка): 45 на 15. 45 минут пишешь, 15 минут занимаешься чем-то другим. Поначалу думала: как же так, на самом интересном месте прервусь! Но на деле после перерыва пишешь с новыми силами, а за 15 минут не успеваешь вылететь из мира книги.

4. Пишите регулярно. Писать раз в неделю 6 часов подряд менее эффективно, чем 6 дней в неделю по часу. Когда вы находитесь в «потоке», даже если непосредственно не набиваете нужные знаки, все равно работаете: мозг обрабатывает информацию, думает над косяками и эффектными ходами. Именно в таком режиме происходят озарения, и посещают неожиданные идеи, которые потом считаются чудом. Уверена, Менделееву таблица приснилась именно оттого, что он постоянно думал над ней. Да и включиться в работу гораздо легче.

5. Оставляйте хотя бы один выходной на перезагрузку. Опять же, мой девиз «хочешь чего-то добиться? Тебе поможет адский труд», но нам необходимо отдыхать, переключаться. Если работать каждый день, без перерыва, запас сил и вдохновения иссякнет, вас начнет тошнить от собственного текста, будет сложнее заставить себя сесть за работу. Даже если это не произошло после первого текста, будет после второго, третьего. Усталость накапливается и выливается в затяжные кризисы. Лучше до этого не доводить.

Читать полностью


8 правил хорошего текста


MARIKA_MI рассуждает о том, существует ли «идеальный текст» и пытается понять, как бороться с внутренним критиком:


Внутренний критик - это хорошо, он помогает автору развиваться, расти над собой, а не почивать на лаврах, даже когда хвалят мама, папа, а, может, даже читатели и издатели. Я твердо убеждена в том, что без внутреннего критика хорошего писателя никогда не выйдет.
Но! Если давать внутреннему критику слишком уж разгуляться, не получится не только гениального текста, но и вообще какого-либо. Просто потому, что после каждого написанного слова внутренний критик будет шептать: «Фу! что это за „сказала“? Как скучно! „Произнесла“?! Еще хуже! Ой, ну, пошел выпендреж!! Да-да-да, давай-ка все перепишем!» - и так до бесконечности.

Я сама постоянно борюсь с маленьким засранцем, который вечно пихает меня под локоть, как только я сажусь за компьютер. Да так, что иногда и садиться не хочется, только настроение портится.
Но для себя я выработала несколько правил борьбы с внутренним критиком. Надеюсь, они помогут и вам)

1. Первое, что нужно сделать, - это осознать, что вы пишете черновик. И даже если там будут (о, ужас!) слова-паразиты, грамматические ошибки, косяки в диалогах и т.п. - не страшно. И даже если вы сейчас пишется реальный бред (а не внутренний критик так считает), всегда можно будет потом переписать. Ключевое тут - ПОТОМ! А пока идите и пишите дальше.

2. Невозможно написать идеальный текст. Это еще одна вещь, которую нужно понять. Ужасно, да. Я пишу это и сама начинаю переживать. Но, увы. Даже у Достоевского огромное количество стилистических ошибок, а у Толстого пару раз меняется имя у гг. И ничего, пережили. И вы переживете.

3. Почитайте отзывы на самого любимого писателя, которым восхищаетесь, считаете гениальным и примером для подражания. Вы увидите, что и гениев кто-то не любит, считает ужасными, скучными и вообще «зачем их читают?». Так что успокойтесь: даже если вы напишете потрясающую вещь, найдутся те, кому не понравится, качество тут не так уж и важно. Но верно и обратное: и самый ужасный текст кому-то придется по душе. Поэтому забили пока на мысли о «все сочтут мой текст ужасным!». Все точно не сочтут)

4. И вот с этим осознанием вы садитесь за стол и пишете. Не переписывать, не перечитывать! Да, косяки, да, неудачная сцена - потом исправите, сейчас нужно писать!

5. Если вы такой маньяк, что не можете писать дальше, пока старая сцена ужасна, разбейте писательство на два этапа: утром редактируете старое, вечером пишете новое. Либо один день редактуры, один день - новое. Главное, не давайте себе увязнуть в правках. Лучше придерживаться пропорции 1:2, максимум - пополам, но не больше.

6. Не нужно стремиться отредактировать все и сразу, для этого у вас потом будет целый отдельный этап. Если правите - правьте чуть-чуть, чтобы не было совсем уж ужасных несостыковок, и идите дальше.

7. Мотивируйте себя. Устанавливайте себе норму, количество слов\часов в день, заставьте друзей или родственников вас пинать, используйте самые жестокие приемы (например, не получишь шоколадку, пока не напишешь тысячу слов) - все, лишь бы заглушить шепот внутреннего критика. Его время еще придет.

8. Обязательно дописывайте. Пришла новая идея - запишите на бумажку (в Ворд) и продолжайте писать старое. Только дописав текст, вы поверите в себя и заткнете хоть ненадолго внутреннего критика.

И вот когда вы уже закончите первый черновик, настанет время внутреннего критика. Дайте тексту отлежаться и выпускайте монстрика))

Читать полностью


писательство

Previous post Next post
Up