Оригинал взят у
masterok в
Два больших скачка В 1958 году стартовала печально известная вторая китайская пятилетка (1958-1963 гг.), которую Мао назвал «Большим скачком». Стремление форсировать развитие экономики, в частности, за счёт массового кустарного производства стали, ни к чему хорошему не привело.
Имевшиеся заводские мощности начали эксплуатировать на износ, перегружая сверх всякой меры - стране нужно быстрое светлое будущее! Чтобы ещё увеличить производство ключевого металла, было создано движение «малой металлургии». Обычные селяне, переименованные в металлургов, начали массово выплавлять в самодельных глиняных домнах на дровах низкокачественный, негодный для промышленного использования металл. Уже в 1958 г. количество кустарных доменных печей в Китае перевалило за 700 тыс., в сегменте кустарного производства металла было занято порядка 100 млн. человек. Чтобы увеличить выработку, сельские коммуны пускали на переплавку личные чайники, тазы, сковороды, утюги…
В 1958 году, благодаря нещадной эксплуатации перегруженных заводов и массовому применению «малой металлургии» производство металла в Китае возросло на 45%, а в 1959 году - ещё на 30%. Весь мир ахнул, глядя на такие темпы роста. Но к 1961 г., после победных рапортов, стальной сектор КНР пришел в состояние полного упадка. Выйти снова на уровень 1958 г. производители смогли только в 1964 году.
В 2013 г. Соединённые Штаты Америки вырвались вперёд всех стран мира по суммарному объёму добычи углеводородов. Пресса и аналитики радостно затрубили об этом выдающемся достижении, обещая великой державе скорую энергетическую независимость. Высокие технологии в форме горизонтального и управляемого направленного бурения, а также новаторская технология гидроразрыва пласта привели к смене мирового лидера. Весь мир ахнул.
Что общего (кроме ажиотажа) и каковы различия между китайским скачком в производстве железа 55-летней давности и нынешним американским феноменом? Несомненно, в качестве нефти и газа из сланцев в США никто не сомневается. Их нельзя забраковать, как кустарное китайское железо. И хотя в обоих случаях событие подаётся как прорыв мирового значения, однако в случае с Китаем речь шла о продукции второго передела (выплавка железа идёт из руды или металлолома), а в Штатах - о производстве исходного сырья. То есть, Китай пытался совершить скачок в перерабатывающей промышленности, а США - в сырьевой. Чувствуете разницу в векторах развития?
Несомненно также увеличение занятости в соответствующих сферах. Сегодня именно благодаря сланцевому буму в таких штатах, как Северная Дакота и Техас безработица намного ниже средней по стране, а профильных специалистов остро не хватает. Конечно, в США заняты сланцевой добычей не сотни миллионов крестьян, как некогда в Китае на домнах, но, тем не менее, люди тоже отвлечены от более полезной деятельности. В каком смысле? Напомним, что при добыче сланцевых нефти и газа энергетический возврат колеблется от 2,5 до 3,5. То есть, на добычу трёх бочек нефтяного эквивалента нужно потратить одну. Между тем при извлечении из недр традиционной нефти сегодня типичен возврат от 13 до 18 единиц затраченной энергии.
Чем больше энергии потребляет энергетический сектор для собственных нужд, тем меньше остаётся обществу
В экономике показатель энергетического возврата транслируется в занятость. Можно приблизительно считать, что при энергетическом возврате на уровне 15 каждый нефтяник (точнее, работник энергосектора) обеспечивает энергией 15 рабочих мест (своё и 14 в других сферах экономики). А при энергетическом возврате 3 - всего три рабочих места. И поэтому, если попытаться энергетически обеспечить экономику страны исключительно сланцевой добычей энергоносителей, каждый третий работник в стране через некоторое время окажется занят в добыче или обеспечивающих её отраслях, включая производство бурильных и трубопроводных труб, насосов, компрессоров для гидроразрывов пласта, вентилей, буровых установок, выработку электроэнергии и так далее. Потому что из-за быстрого падения притока для устойчивой добычи нефти и газа из сланцевых пластов нужно бурить, бурить и ещё раз бурить.
Но вот незадача: многие производственные мощности из США были перенесены в Азию, а потому сланцевый бум в США стимулирует не американских, а азиатских изготовителей оборудования. И стремление стать энергетически независимой, если не принять специальных мер, может обернуться для Америки усиливающейся зависимостью от импорта оборудования.
