Оригинал взят у
p_i_f в
Паровик братьев Добл Максимальная скорость этого автомобиля составляла 150 километров в час, а до ста километров в час автомобиль разгонялся за 8 секунд. Привычные величины, не правда ли? Только вот автомобиль этот увидел свет в 1924 году и был ПАРОВЫМ.
Model E компании Doble Steam Motors был фантастически сложен и технически великолепен. На этой модели использовался керосиновый парогенератор и четырехцилиндровый мотор. Два цилиндра высокого давления получали пар непосредственно от парогенератора, выходящий из них отработавший пар поступал в два цилиндра низкого давления, отдавал оставшуюся энергию и направлялся в конденсатор. Паровая машина составляла единое целое с задним мостом, не было даже карданного вала, который мог бы создавать лишние вибрации или гудение.
Даже звук у этого автомобиля был особенный. Когда водитель поворачивал ключ зажигания, из-под капота доносился могучий вздох, который сменялся приглушенным горловым рычанием. Однако проходило полминуты, и этот звук стихал. Когда машина трогалась, она уже не производила никаких звуков, кроме мягкого шелеста шин. Обычный нервный ритм переключения передач, сопутствующее ему подвывание двигателя - ничего этого не было, поскольку в Model E отсутствовали коробка передач и сцепление. Водитель просто открывал дроссель (его рукоятка крепилась прямо на руле), и машина разгонялась - свободно, без напряжения. Скорость росла без сбоев и провалов.
Когда зимой 1924 братья Добл привезли свой автомобиль на испытания в Нью-Йорк - Model E подвергся просто «убийственным» условиям для паровых машин. Всю ночь автомобиль простоял в холодном гараже, после чего провел еще около часа на морозном воздухе на улице. Затем включили зажигание - и паровой котел мгновенно проснулся и зарычал! Рабочее давление было достигнуто за фантастические для паровиков 23 секунды. Промерзшая на сильном морозе машина рванула с места уже через несколько десятков секунд - невиданный результат для паровых машин.
Автомобили с революционным паровым двигателем рекламировались как «Magnificent Doble - «великолепный Добл». И они действительно были «magnificent». Одно то, что такой автомобиль был у знаменитого Говарда Хьюза - наглядно показывает, насколько великолепен был этот автомобиль.
К сожалению, сложнейшие технические решения, перфекционизм создателей в выборе деталей (например, электрика от Bosch, только лучшие сорта стали) и роскошная отделка (кожа, дерево, слоновая кость) поднимали стоимость автомобиля до баснословных для того времени 18 тысяч долларов. Такие машины могли позволить себе только очень богатые люди, поэтому один из величайших паромобилей в истории человечества был выпущен тиражом всего в 50 экземпляров, после чего в 1931 году компания Doble Steam Motors закрылась.
Сейчас во всем мире сохранилось всего несколько исправных Doble Model E. Один из них находится в гараже знаменитого телеведущего и коллекционера олдтаймеров Джея Лено: