Принято считать, что математики - очень рациональные люди, не проявляющие чувств и эмоций. Однако в реальности это часто неординарные, умные, чуткие и восприимчивые личности, жизнь и творчество которых может вдохновить современную молодежь. Благодаря таким людям, математическая школа Харькова в прошлом имела значительные достижения.
Сегодня рассказываем об Александре Михайловиче Ляпунове, математике, чья наиболее успешная научная деятельность (с 1885 по 1902 гг.) связана с Харьковом.
Первые шаги в математике
Первый научный опыт студента Миши Ляпунова по гидростатике был отмечен золотой медалью Петербургского университета. Вдумчивого, целеустремленного юношу заметил корифей петербургской науки, знаменитый математик и механик Пафнутий Чебышев.
В 1882 году юный Александр превосходно сдал магистерские испытания и следующие три года посвятил магистерской диссертации. Задачу подсказал его учитель Чебышев, предложив решить проблему о форме равновесия вращающейся жидкости, которую он раньше предлагал другим ученым (С. В. Ковалевской, Е. И. Золотареву), но не смог их заинтересовать. Получив ряд новых выводов, Ляпунов столкнулся с непреодолимыми трудностями, но при этом выделил задачу об устойчивости равновесия вращающейся жидкости, что стало темой его диссертации.
Защитив диссертацию в январе 1885 года, Александр Михайлович в возрасте 28 лет получил степень магистра прикладной математики, а весной - звание приват-доцента. Его работа привлекла интерес ученых мира, и краткий ее вариант напечатал «Bulletine Astronomique», а спустя 20 лет она была переведена на французский язык.
Ляпунов должен был с осени начать читать лекции в родном Петербурге, но получил приглашение возглавить кафедру механики в Харьковском университете, который в то время был одним из крупнейших в империи.
В Харькове Ляпунова встретили с недоверием
Александр Михайлович зарекомендовал себя как превосходный лектор. Харьковские студенты встретили его со скрытым недоверием. Ученик Ляпунова В. А. Стеклов вспоминал, как молодой красивый мужчина дрожащим от волнения голосом начал излагать истины, о которых студенты не слышали, и не могли нигде прочесть. Это впечатлило, и негативный настрой слушателей испарился.
Благодаря таланту ученого и ритора, своим уникальным знаниям и обаянию, Ляпунов завоевал уважение молодежи. Лекции Александра Ляпунова были просты, но не в ущерб строгости и изяществу доказательств, и оригинально выстроены. Многое он доказывал по-новому, чего нельзя было найти в учебниках. Он старался развить у студентов интерес к науке, творческую инициативу, самостоятельность, и отрицал любое принуждение.
Александр Ляпунов разработал лекции для университета по теоретической механике, теории дифференциальных уравнений, теории вероятностей, а также аналитической геометрии для Харьковского технологического института, где он параллельно трудился с 1887 по 1893 год. При этом ему удавалось получать в этих науках новые результаты, еще никем не открытые, или доказывать теоремы новыми способами.
Он именовал свои лекции «Записками», и они отбирали у него львиную долю времени. Студенты тех лет по своей инициативе опубликовали литографию лекций Ляпунова, но только в 1982 году был издан целостный курс его лекций харьковского периода.
Любовь всей жизни математика Ляпунова
Во время зимних каникул 1886 году Александр Ляпунов прибыл в Петербург и женился на своей двоюродной сестре Наталье Сеченовой, которую он любил с детства. Когда Саше было одиннадцать лет, внезапно скончался его отец, первый домашний учитель своих трех сыновей. На два года его забрала семья дяди Рафаила Сеченова, который был родным братом выдающегося физиолога Ивана Сеченова.
Вместе с Наташей юный Александр занимался по программе гимназии, что позволило ему после переезда в Нижний Новгород сразу поступить в третий класс. Через 6 лет он закончил гимназию с золотой медалью, и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
В студенческие годы связи Александра Ляпунова с семьями обоих братьев Сеченовых окрепли, а детская привязанность к Наташе переросла в сильное чувство. В любви он был верен своей избраннице до конца. И когда его жене, страдающей туберкулезом, стало хуже, Ляпунов в августе 1918 года принял приглашение читать лекции в Новороссийском университете (г. Одесса).
Но южный климат уже не помогал жене, и 31 октября она скончалась. Александр Ляпунов не смог жить без любимой женщины: в тот же день он выстрелил в себя. За его излишней суровостью пряталась чуткая, отзывчивая и по-детски чистая душа. Через три дня Ляпунов умер, завещав похоронить себя вместе с женой. Супруги похоронены в Одессе, и на надгробном камне перечислены все научные достижения математика Александра Ляпунова.
