История трости

Dec 03, 2013 23:32

Оригинал взят у p_i_f в История трости

Далеким предком изящной трости является посох для помощи при ходьбе, известный еще с древнейших времен. В начале своей истории он был обычной суковатой палкой, неоценимым помощников в нелегком пути каждого путешественника, паломника или странника. Со временем непритязательная палка укорачивалась, обтачивалась и украшалась. В XVII в. это нехитрое приспособление претерпело серьезные изменения и превратилось в эффектное дополнение к костюму, подчеркивающее социальный статус своего владельца.




В России интерес к этому аксессуару связан с деятельностью Петра I и его ориентацией на европейский быт. Благодаря великому российскому реформатору элегантные трости надолго становятся элементом российского светского костюма. Петр I лично собрал большую коллекцию тростей, среди которых есть и трость- шпага, и трость-линейка, и тросточка с подзорной трубой. За победу при Калише (1706 г.) Петр I пожаловал своему сподвижнику А. Д. Меншикову наградную трость, изготовленную по царскому эскизу. Ее рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом.




Драгоценные трости были излюбленным подарком среди вельмож и коронованных особ. Скажем, прусский король Фридрих Великий преподнес Екатерине II трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами. По случаю победы в русско-турецкой войне императрица получила в подарок от датчан уникальную трость, в которую был вмонтирован часовой механизм. Он приводил в движение 21 изящную миниатюру с батальными сценами.



Чаще всего для изготовления тростей использовался тростник (не случайно в русском языке слова «трость» и «тростник» - однокоренные), иногда - камыш. Более дорогие экземпляры делали из редких пород дерева, рога, украшали инкрустациями и набалдашниками из слоновой кости и перламутра. Нижняя часть трости, как правило, была оправлена металлом (для увеличения срока службы), а в верхней части делалось отверстие для продевания ленты. Она использовалась для удобства при ношении и для красоты, а если в трость вставлялась орденская лента, то она приобретала символическое значение. Самой выразительной частью изделия были набалдашники, которые зачастую отличались декоративным убранством, изысканностью, тщательностью отделками и высокой стоимостью материалов.



С 30-х годов XVII в. во Франции начали появляться первые дамские тросточки, которые затем превратились в модный дамский аксессуар. Они подходили и к пасторальному наряду молодой дворянки, и к пышному вечернему туалету светской дамы, и к изящной амазонке для верховой езды. Некоторые историки связывают появление женских тростей с модой на высокие каблуки. Ходить на них было настолько неудобно, что женщины, по ехидному наблюдению Джакомо Казановы, «скорее бежали, чем шли, и с такою неловкостию, что казалось, они вот-вот разобьются носом об пол». Женские тросточки обычно были тоньше мужских, а их набалдашник часто делался из фарфора с ручной росписью.



Примерно в то же время трость вошла в экипировку офицерского корпуса, помогая не только подчеркивать служебное положение своего хозяина, но и в случае необходимости поддерживать дисциплину в лагере и на марше. Кроме того, у трости был целый ряд дополнительных функций. К началу XX в. было выдано около полутора тысяч патентов на изготовление различных модификаций трости.



В нее (в зависимости от моды и пожеланий владельца) могли вставляться лорнеты, расчески, фонарики, часы, охотничьи рожки, табакерки, зрительные трубки и т.д.



Трость врача нередко превращалась в своего рода «аптечку» - в ней находились стетоскоп, пинцет, бинты и даже лекарства. Писатели и художники прятали в нее кисти и карандаши, а музыканты - свернутые в трубку ноты.



В рукоятки нарядных театральных тросточек нередко вставлялся... свисток - для освистывания плохих актеров. Отвинчивающийся набалдашник мог исполнять роль потайной фляжки, а сама трость - превращаться в штатив для фотоаппарата.



Кроме того, существовали трости, которые в случае необходимости можно было превратить в раскладное сиденье (например, такая трость всегда сопровождала Льва Толстого во время долгих прогулок по окрестностям Ясной Поляны). Наконец, массивная трость или изящная тросточка со спрятанным внутри клинком вполне могли использоваться в качестве холодного оружия.



Были даже разработаны особые правила «боя» с помощью трости:



Вплоть до середины XX века трость являлась не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Мужские и женские трости привозили из дальних стран или заказывали в подарок у лучших мастеров. Самые ценные экземпляры с гордостью демонстрировали гостям и оставляли в наследство детям и внукам. Оноре Бальзак, знаток и ценитель антиквариата, коллекционировал трости с набалдашниками, украшенными золотом, серебром и бирюзой. Но самой известной считается коллекция элитных тростей Вольтера, которая, по свидетельствам современников, насчитывала 121 экземпляр.



С началом Первой мировой войны трость утратила свою привлекательность и начала отходить в прошлое. Ей на смену пришел стек - короткая тонкая тросточка с кожаной петлей внизу. Со стеками ходили летчики, пехотные офицеры, студенты и многие другие. Даже для детей выпускались маленькие стеки. Однако революция смела и эту моду - в новой нелегкой жизни места изящной тросточке уже не нашлось...

Источник

история вещей

Previous post Next post
Up