Истории известно немало великих людей, которые улучшили мир благодаря своему вкладу в искусство и науку. В ней также есть место и множеству мерзавцев-шарлатанов, которые позволили другим проделать всю тяжёлую работу, а затем, в последний момент, присвоили их славу и заслуги себе. Что происходит, когда эти два типа сталкиваются? Давайте посмотрим.
5. Отец лазера и патенты
Учёные - такие же люди, как и все остальные. Им также свойственно делать глупости. Наиболее ярким тому примером является история Гордона Гулда, самого доверчивого гения, когда-либо жившего на Земле.
Гулд начал свою научную карьеру с участия в «Манхэттенском проекте». Он мог бы заработать хорошую репутацию, если бы не его решение жениться на коммунистке. В Америке. В 1940-х годах. Во время работы над проектами, которые требовали правительственного допуска. Гулда быстро уволили и занесли в чёрный список.
Но политика и мошенничество не могли долго сдерживать этого гения. В 1957 году, во время уик-энда с выпивкой и сигаретами, Гулд написал девятистраничную работу, в которой описал не только способ усиления света за счёт стимулирования излучения, но и более знаковое изобретение: лазер. Осознав, что это может помочь ему вернуть репутацию в научных кругах, он немедленно отправился заверять свою работу у нотариуса, что было разумным шагом. Место, где он решил это сделать, было соседней кондитерской. А это был не очень разумный шаг.
Юристы убедили Гулда, что ему необходимо создать функционирующий прототип, прежде чем он сможет получить патент на своё изобретение. Это явно не соответствовало действительности и было уловкой частной компании, к которой он присоединился, чтобы получить доступ к материалам для создания указанного прототипа. Они немедленно подали заявку на получение правительственного гранта на разработку лазера. Правительство впоследствии засекретило работу Гулда и выгнало его из проекта, опять же, из-за связи с коммунизмом.
Поскольку Гулд больше не контролировал собственное изобретение, его коллега Чарльз Таунз не только взял на себя проект, но и подал заявку на получение патента, присвоив работу Гулда себе. Гулд пытался помешать Таунзу, подав, в конце концов, заявку на патент. Тем не менее, было уже поздно, и убитому горем учёному пришлось молча наблюдать за тем, как Таунз получил Нобелевскую премию по науке в 1964 году. Спустя 30 лет непрерывной борьбы Гулду удалось добиться получения роялти в размере 30 миллионов долларов. Гулд умер богатым и относительно счастливым в 2005 году, но вряд ли его имя попадёт в школьные учебники.
2. «Фонтан» Марселя Дюшана был создан баронессой из Филадельфии
Марсель Дюшан, знаменитый дадаист и изобретатель хипстерской тенденции лепить усы на всё, что только можно, пожалуй, больше всего известен созданием «Фонтана», скульптуры, представляющей собой перевёрнутый писсуар. Но не каждый может перевернуть унитаз и назвать его произведением искусства. Это также касается мужчины, которому приписывают данную заслугу.
В 1917 году «Фонтан» был представлен анонимно, но все подумали, что это было творение Дюшана, который не стал этого отрицать. Они решили, что подпись «Ричард Матт» из Филадельфии - это всего лишь одно из альтер-эго художника. Но в 1982 году было обнаружено письмо Дюшана к его сестре, в котором он писал: «Одна из моих подруг, которая взяла псевдоним "Ричард Матт", прислала мне скульптуру в виде керамического писсуара». И учёным не потребовалось много времени, чтобы найти её, баронессу Эльзу фон Фрейтаг-Лорингхоув.
Вы, вероятно, никогда не слышали о баронессе Эльзе фон Фрейтаг-Лорингховен (вы наверняка запомнили бы это имя), но она считается первым великим дадаистом в Америке. Она бежала в Филадельфию со своим мужем-бароном/помощником официанта из Европы, терзаемой войной, и стала концептуальной художницей, прославленной такими корифеями, как Эзра Паунд и Эрнест Хемингуэй. Но в то время как другие художники обожали баронессу, она обожала Дюшана.
