Оригинал взят у
sergeytsvetkov в
Этикет Этикет - слово однокоренное со словом этика - подразумевает сумму представлений о должном поведении и о красоте отношений между людьми.
Само слово «этикет» в современном его значении впервые прозвучало на одном приеме при дворе французского короля Людовика ХIV, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.
Но этикет как понятие, как свод определенных правил поведения, разумеется, гораздо древнее - его историю можно проследить, по крайней мере, со времен шумеров и Древнего Египта. Посредством этикета древние люди пытались упорядочить социальный хаос, установить вечный незыблемый порядок, как правило, освященный самим Небом.
Во многих странах этикет буквально порабощал правителей и их дворы. Например, испанские Габсбурги придали этикету мертвенную слаженность механизма. При Филиппе IV он был доведен до пределов совершенства. «Нет ни одного государя, который жил бы так, как испанский король, - читаем в записках путешественника того времени. - Его занятия всегда одни и те же и идут таким размеренным шагом, что он день за днем знает, что будет делать всю жизнь. Можно подумать, что существует какой-то закон, который заставляет его никогда не нарушать своих привычек. Таким образом, недели, месяцы, годы и все часы дня не вносят никакого изменения в его образ жизни и не позволяют ему видеть ничего нового, потому что, просыпаясь, сообразно начинающемуся дню он знает, какие дела он должен решать и какие удовольствия ему предстоят. У него есть свои часы для аудиенций иностранных и местных и для подписи всего, что касается отправления государственных дел, и для денежных счетов, и для слушания мессы, и для принятия пищи. И меня уверяли, что он никогда не изменяет этого порядка, что бы ни случилось. Каждый год в одно и то же время он посещает свои увеселительные дворцы. Говорят, что только одна болезнь может помешать ему уехать в Аранхуэц, Прадо или Эскориал на те месяцы, в которые он привык пользоваться деревенским воздухом».
Иногда слепое следование этикету доходило до абсурда. Как-то Людовику XIII понадобилось срочно обсудить с кардиналом Ришелье проблемы государственной важности. Прибыв во дворец кардинала, король обнаружил, что тот прикован к кровати приступом подагры и не может подняться, чтобы приветствовать его. Законы этикета не позволяли монарху стоя или сидя общаться с лежащим подданным. Но поскольку дела требовали срочного решения, Людовик XIII нашел оригинальный способ спасти положение: он лег в постель рядом с кардиналом и провел единственное в истории государственного управления лежачее совещание.
В России до реформ Петра I основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в Домострое. Эта книга представляла собой свод правил, отредактированных священником Сильвестром в эпоху Ивана Грозного. В ней были прописаны все случаи жизни, начиная от правильного отправления церковных обрядов и кончая указаниями ключнику «как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые». Жизнь царского двора протекала в русле освященного веками обычая и церемониала, заимствованного большей частью из Византии.
Этикет западного образца начал активно внедряться на Руси при Петре I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел переиздать популярную в Европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Многие из правил не утеряли актуальности и поныне, - например: на людях пальцем в носу не копать, мотню в штанах не теребить и т.п.
Впрочем, напоминать об этих и подобных элементарных правилах общежития в то время приходилось не только в России, но и за океаном. Первый президент США Джордж Вашингтон, будучи еще четырнадцатилетним недорослем, составил сто десять «Правил приличного поведения». Вот лишь некоторые из них: «Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях».
Этикет, конечно, вещь хорошая и необходимая, но не стоит относиться к нему серьезнее, чем он того заслуживает. В этой связи можно вспомнить, как Юрий Гагарин на приеме у английской королевы выпил чай и с удовольствием обсмаковал плававшую в чашке лимонную дольку, чем вызвал недоуменные взгляды светской публики, шокированной такой «невоспитанностью» первого космонавта. Тем не менее, вы, конечно, согласитесь, что Юрий Гагарин - несравненно более симпатичный человек, чем английский аристократ.