Теория устойчивости академика Ляпунова
Но вернемся к харьковскому периоду жизни Александра Михайловича, когда он был молод, счастлив и деятелен. До 1888 года, отдавая почти все время составлению лекций, он все-таки смог опубликовать три значительные научные работы в «Сообщениях Харьковского математического общества». С этого года он с рвением отдается научной деятельности.
Особенно плодотворными стали последние девять лет жизни в Харькове (1893-1902 гг.), когда им было создано 20 научных работ. Это отбирало все его время, часто заставляя работать ночи напролет. Он избегал развлечений, посещая только концерты среднего брата, известного композитора Сергея Михайловича. К слову, и младший брат Борис Михайлович стал талантливым ученым в славянской филологии и академиком Академии наук СССР.
В 1892 году Александр Михайлович блестяще защитил докторскую диссертацию «Общая задача об устойчивости движения» в Московском университете. По мнению оппонентов, ее научное достояние было равносильно нескольким трудам такого уровня.
Эта работа стала одной из фундаментальных - в ней впервые были разработаны основы теории устойчивости движения. Ее сразу опубликовали в Харькове, а в 1902 году ее издали в Тулузском университете, в 1949 году - в Принстонском университете, а в 1992 г. - в издательстве «Taylor and Francis».
Интерес к этой работе не иссякает и сейчас, поскольку она связана с современными проблемами самолетостроения, космической отрасли, военной техники и другими направлениями. Не удивительно, что в 1992 году мировое научное сообщество отметило 100-летие теории устойчивости, созданной Ляпуновым.
Январь 1893 года стал для Александра Михайловича знаменательным - он получил звание ординарного профессора Харьковского университета. Кроме научной и преподавательской деятельности, он с 1891 года выполнял обязанности заместителя председателя (товарища) Харьковского математического общества, а с 1899 года и до отъезда из Харькова возглавлял это сообщество и редактировал издание «Сообщения Харьковского математического общества».
Во многом благодаря его строгому и тщательному подходу к научным проблемам, это научное издание стало авторитетным в ученом мире. Оно высылалось в ряд академий и университетов Европы. Преподаватели университета под влиянием научных работ Ляпунова стали больше заниматься проблемами математики, в частности, математической физикой, теорией потенциала, теорией вероятностей. Александр Михайлович нашел ряд неточностей и недостатков в обосновании доказательств, а также ввел ряд новых научных понятий в разные разделы математики.
Характерно, что в зарубежных научных изданиях конца ХIХ в. стали печатать работы, в которых использовались идеи Ляпунова, но без ссылок на его труды. Это вынудило автора заявить о недопустимости таких шагов, обратившись к редакции журнала «Чистая и прикладная математика» (Франция). Когда замечание не возымело действия, он с 1896 года начал печатать свои работы на французском языке, чтобы открыть к ним доступ европейским ученым, со многими из которых он переписывался.
Ляпунов имел широкие либерально-демократические взгляды на положение отечественного образования и сотрудничал в различных комиссиях. В 1901 году он работал в комиссии по усовершенствованию реакционного Устава университетов, принятого в 1884 году. Ляпунов, говоривший на таких заседаниях, как правило, редко, четко и кратко, вносил много предложений.
Он акцентировал внимание на необходимости автономии университетов, свободы творчества, преподавания, свободе слушания курсов студентами, вносил поправки в проект инструкции об инспектировании университетов и т. д. Но эти труды остались невостребованными, и реакционная сущность устава не изменилась.
Реагируя на антидемократизм правительства, Александр Михайлович в 1905 г. подписал «Записку о нуждах просвещения», известную как «Записка 342-х», поскольку ее подписали 342 видных деятелей образования (16 академиков, 125 профессоров, 201 приват-доцентов), которые заявили, что академическая свобода несовместима с существующим тогда государственным строем. Это был смелый шаг людей, потерявших надежду на изменения к лучшему.
В 1900 году научные заслуги Александра Ляпунова были высоко оценены, и его избрали членом-корреспондентом Академии наук. В следующем году он стал ординарным академиком по кафедре прикладной математики Петербургского университета.
Обязательным для того времени было условие переезда член-корреспондента в столицу. Поэтому в 1902 г. Александр Михайлович переезжает в Петербург, где его ожидали новые успехи на научном поприще. Но именно харьковский семнадцатилетний период он считал самым счастливым и плодотворным в своей жизни.
Светлана Лысенко
источник: mykharkov.info