Ещё одним доказательством, подтверждающим, что «Фонтан» создала именно она, служит тот факт, что она начала увлекаться реди-мейдом задолго до всех остальных, включая Дюшана. Ранее она создала несколько других произведений реди-мейда с иронически громкими названиями. Так, кусок дерева она назвала «Собор», а инструмент водопроводчика - «Богом».
Так почему же баронесса, отнюдь не робкая женщина, не попыталась уличить Дюшана в пассивном плагиате? Главная причина - не то время. Когда «Фонтан» дебютировал в 1917 году, его осмеяли. Зачем претендовать на то, что стало всеобщим посмешищем? Лишь через несколько лет после её смерти, в 1927 году, он стал культовым произведением искусства, которое прославляли поздние сюрреалисты и их лидер Андре Бретон. Бретон также приписал эту работу Дюшану, который не посчитал нужным во всём признаться. Вместо этого, он, как и любой хороший радикальный художник, который отказывается играть по правилам общества, заказал несколько копий «Фонтана» и заработал много денег.
3. Раб изобрёл революционную хлопкоуборочную машину, но все деньги достались его хозяину
При достаточном усердии и изобретательности вы можете изобрести то, что не только улучшит общество, но и сделает вас невероятно богатым в процессе. Или, по крайней мере, того, кто захочет присвоить себе ваши достижения. Такова была судьба Неда (без фамилии), кузнеца и изобретателя новой машины для уборки хлопка, который потратил много времени и усилий на то, чтобы собрать её. Более того, Нед был рабом на плантации, когда изобрел её. Таким образом, он не смог насладиться плодами своего тяжёлого труда, потому что Бюро по патентам и товарным знакам США разрешает подавать патенты только людям - и, согласно правительству США, в то время Нед не дотягивал до этого статуса.
Конечно, владелец Неда, Оскар Стюарт, делал то, что его соплеменники делают лучше всего, и получал прибыль от чужой работы. Стюарт пытался убедить суды, что раз его "собственность" что-то изобрела, то и эта вещь должна стать его собственностью. Клеймители в патентном бюро видели по-другому, поэтому никому не разрешалось патентовать хлопчатобумажный скребок. Нисколько не смутившись, Стюарт просто начал продавать машину без патента, зная, что Нед не в состоянии нанять адвоката и подать на него в суд.
Конечно же, хозяин Неда, Оскар Стюарт, сделал то, что у него лучше всего получалось: забрал прибыль от чужой работы. Стюарт пытался убедить суды, что раз его «собственность» что-то изобрела, значит, эта вещь автоматически становится его собственностью. Сотрудники патентного бюро считали по-другому, поэтому никому не позволили запатентовать изобретение. Нисколько не смутившись, Стюарт просто начал продавать машину без патента, зная, что Нед не в состоянии нанять адвоката и подать на него в суд.
Если вы думаете, что это бессердечно, далее история становится ещё хуже. Стюарт не только отказался предоставить Неду свободу за то, что тот сделал его невероятно богатым, но даже использовал изобретение для борьбы с аболиционизмом. В своих рекламных объявлениях социопат утверждал, что, поскольку такая великая и полезная машина была изобретена рабом, она разоблачала «ложь об отмене рабства, которая затуманивает разум негра». Он пошёл ещё дальше, заявив: «Когда свободный негр вообще что-нибудь изобретал?» Остаётся надеяться, что он, в конце концов, умер от аллергии на арахис.
4. Муж известной писательницы запер её в комнате и присвоил себе её работу
Генри Готье-Виллар, обычный парижский писатель, вынужден был признать, что его жизнь писала лучше, чем он, поэтому он больше не видел смысла делать это самому. Но когда Бог закрывает двери, он открывает окно. А окно Генри Готье-Виллар тут же заколотил гвоздями, чтобы его супруга никуда не сбежала.
