Оригинал взят у
altirbis в
Как вольность, весел их ночлег Цыган - нецыган
Цыгана от нецыгана отличает наличие романипэ, т.е. «цыганскости». Это совокупность цыганского духа, цыганской сущности, цыганского закона, осознавания принадлежности к цыганскому обществу, набора цыганских качеств характера и т.п. Есть романипэ - ты цыган, даже если не чистокровный, а только в родстве с цыганами или даже просто в браке или усыновлен(а) (так называемые «белые цыгане»). Нет романипэ - не цыган, и кровь тут роли большой не сыграет.
«Гаджо» (ж.р. гаджи, мн.ч. гадже) - «нецыган, чужак», человек нецыганских понятий и жизни. Нейтральное слово, которое может стать обидным и неприятным только по отношению к самому цыгану или цыганке, мол, ты не наш, ты чужой. Отсюда понятия «романэс» («по-цыгански, правильно») и «гаджиканэс» («не по-цыгански, не по-нашему»).
Два основных правила (рекомендации) межнационального общения гласят: «при отношениях с гадже цыгану лучше придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества» и «обращайся с гаджо так, как он обращается с тобой». Цыганский закон также рекомендует избегать браков с гадже, хотя и не запрещает этого.
Чистое - скверное
Это основное, пожалуй, понятие в романипэ.
Соблюдение разделения на чистое и нечистое в доантибиотичную эпоху было залогом выживаемости таборов.
Избегание скверны сравнимо с соблюдением санитарно-гигенических и эпидемологических норм (карантина) либо же этических запретов. Народная традиция объясняет, что скверна может принести несчастье, поэтому скверны надо избегать.
Скверна делится на незаразную и заразную. При контакте с незаразной скверной достаточно, например, помыть руки, а при контакте с заразной (или навлечении ее на себя) требуется время для «очищения» (т.е. соблюдение карантина, в этических случаях - бойкота оскверненному).
Нечистыми в разной степени являются: низ человеческого тела и одежда для него, распутство, секс и испражнения и все с ними связанное, мусор, беременность, менструация, смерть и роды (до 40 дней), бомжи, преступники (особенно насильники и убийцы), алкоголики, наркоманы, заразно больные, лишившиеся девственности до брака девушки (это вообще страшный позор), приговоренные к нечистоте в качестве наказания (от месяца до полугода либо пожизненно).
Нечистые вещи нельзя поминать при стариках, над едой, вблизи «чистых» вещей (икон, упряжи и т.п.) и вообще в приличном обществе. «До витру» нормальные цыгане ходят далеко, тихо и незаметно, как партизаны. А то вдруг впечатлительный кто попадется. Защитой от несильной скверны также является крестное знамение (у цыган-христиан, естественно).
В человеческом теле нечистота и чистота распределены по-разному. Женщина ниже пояса заразно нечиста, мужчина незаразно нечист. Выше пояса женщина свята, мужчина несвят. Руки умеренно подвержены нечистоте. Нечистота к нечистоте не липнет.
Чем чище душа, тем быстрей сходит скверна. Сколь очистился человек, определяет и он сам, и окружающие. В знак очищения с ним начинают есть из одной посуды или за одним столом.
В связи с понятием чистоты-нечистоты показать ногу выше середины голени - все равно, что показать задницу, непристойно и оскорбительно.
Скверна похожа на воду - стекает вниз и не проходит через плотную либо многослойную преграду (перекрытия в доме, плотная сумка, несколько юбок на женщине). Так, например, юбки скверная вещь, а фартук уже чистая.
Осквернить можно специально, с целью наказания или самообороны. Например мужика-драчуна женщина может прогнать юбкой.
Носитель заразной скверны не может заниматься «чистой» работой (часто - достаточно тяжелой), например, ухаживать за лошадьми или месить тесто.
«Кем быть, чем заниматься?»
Помимо широко известных гадания, попрошайничества, песен и плясок (последние два обычно считаются «детским», несерьезным заработком), у цыган разных этнических групп распространены торговля, некоторые виды ремесел, которыми легко заниматься в кочевье (резьба по дереву, плетение корзин, ковка, лужение, вязание, изготовление метел и веревок и т.п.), скотоводчество (овцы, куры, свиньи, лошади), сезонные или поденные работы, выступление с дрессированными животными (медведи, обезьяны), иногда - цирковое искусство.
Криминал встречается, но он ограничен тем, что по цыганскому закону нельзя брать последнее, обманывать юродивых и им подобных по простодушности и нельзя доводить человека до смерти.
Кони
Лошадь - предмет торговли и транспорт. В связи с этим, чтоб жениться, надо иметь лошадь, а иначе ты неудачник в американском смысле слова.