Таким образом, движение к энергетической независимости на основе преимущественно сланцевых углеводородов сулит Штатам такое изменение структуры национальной экономики, что она будет всё больше напоминать российскую. А обещанный на перспективу экспорт сланцевых углеводородов из США, о котором трубят средства массовой информации, только усугубит ситуацию.
Между тем Китай имеет потенциально более перспективные залежи сланцевого газа, чем США. Объём извлекаемых запасов оценивается в 1115 трлн куб. футов. Правительство страны в плане на пятилетку 2011-2015 гг. обозначило цель к 2020 г. достичь производства на уровне 60-100 млрд куб. футов.
Однако и тут не все так как прогнозировали.
Польша и Китай.
Ещё летом стало
известно, что три крупные американские компании сворачивают свои планы в Польше. Совсем недавно (подробней об этом - чуть ниже) появились первые обобщения по Китаю.
При этом решение о начале добычи сланцевого газа в Польше было во многом политическим. То есть даже завышенный ценник по себестоимости добычи не должен был остановить процесс (компании просто получили бы дополнительные льготы). Кроме того, газ собственной добычи действительно может быть дороже импорта. О точных размерах такой «надбавки» говорить сложно, но теоретически для страны это может быть выгодно. Ведь в таком случае она загружает собственное производство. Но, как мы видим на примере Польши, (об Украине пока говорить рано, но там всё примерно то же самое) даже со всеми этими оговорками добыча сланцевого газа ну никаким образом не получается оправданной.
Скажу честно - после всех этих новостей я не обрадовался, а скорее испугался. Мы уже неоднократно писали о «газовом» веке, и важную роль здесь должен сыграть «сланец». Да - не сейчас, но в будущем, когда традиционные запасы исчерпаются. И если «сланцевое чудо» так и останется американским феноменом, то это может поставить под сомнение сам газовый век, а с ним и худо-бедно поступательное развитие человечества на ближайшие десятилетия.
Напомним «контрольные» цифры - доказанных запасов газа сейчас примерно на 60 лет, предполагаемых - на 120, вместе с «нетрадиционным» - на 250. Но на 60 лет доказанных запасов - это при нынешнем уровне потребления. А оно будет стремительно расти. С предполагаемыми запасами ситуация выглядит поспокойней, но тоже гарантировать что-то трудно. Фактически российские восточные территории остались чуть ли не единственными неразведанными регионами. Но и тут из-за объективно высокой стоимости добычи (затраты на освоение месторождений и последующая транспортировка к местам потребления) выход «чистой» энергии окажется меньше формальных поставок газа на рынок.
А тут ещё подоспели новости о шельфовых месторождениях Средиземноморья - по кипрскому блоку. Причём «возятся» с ним уже давно - казалось бы, должны всё проверить, но вот новые
переоценки запасов в сторону уменьшения. Поэтому - без всякой иронии - если планировать вдолгую, то надежды во многом были связаны со сланцевым газом. То, что у других стран не получится повторить американский успех быстро, - это было понятно с самого начала. Вопрос сейчас стоит иначе - получится ли вообще?
Напомним, успех американской сланцевой добычи связан с удачным стечением суммы факторов. Главные из них следующие. Первое - большое число буровых установок на североамериканском континенте, второе - удачная геология месторождений. И если воспроизвести первый фактор в других странах смогут (хотя для этого понадобятся десятилетия), то с геологией ничего не изменишь. Поэтому именно на это имеет смысл обращать внимание, анализируя новости о сланцевой добыче по всему миру. Конечно, мы как сторонние наблюдатели не готовы и не можем разбираться во всех нюансах геологии. Поэтому в первом приближении приходится отталкиваться от двух показателей: начальный дебит (то есть производительность) пробуренных на сланцевый газ скважин. А также большое значение имеет глубина залегания сланцевых запасов.
И вот
статистика по китайским сланцевым успехам: с 2009 по 2012 год были пробурены 129 скважин. Из них - 23 скважины оказались с начальным дебитом свыше 10 тыс. кубометров газа и 8 скважин - с дебитом свыше 100 тыс. кубометров.
Что нам могут сказать эти цифры? Дебиты на сланцевых скважинах падают очень быстро. Поэтому для грубой оценки не то чтобы рентабельности добычи, а скорее адекватности происходящего можно применить следующий приём. Посчитать стоимость полученного за год газа и сравнить с типовой стоимостью бурения скважины.
10 тыс. кубометров в сутки - это 3,65 млн кубометров газа в год. Даже при азиатской цене на газ в 600 долларов за тысячу кубометров выручка составит около 2 млн долларов.