Ещё до своего «большого успеха» Генри имел репутацию плагиатора, который приписывал все заслуги себе несмотря на то, что он работал в соавторстве. Однако ему не было предъявлено никаких претензий, когда он в 1900 году опубликовал свой первый большой роман "Claudine a l'ecole" («Клодин в школе») о серьёзной и умной 16-летней деревенской девушке. Это стало хитом в любом случае Парижской книжной версии 1900-х годов в кассе. Его успех впоследствии породил целую серию и ряд мерчандайзинговых связей, таких как духи Claudine и сигареты Claudine (на случай, если вы забыли, что это происходило во Франции).
Что ещё более важно, Клодин была провозглашена голосом нового поколения женщин. Конечно же, не Генри был автором ставшего популярным романа, а его жена, 27-летняя Сидони-Габриэль Колетт. Основой произведения стало описание её взросления. Генри не потребовалось много времени, чтобы понять, что его молодая жена - блестящая романистка, и он воспользовался этим, потребовав, чтобы она написала роман, который он мог бы назвать своим собственным. Когда Колетт потребовала от Генри относиться к ней с должным уважением, он сделал то, что сделал бы любой любящий муж: запер её в комнате и отказался выпускать, пока она не завершит роман.
К тому времени, когда у Колетт появились силы и поддержка, чтобы разорвать унизительные отношения, она написала четыре романа о Клодин, которые Генри благополучно присвоил себе. За свою работу она не получила ни цента, поскольку муж также украл её авторские права. К счастью, на этом история Колетт не закончилась. После того как она ушла от Генри, её творческая карьера расцвела. Она опубликовала несколько классических произведений, таких как La Vagabonde и Gigi, а в 1948 году была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Тем временем Генри потратил все деньги Клодин на азартные игры и выпивку, и теперь его помнят только как её мужа-негодяя.
1. Женщина, которая изобрела лекарство от проказы, была обманута президентом колледжа
Врачи никогда не рассматривали масло чаульмугры в качестве средства от проказы. Его невозможно было применять эффективно. При втирании в кожу оно не давало никакого результата. При приёме внутрь оно вызывало такую ужасную рвоту, что многие предпочитали просто умереть. При введении под кожу оно провоцировало возникновение гниющих волдырей, превращавших кожу пациенты в пузырчатую плёнку. Однако в 1920 году все эти отвратительные побочные эффекты были устранены «Методом Дина», названным так в честь химика Артура Дина. Это был такой способ применения масла чаульмугры, который не только сводил на нет его побочные эффекты, но и существенно повышал его эффективность.
Настоящее чудо-средство. Однако было одно «но»: гениальным изобретателем этого лекарства был не Артур Дин, а Элис Болл.
Болл была первой женщиной и первой афроамериканкой, получившей степень магистра в Гавайском университете, где она настолько поразила своих профессоров, что ей предложили должность преподавателя. Во время преподавания она познакомилась с Гарри Холлманом, врачом, который работал над лекарством от проказы. Болл, которой было всего 23 года, сразу же сделала прорыв: она изобрела метод, который модифицировал масло чаульмугры таким образом, чтобы тело его принимало, а не отторгало.
К сожалению, Болл так и не смогла обнародовать свои находки, так как внезапно заболела и умерла в 24 года. После смерти её работу продолжил президент Гавайского университета Артур Дин, который потратил следующие несколько лет, практически ничего не делая. Когда сыворотка, наконец, была готова, Холлман настаивал, чтобы её назвали в честь Болл. Однако Дин проигнорировал его просьбу, заявив, что это была исключительно его заслуга.
Метод Болл спас тысячи жизней и стал первым важным шагом в борьбе с одной из старейших эпидемий. И сегодня Болл, наконец, получила заслуженное признание, поскольку мы все начинаем осознавать, сколько людей было вычеркнуто из истории, потому что некоторые посредственные белые парни не могли справиться с тем, что их превзошли.
По материалам сайта
cracked.com источник