Кони - «цыганские братья», есть конину - грех.
Сначала кража коня, по-видимости, одобрялось цыганами, но со временем стало восприниматься взрослыми, как хулиганство, представляющее опасность для табора. Ведь лошадь можно и заработать.
Красивую девушку фольклор сравнивает с кобылицей.
Женщина могла ездить верхом только до брака и в старости, «чтоб лошадь не опоганить» (на самом деле - беременным, кормящим и роженицам только верхом и ездить, угу)
Иерархия табора: социальная
Вся иерархия строится на личном престиже и престиже семьи. Эти понятия тесно взаимосвязаны. Человек и его семья могут повысить или понизить престиж себя и друг друга. Например, гулящая девка бросает тень на всю семью, ее сестрам, как минимум, будет тяжело выйти замуж.
Личный престиж складывается из престижа семьи, собственного возраста и социального и семейного статуса, обеспеченности, удачливости, ума, наличия или отсутствия порочащих поступков.
Один из основных принципов - «ни один цыган не может быть над другим» (исключение - возраст). Это одна из причин, почему один цыган не может нанять другого.
Барон - умный, грамотный, знающий и наиболее уважаемый человек (не обязательно мужчина, бывают и женщины-бароны), негласно признанный лидер или человек, ответственный за общение с внешним миром. Баронов может быть несколько. Чтобы быть бароном, надо сочетать в себе п.2 и принадлежность к социально-возрастной группе «зрелых» цыган. Барон подчиняется совету старейшин, т.е. старикам табора.
Женщина всегда подчиняется мужчине. Однако она имеет право совещательного голоса, хотя о своем мнении хорошая жена сообщает только мужу (иначе неприлично). Может быть «второй головой на плечах» своего мужа, что при всем кажущемся приниженным положении дает умной женщине возможности «серого кардинала» и ограждает ее от нападок общества.
Иерархия табора: возрастная
Основное правило - кто старше, тот и главнее. Возраст - не только биологическое, но и социальное понятие.
Дети. «Чисты аки ангелы». Детство начинается с момента зачатия и кончается половым созреванием. Тебя все любят и балуют, но ни прав, ни обязанностей у тебя нет и твое мнение никому не интересно. Детей не крадут, но могут приютить сироту, особенно бездетные пары.
Подростки. От полового созревания до вступления в брак. Обязанности близки к обязанностям взрослых, могут даже иметь «взрослую» долю в заработках, но с правами и мнением - как у детей, считается, что полным разумом он ещё не обладает и к тому же ещё не умеет управляться со своими гормонами, которые поэтому лишают его способности думать. Чаще всего именно подростки несут ответственность за детей, причем эта ответственность понимается ими как долг. Небывалое дело, чтобы подросток обидел ребенка или не помог ему в трудной ситуации. Детская дружба между мальчиками и девочками в подростковом возрасте плавно сходит на нет. Исключения составляют очень близкие родственники: родные и двоюродные братья. Потому что иначе - неприлично и подозрительно.
Молодежь. От вступления в брак до рождения ребенка. Вступление в брак является своего рода признанием совершеннолетия. Это отражается даже в именовании - были «цыганский сын/дочь», а стали «молодой цыган/цыганка».
Взрослые/зрелые. Если цыган не стал взрослым после рождения ребёнка (например, женился в 14-16 лет), то обязательно станет после женитьбы своего чада. Взрослый цыган может не только иметь своё мнение и настаивать на нём (да-да, при старших), он может также стать "бароном", то есть вожаком или представителем табора.
Самые главные в таборе - старики и старухи. Они опытные, заслуженные, знают, как и в какой ситуации поступить так, чтоб было «по-цыгански». Их слушаются все, даже мужчины и даже барон. В старики попадают те, у кого есть внуки, стариком можно стать и в возрасте чуть за 30. Именно старики представляют интересы семьи при решении спорных вопросов.
Этикет
У большинства цыган действует очень сложный этикет, состоящий из правил поведения, зависящих от пола и возраста человека.
Застолье:Так, в гостях и на праздниках женщины обычно сидят отдельно от мужчин: по разным сторонам стола, за разными столами или даже в разных помещениях. Представителям более младших возрастных категорий обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастно-социальных групп или же предписывается спрашивать их разрешения. Во время праздников считается стыдным и невежливым по отношению к присутствующим сильно напиваться. Очень часто на праздниках «дежурят» молодые люди (которым всё равно нельзя пить при старших), в обязанность которых входит предотвращать конфликты и помогать празднующим соблюдать меру. При этом вежливо остановить перебравшего старика и предложить ему пропустить тост считается не наглостью, а заботой.
Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит.