А каковы же затраты на бурение самих скважин? Таких данных по Китаю нет. Но, к примеру, в США скважина глубиной 10 тыс. футов (примерно 3 км)
стоит около 8 млн долларов. А в Польше такая же скважина стоит около 15 млн - из-за меньшей развитости рынка услуг по бурению.
Но и это ещё не всё. Если в США сланцевые запасы залегают на глубинах 6,6-13 тыс. футов, то в
Китае - свыше 13 тыс. футов. Так что китайские скважины, только из-за глубины, дешевле 10 млн стоить не могут, а возможно (учитывая данные по затратам на бурение в Польше) - ближе к 20 млн.
Соответственно, скважины с дебитом 10 тыс. окупить себя никак не смогут. Те, что с дебитами выше 100 тыс.,- в них, возможно, есть какой-то смысл. Но таких оказалось всего 8 из 129. Кстати, в Польше
картина практически идентичная.
Дополнительная проблема в том, что китайский сланец находится слишком глубоко. Это приводит не только к более дорогостоящему бурению. На таких глубинах, как правило, находится только газ (более длинные углеводороды в этих условиях уже разрушаются). А значит - китайские компании не смогут получить выгоды за счёт сопутствующего получения газоконденсата (этана-пропана-бутана), что во многом определяет рентабельность американской газовой добычи.
Да, возможно, удастся подобрать условия, и таким образом чуть улучшить дебиты скважин. Но речь идёт о незначительных изменениях. Вот для
сравнениятипичные американские начальные дебиты, где все технологии отработаны. Тут тоже не густо - начальная производительность скважин составляет от 50 до 300 тыс. кубометров в день, в зависимости от месторождения. Относительный успех американской добычи связан с двумя факторами, которых в Китае достичь, по определению, не удастся: меньшая глубина залегания (более дешёвое бурение) и дополнительная добыча жидких углеводородов.
Интернационального сланцевого чуда не будет. Вопрос - сможет ли «сланец» в мировом масштабе хоть как-то вытянуть на себе «газовый век». Сомнений и опасений здесь становится всё больше и больше.
Препятствие на дороге
Управляющий аналитической компанией Asianomics (Гонконг) Джим Уолкер считает, что Китайская экономика не сможет избежать «жёсткой посадки».
«Наша компания Asianomics с помощью аффилированной фирмы Forensic Asia старается выстроить картину китайской экономики снизу вверх, - рассказывает Джим Уолкер. - Официальной статистике нельзя доверять, поэтому мы смотрим на производственные показатели и бухгалтерские отчёты ряда отдельных компаний по разным секторам экономики. И мы считаем, что рецессия в Китае неизбежна - потому, что многие компании находятся на грани выживания. Соотношение долга и операционного денежного потока уже дошло до уровня 7,7. Другими словами, если компании потеряют возможность перекредитования и им придётся возвращать долги, беря средства из операционного денежного потока, на это уйдёт в среднем 7,7 года. А общая закономерность такова: как только в экономической системе соотношение долга и операционного денежного потока превышает 6, предприятия начинают сокращать капитальные затраты и естественным образом оздоровлять свои балансы. И это всегда приносит спад в экономике - неизбежно наступает рецессия. Мы считаем, что китайские компании сегодня находятся именно в таком положении».
Крупнейший «рынок»
Банк Barclays из-за расследования по подозрению в манипуляциях обменными курсами на FOREX приостановил работу трёх своих FOREX-трейдеров, включая главного дилера в Лондоне. А банки Citigroup и JPMorgan Chase увольняют своих валютных дилеров. Расследование началось после того, как новостное агентство Bloomberg сообщило в июне, что валютные дилеры «забегают вперёд» заказов своих клиентов и сговариваются через SMS с конкурентами для того, чтобы сдвинуть котировки до и в течение 60-секундных интервалов, когда определяются обменные курсы WM/Reuters.
При этом нам совершенно непонятно, зачем затевать столь глупые расследования, когда такая огромная организация, как Федеральная резервная система США открыто проводит манипуляции с процентными ставками на кредитных рынках, а они естественным образом меняют расстановку сил и на ФОРЕКСе. Скупая облигации Казначейства США на 45 млрд долл. в месяц, Федрезерв повышает мировой спрос на доллары.
источники
http://www.oilru.com/comments/read/557/ http://www.odnako.org/blogs/show_29802/ Напомню вам еще по теме:
Гидроразрыв Америки, а так же
Что не договаривают про сланцевый газ на Украине! Оригинал статьи находится на сайте
ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
http://infoglaz.ru/?p=36834