С Днем рождения, «копейка»!

Apr 18, 2020 14:25


В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года с заводского конвейера съехал первый ВАЗ-2101 - революционный автомобиль для советского автопрома.



«Могильщик социализма»

Начало «жигулёвской» эры перевернуло не только автопром, но и жизнь всего нашего общества. Не зря Егор Кузьмич Лигачёв записал новый завод в «могильщики социализма». Появление «копейки» действительно изменило сознание наших граждан. Если до этого уделом советского человека был общественный транспорт, то с рождением «жигулей» у людей обозначился интерес собственника, появились стремление к комфортной жизни и тяга к путешествиям. В «дожигулёвский» период у жителей СССР таких искушений не было, потому что элитную «Волгу» мог себе позволить далеко не каждый, а для «среднего» класса выпускались лишь мало презентабельные «Запорожцы» и скромные «Москвичи». Да и тех на всех не хватало: в 250-миллионной стране триста тысяч машин в год погоды не делали.











В апреле 1966 года в СССР был принят пятилетний план развития народного хозяйства с перспективой строительства автомобильного гиганта, продукция которого отвечала бы мировым отраслевым стандартам и была доступна населению. Критерии качества подсказал итальянский «ФИАТ» - именно с этим концерном решено было сотрудничать по привлечению иностранных инвестиций. Это был уже проторённый путь: запущенный в эксплуатацию в 1932 году Горьковский автозавод строился при содействии западной компании «Форд», и самый массовый наш грузовик той поры, историческая «полуторка», был копией американской модели «AA». Прообразом «народного» легкового автомобиля стал обладатель титула «европейский автомобиль 1965 года»  ФИАТ-124.





Реверанс партнерам

Из сотни возможных адресов строительства нового завода было выбрано шесть площадок - четыре в России (Волжская, Горьковская, Саратовская, Вологодско-Ярославская), по одной в Белоруссии и Украине (в Броварах под Киевом). Постановлением правительства от 20 июля 1966 года было предписано строить завод в Тольятти - бывшем Ставрополе-на-Волге, названном в 1964 году в честь итальянского государственного деятеля Пальмиро Тольятти. Зарубежным партнерам такой реверанс должен был понравиться.
Предстояла грандиозная стройка, даже по советским меркам, когда превалировал подход, обозначенный термином «гигантомания». За 50 месяцев было возведено 2300 квадратных метров производственных цехов.



Читайте дальше

© Вячеслав Капрельянц, 2018

Если вам понравился пост, ставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать!

мои посты, автопром, автомобили

Previous post Next post
Up