Гости. Гостя, по этикету, полагается накормить, как минимум угостить чаем. Отказываться от угощения невежливо, значит, пришел ссориться. Кроме того, считается, что в гости надо приходить с «гостинцем». Гостю - кров и безопасность.
Употребляется много специфических речевых формул для различных ситуаций. Их неиспользование считается невежливым. Как правило, они употребляются, причём именно на цыганском языке, даже при разговоре на русском или других нецыганских языках. Очень принято чуть что желать счастья, в том числе, пир прощании и чтоб не сглазить.
Разговор о деле никогда не начинается сразу, сначала говорят «о погоде», потом только переходят к цели визита.
Вежливое обращение к старшим в быту формируется при помощи слов «дядя» и «тётя», поставленных перед именем.
Неприличным также считается физический контакт на людях, кроме матери и ребенка. Даже взять жену за руку при людях уже неприлично, не говоря о поцелуе или объятиях. Поэтому на свадьбе не кричат «горько», а девушка, даже если и кокетничает на словах, никогда не даст к себе прикоснуться.
Возрастные события
Рождение. Поскольку роды - событие заразно нечистое, рожают детей там, где мужчины не ходят, но бывает и в собственном шатре, из которого все выходят. При родах могут помогать родственницы, после родов ребенка купают, через некоторое время крестят, причем в ближайшей церкви. В крестные стараются зазвать самых уважаемых цыган. Роженица до 6 недель нечиста, ребенка в руки брать может только мать (карантин связанный с иммунитетом). Всячески берегут от сглаза и не показывают чужим.
Свадьба.
Кража невесты - не традиционный способ вступить в брак, а верный способ нажить себе (и порой невесте) проблем. Это проявление неуважения к ее родне. Если парень выкрал девушку и его догнали раньше, чем он успел с ней обвенчаться, бьют его долго и больно, в основном кнутом и ногами, хоть и не до смерти.
Свадьба начинается со сватовства. Это почти целиком дело родителей, права детей здесь полностью обусловлены их статусом подростков. Они максимум могут попросить родителей заслать сватов в ту или иную семью.
Свадьбу целиком оплачивает сторона жениха.
Хорошая невеста - девственная невеста. После брачной ночи простыню с доказательством девственности выносят гостям на подносе, те в ответ одаривают молодых. «Честность» невесты поднимает престиж ее семьи.
Если девушка оказалась «нечестной», ей обрезают волосы в знак позора. Для семьи это куча проблем, как минимум, компенсация расходов на свадьбу.
Бывает, что соблазнитель кидается в ноги отцу девушки с просьбой отдать ее за него. Тут могут устроить свадьбу, но очень тихую, ибо стыдно, грех прикрывают. Так же поступают с изнасилованными.
Вступить в брак не могут: родственники ближе четвероюродных, кумовья, люди с большой разницей в возрасте (картина «Неравный брак» у цыган нереальна), дети до наступления половой зрелости.
Разводы редки, женские измены сурово караются, на мужские смотрят сквозь пальцы, если мужчина помогает семье. Но чаще мужчина разведется и уйдет в другую семью, чем будет изменять. Вдова живет тихо, не афишируя своей личной жизни. Может так же тихо выйти замуж повторно.
Похороны. Покойников отпевают и закапывают. Потом устраивают поминки. Короче, все как у людей. Покойников стараются не поминать без специальных оговорок типа «закрыта его дорога» или «хорошо лежать ему на том свете». А то обидится и придет, будет губить семью.
Религия
Вопреки газетно-телевизионным мифам европейские цыгане в основном христиане разных конфессий и мусульмане (ближе к Турции и в Крыму). Причем вера зависит от традиций семьи, а не от региона проживания. Набожны, хотя и очень, прям до наивности, суеверны, в ересях не участвовали, за колдовство на костер попадали крайне редко, чаще на виселицу за факт бытия цыганами. Очень хорошо играют на своей репутации «народа колдунов», хотя на самом деле магически одаренных людей среди цыган не больше, чем среди других народов. Искренне удивляются, когда слышат, что гадать и ворожить - это не по-христиански.
Особо чтимые праздники и святые: Рождество, Пасха, Троица, православные - Николай Угодник и св. Георгий, католические - блаженный Сеферино Малья и Сара Кали (считаются покровителями цыган). Все это не говоря уже о Христе и Богоматери (по-цыгански звучит как «Масхари»), Боге-отце («Дэвэл-дад»). «Бог» по-цыгански называется «Дэвэл», звательное «Дэвлалэ!», Сатана - «Налачо», Нечистый, ангел - ангело, черт - бэнг (считается матерным словом).
Основные ценности
Для цыгана это в первую очередь принадлежность к цыганскому обществу, а значит и соблюдение Романо Законо. Изгнание является самым страшным наказанием. Также характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье, достатка.